Самые высокооплачиваемые спортсменки мира в 2023 году. Рейтинг Forbes
Поскольку из большого спорта ушла Серена Уильямс и целый год восстанавливалась из-за травмы и потом беременности Наоми Осака, список самых высокооплачиваемых спортсменок мира обзавелся новым лидером ― это 22-летняя звезда тенниса из Польши Ига Швентек, которая за 2023 год заработала примерно $23,9 млн (до уплаты налогов и комиссионных отчислений). История рейтинга началась в 2008-м, и с тех пор единственной участницей на вершине списка, помимо Уильямс и Осаки, была только Мария Шарапова ― на первой строчке она оставалась восемь лет подряд, пока в 2016-м ее не потеснила Уильямс.
У Швентек год выдался потрясающим благодаря чемпионскому титулу в одиночном разряде на «Ролан Гаррос» и четырем новым рекламным контрактам, но еще вряд ли можно назвать совпадением и то, что она (так же, как до нее Осака, Уильямс и Шарапова) играет в теннис. Двенадцать из 20 самых высокооплачиваемых спортсменок мира ― и девять из первой десятки ― добились своих высот именно в этом виде спорта, где всегда разыгрываются щедрые призовые и у женщин имеются широкие возможности в плане маркетинга.
На гольф и футбол в нынешней двадцатке приходится по две участницы, а бадминтон, баскетбол, гимнастика и лыжный фристайл представлены одной спортсменкой на каждую дисциплину.
В общей сложности двадцать самых высокооплачиваемых спортсменок разбогатели за 2023 год приблизительно на $226 млн. По сравнению с $258 млн в 2022-м это на 13% меньше, однако снижение ставок можно почти полностью списать на уход Уильямс (в прошлом году она заработала $41,3 млн) и сокращение доходов Осаки с $51,1 млн в 2022-м до нынешних $15 млн из-за ее долгого отсутствия на теннисном корте.
На самом деле 2023 год во многих отношениях можно считать удачным. Медианная величина заработка в первой двадцатке теперь составляет $8,5 млн, что больше прошлогодних $7,3 млн, а 16 из 20 участниц рейтинга моложе 30 лет, то есть у них более высокий коммерческий потенциал. Кроме того, восемь спортсменок преодолели планку в $10 млн, и таким образом достигнуто рекордное количество таковых в прошлом году и удвоен показатель 2021-го.
В целом женский спорт в уходящем году цвел пышным цветом: посещаемость матчей Национальной женской футбольной лиги и международных футбольных матчей била новые рекорды, Женская национальная баскетбольная ассоциация (WNBA) объявила об учреждении первой с 2008 года команды-новичка, а организаторы женского турнира по гольфу LPGA Tour пообещали увеличить общий призовой фонд до отметки выше $118 млн, хотя еще в 2021-м он составлял около $70 млн. Тем не менее, вопреки активным стимулам к развитию, суммы вознаграждения для женщин в большом спорте по-прежнему очень отстают от того, что зарабатывают мужчины. В 2023 году первой двадцатке спортсменов мужского пола по версии Forbes (список опубликован в мае) в общей сложности досталось $1,9 млрд ― в восемь раз больше, чем первой двадцатке среди женщин, причем разрыв в цифрах будет лишь нарастать. Так, согласно данным рейтингового агентства Spotrac, в сезоне 2023–2024 годов одними только базовыми окладами за участие в чемпионатах Игу Швентек переплюнут 60 игроков НБА.
Если оглянуться назад, в теннисе разница между величиной вознаграждения среди мужчин и женщин всегда была меньше, и в июне организаторы первенства WTA Tour обязались сравнять призовые позиции на крупнейших состязаниях серии (на четырех турнирах в рамках Большого шлема призовой фонд как для мужчин, так и для женщин одинаков с 2007 года). Но подобный переход займет целое десятилетие, а игроки недавно высказались по другим проблемам, включая условия проведения игр, организации состязаний и предоставления декретного отпуска.
«Мы самые высокооплачиваемые спортсменки, и это по-настоящему глобальный вид спорта, но в то же время разница в величине выплат все еще огромная, ― рассказывала минувшей осенью участница совета игроков Женской теннисной ассоциации Джессика Пегула, занявшая в свежем перечне 7-ю строчку и заработавшая $12,5 млн. ― Мы всегда говорим о том, что условия равны на Большом шлеме, но это четыре турнира в год. На многих других чемпионатах никакого равенства нет».
По сути различия сводятся к доходности, так как женские лиги платят из гораздо меньшего фонда средств. Например, комиссар Женской национальной баскетбольной ассоциации Кэти Энгелберт, заявляет, что при заключении следующего контракта на проведение трансляций с 2026-го лига будет ориентироваться на сумму не ниже $100 млн в год. Для сравнения, мужская НБА каждый сезон зарабатывает на трансляциях своих матчей в Соединенных Штатах и за рубежом свыше $3 млрд и, судя по прогнозам, в следующем раунде соглашений, который стартует в 2025 году, увеличит эту цифру вдвое.
Как бы там ни было, в ближайшие несколько лет организаторы многих престижных женских первенств, в том числе баскетбольных матчей Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) и чемпионата мира по футболу среди женщин, намерены пересмотреть условия своих контрактов на телетрансляции, чтобы каждая организация могла обернуть ажиотаж вокруг своего вида спорта значительными денежными поступлениями. В то же самое время коммерческую выгоду в спонсировании целых лиг и отдельных игроков видит все больше брендов, а спортсменки все чаще выходят на массовую аудиторию ― то же можно сказать и про документальный сериал Netflix о теннисе под названием «Брейк-пойнт», в первом сезоне которого снялась Швентек, а во втором зрители увидят Пегулу.
«Мне кажется, продвигать нашу игру нужно лучше, ― говорит последняя, отмечая, что в этом году для улучшения коммерческих показателей под эгидой Женской теннисной ассоциации началось партнерство с инвестиционным фондом CVC Capital Partners. ― Это настолько международный вид спорта, есть столько разных историй, и мы охватываем огромное число людей. Но рассказываем ли мы эти истории болельщикам наилучшим образом? Думаю, это нужно развивать и менять к лучшему».