К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

НФЛ приедет в Бразилию: почему клубы и лиги так любят гастроли в других странах

Фото AP / TASS
Фото AP / TASS
14 декабря НФЛ объявила, что в следующем сезоне проведет первый в своей истории матч в Бразилии. Пока неизвестно, кто именно и когда сможет там сыграть, но встречу точно примет арена клуба «Коринтианс» в Сан-Паулу. Более того, владельцы лиги почти единогласно (31 голос за и 1 против) высказались за увеличение игр за пределами США в 2025 году. Forbes Sport рассказывает, зачем это нужно самой богатой спортивной лиге мире и сколько зарабатывают представители других видов спорта на матчах за пределами своих стран

НФЛ на фоне успеха решила провести сразу 2 игры в Германии

Международные матчи НФЛ – одна из главный реализованных идей комиссионера лиги Роджера Гуделла. Он начал руководить организацией в 2006 году, и настолько понравился владельцам клубов, что они уже в который раз продлевают с ним контракт. В октябре нынешнего года соглашение с Гуделлом пролонгировано до 2027 года. Гонорар неизвестен, но ранее он получал почти $64 млн в год. И это самая большая зарплата в североамериканском спорте вообще, включая спортсменов.

Еще до Гуделла клубы НФЛ проводили за пределами США выставочные матчи в Японии, Мексике и даже Швеции. Первая официальная игра состоялась в 2005 году на стадионе «Ацтека» в Мехико. Это был фурор — на встречу пришло 103 000 болельщиков. И тогда в лиге поняли, что пора окончательно превращать НФЛ в глобальный проект.

Новый комиссионер поставил перед собой амбициозную цель — довести к 2027 году общий доход лиги и клубов до $25 млрд. Силами одних лишь США это было невозможно сделать ввиду необходимости привлечения инвестиций извне, в том числе спонсорских соглашений и ТВ-контрактов.

 

Гуделл был готов пойти на радикальные меры для популяризации лиги за пределами Северной Америки. В частности, провести Супербоул в Лондоне. Но пока это похоже на отдаленную перспективу, хотя эти идея осталась. Изначально нужно было завоевать европейские рынки.

Все началось в 2007 году, и сразу с большим успехом — игры на «Уэмбли» проходили при постоянных аншлагах. Однако дальнейшему продвижению мешало несколько факторов: мнения владельцев команд, расписание, американские ТВ-бродкастеры и профсоюз игроков. Но уже к 2013-му большинство проблем было решено, и количество игр за пределами США увеличивалось раз в несколько лет.

 

До прошлого сезона встречи проводились лишь в Англии и Мексике. Более того, британский рынок был настолько важен, что НФЛ частично вложилась в строительство нового стадиона «Тоттенхэма». Настал момент: в сезоне 2022 лига приехала в Мюнхен. Успех был колоссальным – билеты раскупили за считанные минуты, а очередь в онлайн-продажах достигала сотен тысяч человек. Игра также положительно сказалась на экономике города – за два дня туристы потратили €70 млн.

В результате в ноябре пройдут уже 2 встречи во Франкфурте-на-Майне. А в следующем сезоне НФЛ впервые приедет в Бразилию. Мотивация очевидна – южноамериканская страна является одним из приоритетных рынков. Сама лига считает, что здесь свыше 30 млн потенциальных фанатов. Для сравнения, аккаунт NFL Brazil в социальных сетях даже популярнее, чем испаноязычные страницы лиги.

А с 2025 года количество матчей может увеличится. Владельцы 31 клуба высказались за добавление новых встреч в календарь. Против проголосовал лишь хозяин «Чикаго». Ожидается, что НФЛ впервые приедет в Испанию — уже были проведены первые переговоры с «Реалом» по поводу игры на «Сантьяго Бернабеу». 

 

Помимо того, владельцы франшиз НФЛ договорились об «эксклюзивном» разделе мира. То есть, некоторые клубы получили эксклюзивные права на продвижение своего бренда в разных регионах планеты – например, Китай и Австралия остались за «Лос-Анджелес Рэмс», а Испания – за «Чикаго» и «Майами».

