Семейная драма: олимпийский чемпион и его братья обвинили отца-тренера в насилии
Сделал сына олимпийским чемпионом с помощью угроз
Победа Якоба в Токио стала настоящей спортивной вершиной в семье Ингебригтсенов. Гьерт более двух десятков лет назад начал заниматься со своими сыновьями, приучая их к бегу. К тому моменту он никогда никого не тренировал, но со временем простое увлечение переросло в профессию. Добраться до сборной Норвегии удалось сразу троим сыновьям Гьерта: Хенрику, Филиппу и Якобу. Первым двоим уже за 30 лет, пик их карьеры остался позади. Но оба парня успели поучаствовать в Олимпиадах и завоевать титулы чемпионов Европы. Однако Якоб вывел успехи семьи на новый уровень.
Ингебригтсен-младший является действующим рекордсменом мира на дистанции 1500 метров в закрытом помещении, обладателем нескольких европейских рекордов и олимпийским чемпионом. На счету Якоба десятки медалей разной пробы на крупных мировых соревнованиях, среди которых немало золотых награды. Только на чемпионатах Европы он суммарно завоевал девять наград высшей пробы. И всего этого он успел достичь к 23 годам.
Подавляющее большинство своих наград он завоевал под руководством отца. Но всего через несколько месяцев после победы в Токио Якоб шокировал общественность, объявив о прекращении работы с Гьертом. Оказалось, что в это же время работу с отцом завершили и Хенрик с Филиппом. Тогда семья Ингебригтсенов объяснила ситуацию проблемами отца со здоровьем, но местные СМИ быстро узнали о подвохе.
После прекращения работы с сыновьями Гьерт перестал появляться как на международных соревнованиях, так и на стартах внутри Норвегии. Пресса сделала запрос в местную Федерацию легкой атлетики, а ответ пролил свет на ситуацию. Оказалось, что сами братья попросили ограничить их возможное общение с отцом и не пускать его на соревнования, где они присутствуют. А участвуют они практически везде, поэтому бывший тренер и отец остался без турниров.
Интереснее всего оказалось обоснование от Федерации легкой атлетики Норвегии: «Гьерту перестали выдавать аккредитацию на соревнования из-за обращения группы спортсменов. Теперь он не может присутствовать на стартах из-за соображений безопасности атлетов».
Норвежские журналисты тут же начали сообщать, что братья перестали работать с отцом вовсе не из-за его проблем со здоровьем. Слухи подтвердились в начале сентября, когда Якоб женился. На свадьбе олимпийского чемпиона присутствовали все родственники, кроме отца. И только в октябре братья Ингебригтсен выпустили совместное заявление, где прояснили ситуацию.
«Написание этого письма причиняет нам боль, но мы не можем больше молчать. Мы выросли вместе с отцом, который был крайне агрессивным и властным. Во время воспитания и тренировок он применял к нам физические насилие и все время угрожал. Мы до сих пор ощущаем страх перед ним. После разрыва отношений с ним мы вновь начали ощущать радость от занятия спортом. Его отношение к нам на протяжении долгих лет было бесчеловечным», — говорится в письме Якоба, Хенрика и Филиппа Ингебригтсенов, которое опубликовало норвежское издание VG.
Братья также добавили, что рассказывают свою историю, чтобы оградить других атлетов от проблем, которые их могут ждать при работе с Гьертом. Они также подтвердили, что совершенно перестали общаться с отцом.
Не все в семье встали на сторону братьев
Заявление сыновей стало настоящим шоком для Гьерта. Он тут же опубликовал ответ, в котором отверг все обвинения в насилии и заявил, что никогда не поднимал руку на своих детей.
«Все их слова безосновательны. Я никогда не применял насилие по отношению к детям. Но теперь я понимаю, что все это время я не был идеальным отцом. Для своих сыновей я стал больше тренером, нежели папой. Мы уже долгое время живем под пристальным наблюдением СМИ, мы несколько лет буквально пускали журналистов в свой дом. Каждый из них подтвердит, что ничего подобного в нашей семье не было», — сказал отец спортсменов.
Ингебригтсен-старший имел ввиду реалити-шоу, которое несколько лет выходило на норвежском телевидении. Дело в том, что в последние несколько лет семья стала по-настоящему популярной в стране, что привело к пяти сезонам телепроекта Team Ingebritsen. В сериях показывают тренировки братьев, но на экране можно увидеть и немного личной жизни атлетов.
В сериале Гьерт предстает требовательным тренером, который не любезничает с сыновьями. Иногда он ведет себя эксцентрично, может повысить голос и долго отчитывать сына за плохую тренировку. Но на экране никакого рукоприкладства показано не было.
Открытое письмо братьев Ингебригтсен привело к расколу в семье. У них есть еще несколько родных братьев и сестер, которые не занимаются профессиональным спортом, и далеко не все родственники разделили позицию атлетов. Их брат Мартин встал на сторону отца и заявил, что отец никогда не поднимал на него руку.
«Я никогда не боялся папы. Страх — незнакомое мне чувство. И я совершенно не понимаю позицию Якоба, Филиппа и Хенрика. Я никогда не замечал, чтобы они боялись папу», — заявил сын Гьерта в интервью VG.
После прекращения работы с сыновьями Гьерт начал набирать себе новых учеников, которые никак не связаны с его семьей. Теперь же эти атлеты оказались втянуты в конфликтную ситуацию. Самым известным из них является Нарве Нордос. Под руководством Ингебригтсена-старшего он стал бронзовым призером чемпионата мира 2023 года в беге на 1500 метров. Вторым, кстати, стал Якоб Ингебригтсен.
Нордос уже заявил, что не собирается прекращать работу со своим тренером. Атлет добавил, что не верит словам братьев Ингебригтсен. Нарве даже пообещал в скором времени дать большое интервью, чтобы опровергнуть заявление своих соперников и очистить репутацию Гьерта.
Открытое письмо Якоба, Филиппа и Хенрика стало не единственным их действием по отношению к отцу в последнее время. Через несколько дней после выхода материала их вызвали в полицию, где атлеты дали показания. Местные правоохранительные органы уже заявили, что начали проверку, по итогу которой может быть возбуждено уголовное дело по статье о жестоком обращении с членами семьи.
Сами братья-легкоатлеты после публикации открытого письма больше не давали никаких комментариев и интервью. Вероятно, им придется прервать молчание, если в отношении Гьерта все же будет возбуждено уголовное дело.