К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Поздний урожай: стратегия, от которой «Локомотив» отказался, теперь приносит прибыль

Ральф Рангник представляет стратегию «Локомотива» в октябре 2021 года. Фото: Александр Щербак/ТАСС
Ральф Рангник представляет стратегию «Локомотива» в октябре 2021 года. Фото: Александр Щербак/ТАСС
Сразу несколько источников сообщили СМИ о том, что питерский «Зенит» ведет переговоры о трансфере защитника «Локомотива» Наира Тикнизяна за €8 млн. Клуб, поддерживаемый «Газпромом», уже приучил зрителей к регулярным покупкам, но переход Тикнизяна заслуживает отдельного внимания. И причина даже не в футбольных достоинствах игрока и не в сумме покупки. Forbes Sport рассказывает, почему этот трансфер можно считать знаковым и оценивает шансы клубов Российской премьер-лиги (РПЛ) быть финансово успешными

«Локомотив» продает Тикнизяна с прибылью в €3 млн

Вторая половина января выдалась неожиданно богатой на трансферные новости внутри РПЛ. Ранее стало известно, что «Зенит» покинет фланговый защитник Данил Круговой, который летом переберется в ЦСКА в статусе свободного агента. Но клуб из Санкт-Петербурга решил не дожидаться теплых месяцев и нашел ему замену уже сейчас. Инсайдер Иван Карпов сообщил о скором закрытии сделки между командой Сергея Семака и «Локомотивом» по Наиру Тикнизяну.

Согласно данным инсайдера, «Зенит» заплатит за 24-летнего игрока €8 млн и может выплатить «Локомотиву» бонусы за достижения Наира в Санкт-Петербурга до €1 млн. Действующий чемпион возьмет на себя и обязательства «железнодорожников» перед ЦСКА. Когда Тикнизян менял один столичный клуб на другой летом 2021 года, армейцы прописали в условиях перехода 10% от прибыли за последующую перепродажу игрока.

Для Тикнизяна нынешний сезон стал лучшим в карьере. Защитник раскрыл в себе бомбардирские способности и забил восемь голов за «Локомотив» с начала лета. Наиром даже заинтересовались клубы немецкой Бундеслиги, но переговоры с «Вердером» так и не привели к отъезду игрока в Германию. Сам футболист заявлял, что намерен продолжить карьеру в Европе, но предложение «Зенита» изменило его планы. По данным портала Championat.com, в Санкт-Петербурге ему пообещали увеличение заработной платы в два раза.

 

После появления первых новостей о трансфере защитника, в Сети сразу стали вспоминать обстоятельства перехода Наира в «Локомотив». Летом 2021 года клуб устроил массовую закупку, потратив на новых игроков €31 млн, а продал лишь на €4 млн. Неожиданно большие расходы на подписание не слишком известных футболистов удивили болельщиков и экспертов, но у клуба было объяснение: инициатором такой трансферной кампании назвали немецкого специалиста Ральфа Рангника, который намеревался превратить московский клуб в успешный бизнес-проект.

Московский клуб хотели развивать по примеру «Ред Булла»

Рангник пришел в «Локомотив» в начале июля 2021 года, получив должность «руководителя клуба по спорту и развитию». До этого он почти 10 лет руководил футбольным проектом «Ред Булла». Сначала он был спортивным директором австрийского клуба франшизы, а потом перебрался на аналогичную должность в одноименную немецкую команду концерна.

 

С 2015 по 2019 год Ральф также был главным тренером «Ред Булл Лейпциг», сохраняя влияние на принятие спортивных решений всей франшизы. Под его руководством оба клуба добились серьезного прогресса. Немецкая команда преодолела путь от региональной лиги до серебряного призера Бундеслиги и полуфиналиста Лиги чемпионов. А клуб из Зальцбурга выигрывает чемпионат Австрии уже 11-й раз подряд и постоянно выступает в еврокубках.

При этом у команд «Ред Булла» есть выработанная стратегия поведения на трансферном рынке. Они стараются покупать молодых и талантливых игроков, развивают их, а потом перепродают в топ-клубы с прибылью. Международный центр спортивных исследований опубликовал рейтинг европейских команд с лучшей трансферной прибылью с 2014 года. В топ-10 оказались два флагманских представителя «Ред Булла». «Зальцбург» стал третьим с показателем в €233 млн, а «Лейпциг» — пятым с прибылью в размере €216 млн.

Подобную структуру Рангник намеревался выстроить и в «Локомотиве». На пресс-конференции Ральф заявил о нескольких ключевых пунктах развития клуба, презентовав программу развития до 2026 года. Ключевые тезисы выступления немца выглядели следующим образом:

 
  • Клуб должен покупать молодых игроков (не старше 22 лет), развивать их и перепродавать в Европу;
  • Перейти к положительному трансферному балансу и увеличению стоимости клуба до €250 млн;
  • Увеличить бюджет до €150 млн за счет работы на трансферном рынке, регулярном участии в плей-офф еврокубков и роста доходов от спонсорских контрактов.

«Мы хотим превратить паровоз в «Сапсан», — заявил тогда Рангник и принялся немедленно воплощать свои планы. В первую же его трансферную кампанию летом 2021-го «Локомотив» потратил на новых игроков €31 млн, средний возраст новичков составил 22,8 года. Дороже всего «Локомотиву» обошлись Константин Марадишвили и Джирано Керк, за каждого из них заплатили по €7 млн. Алексис Бека-Бека стоил €6 млн, а Тикнизян — €5 млн.