Все это необходимо для популяризации американского футбола и НФЛ за пределами США. Лига уже зарабатывает свыше  $10 млрд в год у себя в стране, но может стать глобальным феноменом, и получать солидные деньги за рубежом. Правда, необходимы годы долгой работы.

НХЛ проводила международные серии еще до Второй мировой войны

При этом, несмотря на колоссальный успех, первым «завоевывать» мир начала не в НФЛ. НБА еще в далеком 1984-м провела предсезонную игру в Италии, а с начала 90-х начала проводить и официальные встречи. Но их рынок прежде всего был ориентирован на Японию — с 1990-го по 2003-й в стране прошли 12 баскетбольных встреч. Но после этих нескольких лет официальные игры перестали покидать территории США и Канады, ограничившись лишь предсезонными матчами и встречами с командами Евролиги.

Тем не менее с 2011-го НБА снова начала вывозить команды за рубеж посреди сезона. Тут столь активной экспансии, как у НФЛ, мешает прежде всего календарь. Игры по американскому футболу проходят раз неделю, а баскетболисты в регулярке играют 82 раза. Поэтому за год таких встреч всего две, и в последнее время туры ограничиваются поездками в Париж и Мехико. А предсезонные игры в прошлом и нынешнем годах прошли в ОАЭ.

Однако по уровню истории интеграции с иностранными рынками в Северной Америке нет равных НХЛ. Первые выставочные матчи проводились еще до Второй мировой войны, в 1959-м лига устроила месячное турне по Европе. Команды заехали даже в Брюссель и Лондон.

 

В 1970-х НХЛ, которая внутри страны боролась с ВХА, решилась на уникальный для североамериканского спорта эксперимент — товарищеские встречи с иностранными командами. В России они известны как «Суперсерии», когда отечественные топ-клубы приезжали в США и Канаду. После к ним присоединились чехи, а в ответ в начале 80-х команды НХЛ начали выезжать в турне по Швеции.

Это продолжалось годами, а апогеем для отечественных зрителей стал 1989 год, когда клубы НХЛ прибыли на игру против советских команд в Москву, Ленинград, Киев и Ригу. Спустя год это снова повторилось. Сейчас в это невозможно поверить, но в 1990-м «Миннесота Норт Старс» (сейчас это «Даллас Старс») приехала в Воскресенск сыграть на 3-тысячной арене против «Химика».

В 90-х число матчей за пределами Северной Америки снизилось, но этот рынок оставался важным для НХЛ. А с середины нулевых лига начала проводить встречи уже регулярного чемпионата. Если учитывать и контрольные встречи, то команды за последние 20 лет посетили Англию, Австрию, Словакию, Чехию, Германию, Швейцарию, Швецию, Финляндию, Россию, Латвию, и даже Китай, Австралию, Северную Ирландию и Пуэрто-Рико.

«Ман Сити» заработал €20 млн в туре по Японии и Южной Корее

Турне футбольных команд — не современное новшество. Ранее до развития инфраструктуры в Европе большинство команд предпочитало проводить предсезонную подготовку именно в путешествиях. Однако тогда мало кто мог думать о коммерческой стороне. За исключением, пожалуй, «Сантоса».

 

Именно бразильский клуб первым начал зарабатывать на выставочных встречах. В 50-е игры «Сантоса» собирали свыше 100 000 зрителей в Европе. В 1972-м команда заработала колоссальные по тем временам $45 тысяч за прилет в Индонезию. Тогда топ-футболисты получали в год в 4-5 раз меньше. Причина такого обожания проста — Пеле.

После появления подходящих баз, предсезонные турне угасли. Да и увеличилась популярность еврокубков. Благодаря Лиге чемпионов продвигать свои бренды в других странах Европы стало заметно легче. Но с 90-х годов клубы вновь начали выезжать за пределы континента, и на этот раз уже в том числе и за деньгами.

До 2020 года практически каждый топ-клуб Европы проводил несколько матчей в Северной Америке, Азии или Австралии. Не только самостоятельно, но и благодаря созданному предсезонному Международному кубку чемпионов. Причем организаторы не чурались приглашать и не топ-команды. Например, в 2010-е в Северную Америку летом приезжали «Селтик» и «Олимпиакос» для повышения интереса среди американцев ирландского и греческого происхождения. А последним чемпионом турнира стала португальская «Бенфика».

