Путин попросил разобраться с «дельцами от хоккея»: что это значит для молодых игроков
В проблеме винят законы и недобросовестных агентов
Уже несколько недель главной темой в мире российского хоккея являются слова Владимира Путина. В октябре на форуме «Россия — спортивная держава» президент напрямую попросил Федерацию хоккея России (ФХР) и Министерство спорта взять на контроль вопрос с отъездом юных игроков за границу. Дело получило продолжение в декабре, когда в правительстве был подписан указ о принятии дополнительных мер, регулирующих действия спортивных агентов.
«Я уже много раз говорил: надо понять, что нам делать с этими дельцами от хоккея, которые ребятишек еще со спортшкол отбирают и тащат их за границу. Ясно, что у нас свободная страна, что каждый делает свой выбор, а мы не должны мешать. Но понятно, что это бизнес, причем не всегда отрегулированный и не всегда благородный. Зависимость там большая, крутятся немаленькие деньги, ущерб нам наносится очевидный. Правовые рамки должны быть определенные и для государства, и для участников этой деятельности», — заявил президент.
Ведомства тут же взяли вопрос в работу и уже успели рассказать о направлениях деятельности по решению проблемы отъезда хоккеистов в североамериканские лиги. Правда, Министерство спорта и ФХР разошлись в трактовках вопроса.
«Мы будем вместе с Госдумой работать над нормативно-правовыми актами, чтобы посмотреть, как мы можем защитить интересы российского хоккея, спортсменов, тренеров, спортивных школ, чтобы ограничить выезд талантливых игроков. Главное — создание здесь условий, которые позволяли бы всем в равной мере реализовывать свои спортивные таланты», — ответил Путину министр спорта Олег Матыцин.
В ФХР сделали упор на тех самых «дельцах», которые увозят игроков. Исполнительный директор организации Дмитрий Курбатов заявил, что структура «тщательно следит за деятельностью хоккейных агентов в России». В число официальных агентов стараются «не допускать жуликов или случайных людей». Однако сейчас в системе российского хоккея просто не существует каких-то рычагов давления, кроме лишения лицензии и запрета для клубов и спортсменов на работу с подобными «нежелательными людьми».
Получается, что Минспорт видит проблему в бюрократических лазейках, позволяющих спокойно забирать таланты, в которых страна уже успела вложить некую сумму. А эти ребята в итоге проявляют себя в других местах. ФХР же главной причиной указывает деятельность недобросовестных агентов, которые являются инициаторами или пособниками отъезда юных игроков за океан.
Кто будет платить за хоккеистов
Президент уточнил, что отъезд игроков «наносит ущерб». В первую очередь эти слова можно отнести к финансовой стороне вопроса. Ведь за хоккеистов никто не платит, если они уезжают в Национальную хоккейную лигу (НХЛ) или другие североамериканские чемпионаты.
В России игроки могут заключать профессиональные контракты с 17 лет. Это значит, что до этого возраста они просто не считаются официально взрослыми и готовыми спортсменами. Получается, что забрать игрока моложе этих лет можно вообще без любых вопросов. Спортсмен просто уйдет из академии и улетит в другую страну. Вероятнее всего этот вопрос как раз будет прорабатывать Минспорт, чтобы обязать иностранные клубы платить за игроков компенсацию.
Сам вопрос компенсации не выглядит простым. Захотела, допустим, американская команда переманить 15-летнего игрока. Кому ей придется платить? Академии, в которой он находился на момент перехода? А если хоккеист только недавно сменил место занятия спортом и все время до этого провел в другой академии? К тому же за подготовку отвечают не только официальные хоккейные секции.
В больших и профессиональных академиях, конечно, обеспечивают юных хоккеистов формой, тренировками, питанием и всем остальным необходимым. Но и родителям приходится немало тратиться на занятия ребенка. Обычно будущие профессиональные хоккеисты начинают заниматься примерно в пять лет. Но в спортшколах и больших академиях их начинают всем обеспечивать заметно позже: в возрасте от 9 до 11 лет.
