К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пивные миллионы: сколько в мире зарабатывают клубы и стадионы на кейтеринге

Фото ANP via Getty Images
Фото ANP via Getty Images
Нидерландский клуб «Твенте» объявил о неожиданных финансовых результатах: клуб сумел заработать от продажи пива даже больше, чем от трансферов. Forbes.Sport выяснил, почему эту информацию можно принимать только с известными оговорками и сколько в других странах приносит продажа пенного напитка

«Твенте» заработал свыше €10 млн на кейтеринге в сезоне-2022/2023

В конце ноября нидерландский журналист Том Книппинг заявил, что голландский «Твенте» в сезоне-2022/2023 заработал на пиве около €10,5 млн. Это более чем на €4 млн больше, чем от продаж футболистов, хотя голландский футбол, как и другие небольшие европейские лиги, ориентирован именно на доход с трансферов.

В реальности же ситуация чуть иная, и все эти заголовки стоит признать  преувеличением. Клуб раскрыл финансовую отчетность, где указал, что в сезоне-2022/2023 доход клуба составил €39,6 млн. Основная статья выручки — это спонсорские контракты и взносы от болельщиков. Причем, судя по отчету, благотворительные переводы оказались очень большими — суммарно по этим двум пунктам клуб выручил €14,9 млн.

На билетах «Твенте» заработал €7,8 млн. А вот ТВ-контракт принес клубу из Энсхеде €3,6 млн — пятая команда прошлого сезона чемпионата Нидерландов от бродкастеров заработала меньше, чем 13 клубов РПЛ. Так, по данным Metaratings.ru, даже вылетевшие «Химки» с учетом поправок на курс рубля заработали в прошлом сезоне в РПЛ и Кубке России примерно столько же, сколько и «Твенте».

 

€10,5 млн, о которых рассказало большинство европейских СМИ, на самом деле являются выручкой в целом от кейтеринга. То есть сюда входит не только доход с продажи пива, но еще и от реализации еды на стадионе в целом. Правда, именно алкогольный напиток является драйвером этой части экономики в Европе.

Почему клуб заработал так много?

Но в целом ситуация действительно уникальна, так как мало в каких командах кейтеринг приносит больше денег, чем прочие статьи дохода. Всего выручка от кейтеринга увеличилась за год на €5 млн, но сюда вошла еще выручка с двух матчей Лиги наций УЕФА (полуфинал между Испанией и Италией и игра за третье место между Нидерландами и Италией).

 

При этом в отчетности также указана сумма, которую клуб потратил на организацию кейтеринга, — около €4,5 млн. То есть прибыль с продажи еды и напитков составила примерно €6 млн. А всего в прошлом сезоне клуб вышел в плюс на €3,2 млн. В Голландии отметили, что даже во время выступления на групповых стадиях еврокубков у клуба была меньшая прибыль отчасти из-за больших расходов.

Однако все же главная причина, почему у клуба такая большая выручка по кейтерингу в сравнении с другими статьями, в том, что «Твенте» принадлежит стадион De Grolsch Veste, поэтому клуб зарабатывает на кейтеринге не только во время своих матчей, но и в другие дни.

Любое мероприятие, проведенное на арене, увеличивает доходы непосредственно клуба. Например, уже запланировано, что следующим летом на стадионе пройдет концерт нидерландской певицы Даниэли Вейкстра. Собственно, из-за этого другим голландским клубам сложно побить рекорды Твенте по доходам от продажи пива, еды и прочего.

 

Так, по словам журналиста, главный клуб страны, «Аякс», от кейтеринга почти ничего не получает, весь доход достается владельцам «Йохан Кройфф Арене». Да и условные €10 млн для амстердамцев являются не такой большой суммой на фоне призовых в Лиге чемпионов и денег с трансферов.

Сколько другие клубы зарабатывают на пиве?

К сожалению, подавляющее большинство клубов в своих финансовых отчетностях не учитывают отдельные доходы с кейтеринга. Доход от реализации еды и напитков прописывается в статье Matchday, где также учитываются деньги с билетов, мерчендайзинга и скай-боксов (hospitality).

Однако все равно «пивная индустрия» для футбола остается очень важной. Как и футбол для нее. Так, в ноябре — декабре прошлого года во время чемпионата мира в Великобритании, по некоторым оценкам, было выпито пива на 91 млн фунтов стерлингов.

А сама ФИФА непосредственно заработала от контракта с холдингом Anheuser-Busch InBev $75 млн. Правда в самый последний момент перед началом ЧМ-2022 власти Катара запретили распитие алкогольных напитков на стадионах, что заметно ударило по финансам компании — сообщается, что Anheuser-Busch InBev потребовал вернуть от ФИФА $47 млн. При этом холдинг остался партнером федерации и за ЧМ-2026 заплатит уже $112 млн.

Между тем контракт с ФИФА не является для Anheuser-Busch InBev самым большим в спорте. Так, у холдинга есть соглашение с НФЛ, и каждый год он тратит по $250 млн. Также лига зарабатывает отдельно на более крепких алкогольных напитках — контракт с компанией Diageo приносит НФЛ $30 млн в год.

 

В целом же стадионы НФЛ зарабатывают по $2 млн на кейтеринге за каждую игру. А доход за сезон в других американских лигах (НХЛ, НБА и МЛБ) достигает отметки $20 млн на команду. То есть это относительно немного больше, чем у «Твенте».

Куда более открытая информация в студенческом спорте, где по законам США публичные университеты должны раскрывать всю финансовую отчетность. Так, в 2022 году матч между колледжами Теннесси и Алабамы принес первым $697 тысяч только с продажи пива. Что уж говорить, даже совсем небольшие школы, такие как Бойзи Стэйт в далеком Айдахо, за год выручают от продажи напитка почти $1 млн.

В России же вопрос о возвращении пива на стадионы ведется очень давно, но пока какого-то решения нет. Хотя в 2022-м президент РПЛ Александр Алаев говорил, что это решение будут обсуждать в Госдуме. По оценке «Чемпионата», в год до введения Fan ID клубы могли суммарно заработать более 300 млн рублей. Не так много, как в США или Нидерландах, но на фоне отстранения от еврокубков любой лишний миллион будет полезен.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+