Впервые с 2014 года «Торонто Мейпл Лифс» стал самым дорогим клубом НХЛ. Несмотря на то что команда не выигрывала Кубок Стэнли с 1967 года, Forbes USA оценил клуб в $2,8 млрд — на $150 млн больше, чем «Нью-Йорк Рейнджерс» ($2,65 млрд), который являлся лидером рейтинга восемь лет подряд. Третье место занял «Монреаль Канадиенс», стоимость которого составляет $2,3 млрд.
Можно посчитать, что $2,8 млрд — слишком высокая оценка для команды, которая в начале этого года впервые с 2004 года выиграла серию плей-офф. Однако в прошлом месяце Система пенсионного обеспечения муниципальных служащих Онтарио (OMERS) приобрела 5% акций Maple Leaf Sports and Entertainment (MLSE) — материнской компании «Мейпл Лифс», клуба НБА «Торонто Рэпторс» и клуба МЛС «Торонто» — после покупки 20% акций Kilmer Sports у Ларри Таненбаума при оценке в $8,4 млрд.
В октябре Forbes USA оценил «Торонто Рэпторс» в $4,1 млрд, а в феврале стоимость футбольного клуба «Торонто» составила $690 млн. MLSE — уникальная спортивная платформа, которой также принадлежит «Скоушабэнк Арена». Компания оценивается как минимум на 10% больше, чем сумма ее отдельных составляющих, что указывает на то, что $2,8 млрд — довольно скромная оценка.
Несмотря на существующие опасения по поводу будущего региональных спортивных сетей, клубы НХЛ не теряют спрос. Средняя стоимость команды НХЛ выросла на 29% по сравнению с прошлым годом и составила $1,33 млрд. В прошлом сезоне доход (включая доходы арены от мероприятий, не относящихся к НХЛ) составил в среднем $201 млн — на 8,6% больше, чем в предыдущем сезоне.
«Лос-Анджелес Кингз» тем временем обошел «Бостон Брюинз» и «Чикаго Блэкхокс» и занял четвертое место в рейтинге со стоимостью в $2 млрд. «Кингз» принадлежит миллиардеру Филиппу Аншутцу, который также владеет стадионом «Crypto.com Арена» через свою компанию AEG Worldwide. Клуб недавно завершил двухэтапную реконструкцию домашней арены, в ходе которой основное внимание было уделено помещениям премиум-класса для состоятельных болельщиков Лос-Анджелеса. «Crypto.com Арена» также является домашней ареной для клубов НБА «Лос-Анджелес Лейкерс» и «Лос-Анджелес Клипперс», поэтому цены на VIP-ложи и клубные места здесь самые высокие. В прошлом сезоне выручка «Кингз» составила $279 млн, а операционная прибыль — $108 млн, включая долю AEG Worldwide от доходов арены, что является третьим показателем в НХЛ в обеих категориях.
НХЛ по-прежнему занимает сильную позицию в Канаде, где хоккей является практически религией. В ноябре миллиардер Майкл Андлауэр продал свои 10% акций «Монреаль Канадиенс», который ранее был оценен в $2,3 млрд. Месяцем ранее Андлауэр приобрел клуб «Оттава Сенаторз» за $950 млн — вторую по величине сумму, когда-либо предложенную за хоккейную команду. («Мейпл Лифс» был продан в 2012 году за $1 млрд.) Продажа «Сенаторз» была совершена по цене в 7,4 раза превышающей выручку клуба, несмотря на то что в прошлом сезоне команда имела второй по величине доход в лиге ($128 млн). Двумя годами ранее «Питтсбург Пингвинз», чьи экономические показатели превосходят показатели «Сенаторз», был продан за $875 млн — в 4,7 раза больше выручки клуба.
Спонсорские контракты всегда были одним из основных направлений развития лиги. В сезоне-2022/23 доходы от спонсорских контрактов отдельных команд, без учета местных трансляций, составили $1,08 млрд, что на 36% больше, чем в сезоне-2018/19. В новом сезоне доходы от спонсорских контрактов уже составляют $1,14 млрд.
В то же время национальные спонсорские контракты (поровну распределенные между 32 клубами лиги) в прошлом сезоне составили $323 млн (без учета телетрансляций), что на 55% больше, чем четыре года назад. На сезон-2023/24 НХЛ заключила спонсорские контракты на сумму $335 млн.
Одним из главных факторов спонсорского успеха лиги стало использование технологий для повышения вовлеченности болельщиков с помощью аналитики, спортивных ставок и взаимодействия с фанатами. В качестве примера можно привести появление новых цифровых хоккейных бортов, а также 3D-реконструкции заброшенных шайб во время финала Кубка Стэнли в игре NHL Blast на онлайн-платформе Roblox. Более того, у НХЛ появились такие новые партнеры, как Verizon, Sportradar, Amazon и Apple. Внедрение NHL Edge в этом сезоне — следующий этап в развитии технологии отслеживания шайбы и игроков лиги, предоставляющий общественности доступ к части данных, которые доступны командам и телевещателям.
«Лига проделала огромную работу по привлечению новых национальных партнеров без ущерба для местных спонсоров», — поделился с Forbes USA один из спортивных банкиров.
Методология
Оценки в рейтинге отражают стоимость клуба (капитал с учетом чистого долга) и включают условия текущей сделки каждой команды с ареной, но не стоимость самой недвижимости. Выручка и операционная прибыль скорректированы с учетом распределения доходов и за вычетом доходов от арены, которые идут на обслуживание долга арены. Все суммы приведены в долларах США с учетом среднего курса доллара США к канадскому доллару в сезоне-2022/23. Информация, использованная для составления рейтинга, была получена преимущественно от команд, спортивных банкиров, руководителей команд, медиаконсультантов и публичных данных, таких как договоры об аренде арен и долговые документы.
Полный список — здесь.
Перевод Ксении Лычагиной