Первые несколько лет родителям в любом случае придется самим вкладывать средства в увлечение ребенка. А это достаточно дорогое удовольствие, если мы говорим не о любительских тренировках. Портал Championat.com зимой подсчитал стоимость занятия детским хоккеем. Собрать экипировку на один сезон даже для маленького мальчика будет стоить немалых денег.
Нормальные коньки обойдутся в 20 000 рублей, клюшка примерно в 10 000 рублей. Шлем, краги, налокотники, шорты, джерси и защита в сумме обойдутся еще в 30 000 рублей минимум. Добавьте к этому разные мелочи — обмотки, капы и заточку лезвий и получите серьезную сумму. К тому же клюшки, как и другие элементы экипировки, могут ломаться, тогда тратиться придется по-новой. При этом ребенок растет, а значит, и экипировку надо постоянно обновлять.
Считаются ли эти траты родителей средствами, которые будут возмещаться при переходе? Или платить стоит только академиям? Если считаются, то придется ли сохранять чеки? Министерству спорта необходимо учесть массу моментов при создании механизма компенсаций за переезд спортсменов за рубеж.
Потом игрок становится взрослым и заключает профессиональный контракт. До недавнего времени клубы НХЛ и Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) уважали контракты друг друга. Однако этим летом ситуация резко обострилась. Представители российского хоккея решили нарушить договоренности вратаря Ивана Федотова с «Филадельфией Флайерз».
Голкипер весной 2022 года заключил однолетний контракт с клубом НХЛ, но до Соединенных Штатов так и не добрался, так как уже 1 июля прошлого года его задержали в Санкт-Петербурге и обвинили в уклонении от прохождения воинской службы. Сразу после демобилизации он подписал контракт с ЦСКА, за который и выступал до заключения договора с «Филадельфией».
Контракт с московским клубом стал причиной разногласий НХЛ с КХЛ. Международная федерация хоккея (IIHF) утверждала, что договор Ивана с «Филадельфией» был продлен на сезон-2023/2024. Ранее он не смог исполнить обязательства перед командой из-за службы в армии, что привело к пролонгации договора. В ЦСКА не согласились с этими выводами и сами подписали Федотова.
Иван продолжает играть за ЦСКА, несмотря на решение IIHF, запретившей ему выходить на лед за армейский клуб. История пока еще не завершена: окончательных решений и санкций не принято. В самом худшем сценарии НХЛ и КХЛ просто не будут уважать контракты игроков и переманивать их. Но пока столь резких решений принято не было. Остальные договоры продолжают соблюдаться. А это значит, что действуют и соглашения, заключенные по итогам драфтов. Каждое лето НХЛ проводит драфт, где клубам позволяется выбирать себе игроков перед стартом сезона. К процедуре допускают хоккеистов, которым в год проведения драфта исполняется 18 лет.
Клубы НХЛ могут спокойно выбирать хоккеистов, у которых есть действующие соглашения с командами КХЛ. Например, этим летом все внимание болельщиков из России было приковано к главному таланту поколения — Матвею Мичкову. Форвард принадлежит СКА из Санкт-Петербурга, имея контракт с командой до 2026 года. Но летом в первом раунде драфта его выбрала «Филадельфия». Если все будет по-правилам, то после прекращения действия контракта с питерской командой он отправится в США. Денег за него клуб не получит.
Компенсация может лечь на самих игроков
Сложно представить, что иностранные академии станут платить за переманивание игроков из России. Даже если работа Министерства спорта приведет к появлению нового закона, то он в любом случае будет действовать на территории России, а иностранные спортшколы будут находиться в другой юрисдикции.
Проблему осложняет и тот факт, что у России до сих пор нет трансферного соглашения с НХЛ. Сейчас ни на взрослом, ни на молодежном уровне не существует правовых норм, которые могли бы хоть кого-то заставить платить за российских хоккеистов за пределами нашей страны и КХЛ.