Судьба этих футболистов сложилась по-разному. Марадишвили и Керк сейчас выступают за другие клубы в арендах. «Локомотив» не извлек из этих игроков финансовую выгоду, но аренды еще оставляют шанс для этого. Бека-Бека был продан в «Ниццу» за €12 млн, а Тикнизян близок к уходу в «Зенит» за €8 млн. Фактически, московский клуб только от продажи двух этих футболистов получит €9 млн прибыли (и сумма может вырасти в случае дополнительных выплат от «Зенита»).

Рангник пробыл в «Локомотиве» всего пять месяцев. Уже в ноябре того же года немцу предложили возглавить «Манчестер Юнайтед», Ральф не стал отказываться. Сначала клуб покинул он, потом были уволены немецкие тренеры, которые пришли в команду вместе с функционером. Так что от команды бывшего главы футбольного «Ред Булла» в Москве ничего не осталось, а после смены руководства клуба о временах работы немцев отзываются исключительно негативно. Однако, прибыль от продаж Бека-Бека и Тикнизяна говорит о том, что плана немца не был совсем уж невыполнимым.

План «Локомотива» больше подходит для команд, которые стремятся выживать

«Локомотив» с момента ухода Рангника подписал немало молодых талантливых игроков. Клуб приобрел Сергея Пиняева и Максима Глушенкова, которым сейчас 19 и 24 года соответственно. Согласно порталу Transfermarkt, оба игрока заметно прибавили в стоимости за время пребывания в клубе. Сергей подорожал на €4,5 млн, а Максим на €4,2 млн. «Железнодорожники» также этой зимой сообщили о подписании талантливого 18-летнего полузащитника «Крыльев Советов» Никиты Салтыкова.

«Многие клубы сейчас поступают подобным образом, это нормальная практика. Воспитывать своих игроков на продажу или покупать молодых — хорошая тактика для многих команд, которые пытаются зарабатывать. Чаще всего, если клубы продают, то живут за счет этого. Они надеются заработать. Но тут есть два варианта.

 

Первый — голландская система. Где условный «Аякс» продает футболистов в Италию, Испанию, Англию и живет на эти деньги. Второй — продавать игроков с прибылью и за счет этого приобретать футболистов иного уровня, лучшего уровня. Но стоит понимать, что нельзя все время покупать только молодых игроков, продавать лидеров и при этом бороться за чемпионство. Такого никогда не было и никогда не будет в футболе», — рассуждает в разговоре с Forbes Sport футбольный агент Алексей Сафонов.

Слова Сафонова подтверждает положение дел клуба в турнирной таблице РПЛ. Сезон-2021/22 «Локомотив» завершил на шестом в месте в чемпионате, а в прошлом году команда стала восьмой. Сейчас железнодорожники располагаются на четвертом месте. Следовать плану Рангника не удается и в контексте стоимости клуба. Сейчас Transfermarkt оценивает стоимость состава в €77,6 млн. Год назад она составляла €91 млн, а в 2022 году была равна €107,1 млн.

Если говорить о трансферной прибыли, то ситуация также выглядит далекой от идеала. За последние пять лет «Локомотив» оказался в «минусе» на €54,9 млн. При этом ни один из российских клубов не смог оказаться «плюсе» за этот же отрезок. Хуже всего дела у «Зенита», команда Семака потратила на €105,7 млн больше, чем заработала. «Спартак» «в минусе» на €52,2 млн, а ЦСКА — на €9,9 млн.

«Зенит» щедро платит, чтобы бороться за чемпионство, тут все логично. Но у всех команд свои цели. Одни клубы получают больше других из-за спонсорских контрактов, поэтому кому-то нужно продавать, кому-то нет. У каждого клуба своя стратегия. Но пример «Локомотива» больше подходит для небольших команд, которые стремятся выживать, а не бороться за первое место», — прокомментировал для Forbes Sport эти цифры бывший генеральный директор «Спартака» Шамиль Газизов.

 

На бюджет команд влияет и обострение политической ситуации. Во-первых, российские клубы остаются отстранены от международных соревнований. А участие в групповом этапе Лиги чемпионов, например, гарантированно пополняет казну клуба на €25 млн. Во-вторых, стало сложнее торговать с иностранными клубами.

Минувшим летом европейские СМИ сообщали, что «Аякс» отказался от приобретения хавбека «Краснодара» Эдуарда Сперцяна из-за давления местных властей. Торговать с клубами РПЛ также запрещают в Англии, хотя уже этой зимой британские клубы намеревались приобрести форварда команды Сергея Галицкого Джона Кордобу. Но пока железный занавес отделил отнас еще не все страны: к примеру, этим летом испанский «Реал Сосьедад» купил у «Динамо» хавбека сборной России Арсена Захаряна.

Ситуация может выправиться после возвращения клубов к европейским турнирам. Ожидать этого можно только после разрешения политического напряжения. Ранее глава УЕФА Александр Чеферин заявлял, что вопрос допуска команд РПЛ до соревнований будет обсуждаться только после завершения «спецоперации»*.

«Выйти в трансферный плюс будет возможно только после возвращения в еврокубки. Участие в европейских турнирах добавляет стоимости игрокам. К тому же в РПЛ есть молодые ребята, которые будут только прогрессировать и расти в цене в ближайшие годы. Но даже в нынешней ситуации клубам удается продавать игроков как внутри России, так и за рубеж. Конечно, есть финансовая и политическая проблемы, но трансферный рынок для наших команд не закрыт», — заявил Forbes Sport агент Роман Орещук.

 

Пример «Локомотива» показателен, Клуб не смог полностью реализовать «план Рангника», да это и невозможно без  еврокубков, участие в которых не только приносит доход, но и позволяет привлекать перспективных молодых игроков.  Но успешные продажи Бека-Бека и Тикнизяна доказывают, что идеи Рангника не были совсем оторваны от реальности. И когда российский футбольный бизнес сможет снова функционировать по нормальным правилам, к такой стратегии будут вынуждены вернуться многие. 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+