Из-за пандемии турнир перестал существовать, но после нормализации ситуации клубы турне вернулись. Стоит отметить, что это занятие весьма прибыльное. Так, в нынешнем году «Ман Сити», выступая в Японии и Корее, заработал около € 20 млн за счет билетов, мерча и прочих коммерческих контрактов. А это составляет практически 3% годового дохода команды.

 

Принимающие клубы тоже прилично зарабатывают

Топ-клубы легко могут привезти с предсезонного турне свыше €15 млн. И зарабатывают на этом еще и их соперники. Причем даже приезд супербольшой команды не является обязательным условием. К примеру, «Зенит» 14 октября приехал в Алматы на матч с «Кайратом».

Тот матч нельзя назвать типичной выставочной встречей. Во-первых, он прошел не летом, а посреди сезона в перерыве на международную паузу. Во-вторых, «Зенит» и российские клубы были отстранены от еврокубков, поэтому такие игры остаются одним из немногих вариантов сыграть с кем-либо из-за рубежа.

Как сообщает Metaratings.ru, для «Кайрата» встреча с «Зенитом» стала самой прибыльной за всю историю клуба за счет продаж билетов, мерча и спонсорских соглашений. Если учитывать еще летний товарищеский матч с «Пахтакором», то доход алматинцев превысил €350 000 — больше, чем призовые в квалификации еврокубков. А «Зенит» не потратил ни копейки на игру — все траты компенсировала букмекерская компания «Винлайн», которая стала основным спонсором встречи.

Простыми словами, выставочные матчи — это хороший драйвер для развития экономики всех заинтересованных сторон. Единственные недовольные — тренеры и игроки, которые вынуждены проводить предсезонку в куда менее приятных условиях, нежели где-нибудь на базе в Австрии.

 

Итальянцы заработают свыше €100 млн за 6 матчей в Саудовской Аравии

И все же указанные турне — это предсезонная часть подготовки. В отличие от американских клубов, европейские проводят более чем официальные матчи во время сезона — в Лиге чемпионов и других еврокубках. А лучший клуб турнира приезжает и на клубный чемпионат мира. Например, в декабре «Ман Сити» сыграет в Саудовской Аравии, а в феврале «Реал» выступал в Марокко.

Но прекрасный экономический эффект от международных матчей интересует всех. В апреле президент УЕФА Александер Чеферин заявил, что игры Лиги чемпионов могут приехать в США. А ФИФА планирует с 2025 года проводить большой клубный чемпионат мира с 24 командами. Естественно, все это не нравится клубам.

Однако финансовая ситуация подстегивает организации и федерации искать новые способы заработать за рубежом. Вспомним факт проведения Суперкубков в других странах. Первой эту возможность открыла Италия, которая еще в далеком 2009-м вывезла «Интер» и «Лацио» в Пекин. С тех пор Суперкубок проводился несколько раз снова в Китае, а также в Катаре и Саудовской Аравии.

В 2022-м соглашение с Королевской федерацией футбола Саудовской Аравии было продлено до сезона 2028/29. По данным Arab News, за это уже Итальянская федерация футбола получит суммарно €138 млн. А с 2020-го на Ближний Восток приехал еще и расширенный до 4-х клубов Суперкубок Испании.

 

Также по слухам и УЕФА может реформировать Суперкубок и вынести его за пределы Европы. Как сообщает As, в новом турнире могут участвовать победители Лиги чемпионов, Лиги Европы, Лиги конференций и команда из МЛС. И, возможно, что новый турнир стартует уже в следующем году, когда начнется новый 3-летний цикл в УЕФА.

В общем и целом, глобализация с каждым разом размывает границы все больше. Ранее многие удивлялись, почему Израиль или Казахстан выступают в УЕФА, а Австралия — в АФК. И сейчас легко представить, что в будущем Супербоул пройдет где-нибудь в Лондоне, финал ЛЧ – в Майами, а финал четырех баскетбольной Евролиги в Дубае. Жаль, что Россия пока находится в стороне. Хотя в свое время переход на «осень-весна» обосновывали в том числе и возможностью летом играть за рубежом.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+