Разговоры о возможном введении этого соглашения возникают регулярно, но они ни к чему не приводят. В нынешних реалиях, особенно после случая с Иваном Федотовым, вряд ли стоит ждать очередного развития этой темы. Однако с другими странами НХЛ сотрудничает. Почти все европейские лиги имеют трансферное соглашение с североамериканцами. Например, за каждого уезжающего в НХЛ шведа лига платит от $200 000. Если число хоккеистов из одной страны превышает 10 за год, то сумма за каждого увеличивается. Деньги идут европейским клубам, за которые выступал спортсмен последние четыре года. Но это правило действует только для хоккеистов старше 18 лет.
Самым реалистичным вариантом выглядит повторение пути Центра спортивной подготовки (ЦСП). Недавно стало известно, что организация ввела специальные правила, чтобы усложнить процесс смены спортивного гражданства для атлетов из России. Если спортсмен решит выступать за другую страну, а специальная комиссия сочтет причины такого решения неуважительными, то ему придется выплачивать ЦСП денежную компенсацию за свою подготовку.
Минспорт может пойти по такому же пути. Если юный хоккеист решит уехать выступать в Северную Америку, то его попросту заставят выплатить сумму, потраченную на его подготовку. Если в игроке будут реально заинтересованы в другой стране, то зарубежная академия может и компенсировать спортсмену эту сумму. Но законодательно их заставить это сделать никто не сможет. Так что подобные финансовые обязательства могут вновь лечь на плечи родителей.
Стоит ли ждать массового оттока игроков после слова Путина и дела Федотова
Теперь, после поручения Путина и кейса Федотова, Минспорт будет работать над усложнением процедуры переезда хоккеистов в США. Это могло бы вызвать массовый отток игроков, которые бы попытались уехать до вступления в силу новых правил. Однако эксперты пока не видят поводов для подобного развития событий.
«Не думаю, что в ближайшее время нас ждет волна отъезда молодых игроков. За океаном рынок не резиновый. НХЛ — максимально профессиональная лига, куда попадают единицы. Проблема отъезда молодых ребят имеет иные подтексты. Часто вариант с Америкой или Канадой возникает у молодых хоккеистов из-за того, что у них в России просто не хватает места, их не берут в академии. А неаккредитованные агенты проникают в умы 13–15-летних детей и рассказывают им сказки. Такие агенты не думают о будущем клиентов, а смотрят только на свой сиюминутный заработок.
Однако стоит разделять случаи отъезда. Если в НХЛ уезжают ребята 22 лет и старше, то это уже игроки с определенным уровнем. Они отправляются за океан, чтобы продолжать развиваться и показывать себя в сильной лиге. И это для нашей страны очень полезно. Но молодые игроки часто оказываются в новом месте и не получают там для себя никаких плюсов. Это происходит из-за неправильно выстроенной системы хоккея в России. 18-летние игроки просто не в полной мере информированы и не понимают, что их там ждет», — объяснил в разговоре с Forbes Sport хоккейный агент Шуми Бабаев.
Если говорить о цифрах отъезда молодых игроков, то в реальности они оказываются не столь огромными. Недавно конкретный пример привел бронзовый призер Олимпийских игр Андрей Николишин, который сейчас возглавляет Федерацию хоккея Москвы. Он раскрыл статистику, согласно которой ежегодно по всей стране выпускается около 5000 игроков, из которых за границу уезжает порядка 100 человек. Причем в Северную Америку отправляются лишь 40 хоккеистов. Остальные выбирают Европу и страны ближнего зарубежья.
ФХР запрещает работать с некоторыми агентами
Подталкивают молодых ребят к отъезду определенные агенты. Причины их интереса в этом случае достаточно просто понять на фоне сравнения зарплат в НХЛ и КХЛ. В сезоне-2023/2024 максимальная зарплата в североамериканской лиге составляет $12,5 млн, которую получает Александр Овечкин, а минимальная — $0,75 млн. В России суммы значительно ниже.
Самым высокооплачиваемым игроком сезона в КХЛ является форвард «Авангарда» Владимир Ткачев, зарабатывающий 101 млн рублей. По текущему курсу это чуть более $1 млн. То есть игрок с минимальной зарплатой в НХЛ по своему доходу попал бы в топ-20 самых высокооплачиваемых спортсменов КХЛ. А чем больше зарплата клиента — тем больше получает агент.
В НХЛ агенты в среднем получают комиссионные в размере 4% от суммы контракта его игрока, которая остается после вычета налогов. Например, Михаил Сергачев получает $8,5 млн в «Тампе». Если высчитать эти 4% после уплаты налогов (от 10 до 15% во Флориде), то получится около $300 000 долларов в год. Агентам в России тяжело рассчитывать на подобные сумму по итогам работы только в КХЛ.
Поэтому нередки случаи, когда агенты работают с большим количество игроков, предлагая им уже в раннем возрасте перебираться за океан в надежде, что хоккеист выстрелит и в будущем получит солидный контракт, с которого можно будет получить заветные проценты. С такими представителями ФХР начала бороться, введя специальные правила.
Для работы в России агентам нужно получать специальную лицензию. Без нее невозможно осуществлять работу по устройству игроков в клубы КХЛ. В прошлом году ФХР выпустила специальный список неаккредитованных агентов. В случае сотрудничества с ними клубам и игрокам грозят штрафы и дисквалификации.
«ФХР и раньше предупреждала о действиях нелицензированных агентов. Они зачастую работают не очень корректно, не имея аккредитации в России. Такие люди просто обманывают игроков. Самое большое количество обманутых хоккеистов появилось именно благодаря подобным представителя хоккейной среды. Они просто говорят ребятам, что ими интересуются в НХЛ, а это оказывается неправдой.
Есть определенный возраст, когда игроки идут на драфт НХЛ, тогда ими начинают интересоваться. До этого за океаном даже не знают фамилий ребят. Более того, некоторым парням такие агенты обещают игровое время и определенное количество проведенных игр. Хотя ни один тренер и генменеджер заранее не могут такого пообещать. Они просто обманывают молодых ребят с 12–13 лет, только чтобы их привезти. А дальше игроки попадают в мясорубку. Кто-то выплывает, кто-то нет. О последних они просто забывают.
Как пример — достоверно знаю, что один из названных ФХР неаккредитованных агентов предлагал представителям Матвея Мичкова $30 000, чтобы ему отдали игрока. Такие агенты относятся к хоккеистам как к товару, а не как к спортсмену, которого нужно развивать», — возмущался в разговоре с Forbes Sport представитель хоккейного агентства Winners Александр Черных.
Несмотря на то что ФХР просит клубы не сотрудничать с неаккредитованными «дельцами», игроки все равно прибегают к их услугам. У некоторых получается в итоге стать звездой. Другие же оказываются в фарм-клубах команд НХЛ, так и не добравшись до игры в сильнейшей лиге. Примечательно, что у агентов из «недружественного списка» ФХР есть по-настоящему звездные игроки, но им не грозят никакие санкции, ведь запрет не распространяется за пределы России.
«Нет однозначного ответа на вопрос, во сколько лет лучше уезжать в НХЛ, все очень индивидуально. Нужно рассматривать множество факторов: в какую команду ты идешь, какой там генменеджер, какой стиль игры пропагандируется в клубе, какие у тебя будут конкуренты. Конечно, мы всегда хотим, чтобы наши клиенты играли в хорошей лиге, но мы трезво смотрим на вещи. Если хоккеист «не тянет», то мы говорим, какие моменты ему нужно подтягивать и улучшать. Иначе он окажется в фарм-клубе», — добавляет Черных.
Все опрошенные Forbes Sport эксперты согласны, что проблема с отъездом молодых игроков за океан существует, хотя не является критической из-за относительно скромных масштабов. Молодые игроки отправляются в Северную Америку, где могут как заиграть, так и остаться ни с чем. Если Министерству спорта удастся разработать грамотные критерии и правила выплат за хоккеистов, то некоторые академии и тренеры будут получать больше вознаграждений за свою работу. Однако крайне сложно будет противиться желанию молодых игроков оказаться в сильнейшей лиге мира. До тех пор, пока разрыв в уровне доходов между игроками НХЛ и игроками КХЛ будет сохраняться, будут и игроки, желающие уехать туда, где их ценят больше, и агенты, которые будут им обещать успешные карьеры в НХЛ.