К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Конец золотой эпохи: стоимость футбольных медиаправ в Европе продолжает падать

Матч английской премьер-лиги (Фото ADAM VAUGHAN / EPA)
Матч английской премьер-лиги (Фото ADAM VAUGHAN / EPA)
В последние два десятилетия доходы от продажи медиаправ составляли как минимум половину доходов «большой пятерки» европейских футбольных лиг, а соответственно, и клубов. Стоимость телевещательных пакетов неуклонно росла, увеличивая и выручку. Но золотые времена проходят: на спортивном медиарынке в последние годы наблюдается стагнация и даже снижение стоимости прав, что подтверждают последние глобальные сделки европейских топ-лиг. Надежды на рост цен, появившиеся в пандемию, себя не оправдали. Forbes Sport выяснил, какие чемпионаты падают в цене и почему это происходит

Доходы от продажи прав на телетрансляции впервые превысили доходы европейских футбольных лиг «большой пятерки» от других операций (продажи билетов, matchday и пр.) в начале нулевых, хотя стоимость активно начала расти с начала 90-х. В период с 1992 по 1997 год права на показ итальянской Серии А выросли на 152%, немецкой Бундеслиги — на 137%, испанской Ла Лиги — на 132%, Английской премьер-лиги — на 97%, французской Лиги 1 — на 78%.  К примеру, если в сезоне 1995/1996 годов АПЛ продала права на 43 млн фунтов стерлингов, то в сезоне 1999/2000 — уже на 242 млн фунтов стерлингов.

В 90-е этот рост стал следствием распространения платного вещания, но в середине 2010-х случился еще один скачок, который был связан с более широким распространением платного ТВ и уменьшением общедоступной информации, развитием интернет-вещания и, соответственно, ростом числа устройств с выходом в интернет и возможностью просмотра матчей в любое время и в любом месте, а также с совершенствованием технологий трансляций.

Самой дорогой в Европе футбольной лиге — АПЛ — в 2014 году телеконтракты приносили 1 млрд фунтов стерлингов за сезон, а в 2016-м — уже 1,7 млрд фунтов стерлингов.

 

Немецкая Бундеслига стоила бродкастерам в 2014 году менее 500 млн фунтов стерлингов (подсчеты Financial Times приведены в фунтах стерлингов, ради полноценного сравнительного анализа денежные единицы не пересчитывались), и это был самый низкий результат среди «большой пятерки» , зато к 2017 году чемпионат Германии вышел на второе место с показателем 1 млрд фунтов стерлингов за сезон.

Телеконтракты Ла Лиги за два года (с 2014 по 2016) увеличились с 500 млн до 800 млн фунтов стерлингов, Серии А — с 750 млн до 800 млн фунтов стерлингов, Лиги 1 — с 500 млн до 600 млн фунтов стерлингов.

 

Самый активный рост чемпионата Италии пришелся на 90-е, поэтому в новом тысячелетии стоимость Серии А оказалась самой стабильной, Лига 1 же опустилась на последнее место в пятерке.

Как показывает статистика, стоимость медиаправ именно тогда, в середине 2010-х, достигла своего пика, как минимум на данном историческом отрезке. Уже следующие контракты, заключенные в 2020-2021 годах, показали устойчивое снижение: АПЛ — до 1,5 млрд фунтов стерлингов, Бундеслига опустилась ниже 1 млрд фунтов стерлингов, Лига 1 вернулась к показателям 500 млн фунтов стерлингов за сезон. И только испанский и итальянский чемпионаты продолжили удерживать достигнутый ранее уровень и даже немного расти.

Чемпионат Испании интересен за рубежом

В тех странах, где на данный момент пришло время проводить новый тендер, ситуация снова не способствует оптимистическому настрою, как минимум если говорить о правах на внутреннее вещание, которое обычно стоило в разы дороже международных прав. Впрочем, именно благодаря росту интереса к европейскому футболу за рубежом (в частности, в Азии и на Ближнем Востоке) стоимость медиаправ в некоторых случаях удается поддерживать на уровне.

 

Испанский футбол весьма активно завоевывает дальние страны. Занимающееся правами Ла Лиги за границей агентство Mediapro сообщило, что было заключено 25 международных соглашений, самым крупным из которых является контракт с ESPN на трансляции в США на €145 млн за сезон. В новом пятилетнем цикле с 2022/2023 по 2026/2027 годы международные права принесут испанцам €835 млн в год, что на 19% больше, чем в предыдущем цикле, и более чем в три раза больше, чем в 2014-2015 годах.

Что касается национального телевещания, то в 2021 году тендер закончился контрактом с Movistar и DAZN на пять лет на общую сумму €4,5 млрд — €900 млн за сезон. Ранее лига могла заключать только трехлетние контракты, пока в законодательство не были внесены поправки, и прошлогодний трехлетний цикл на национальное вещание стоил €3,4 млрд — €1,13 млрд за сезон.

«Итальянский футбол умрет»

Действующее трехлетнее соглашение итальянской Серии А до 2024 года включает в себя контракт с DAZN на €2,55 млрд (€850 млн за сезон) и со Sky Italia на €262,5 млн (от €85 млн до €90 млн за сезон), что в общей сумме дает более €945 млн за сезон. В будущем пятилетнем цикле итальянцы планировали выйти за границы €1 млрд в год и за пять лет получить до €7,2 млрд. Однако, по информации Bloomberg, на данный момент вещатели не готовы были предложить более €700 млн в сезон от DAZN и €200 млн от Sky Italia, что в сумме за пять лет составит €4,5 млрд.

Правда, лига может получить бонус за пять лет в размере €1 млрд, если выполнит неназванные критерии эффективности, однако никакой гарантии нет. Поэтому сделка долгое время была официально не закрыта, а представители Серии А собирались обсудить вопрос, не сделать ли ставку на создание собственной медиаплатформы при поддержке инвесторов. Лига, как сообщается, даже получила предложения от инвестиционных фондов. Если бы запуск такой платформы случился, то это был бы первый случай в европейском футболе, когда лига сама занимается распространением своего контента. Однако заседание лиги 23 октября завершилось передачей прав Sky и DAZN с 2024 по 2029 год. 17 клубов проголосовали за это предложение, представители одного воздержались и два голоса прозвучали против. Среди которых, вероятно, был владелец «Наполи» Аурелио Де Лаурентис, который прервал пресс-конференцию генерального директора Серии А Луиджи Де Сьерво и заявил, что с таким предложением от вещателей итальянский футбол умрет, потому что Sky и DAZN ничего не делают для его развития.

Суммы за международные права пока объявлены не были, поскольку тендер был открыт совсем недавно. Но в этом цикле Серия А планировала отойти от схемы заключения контрактов с агентствами и перейти на прямое общение с вещательными компаниями. От цикла, начинающегося в 2024 году, лига стремилась получить как минимум €1,1 млрд за сезон. Текущий контракт приносит итальянскому чемпионату чуть больше €204 млн за сезон.

 

АПЛ остается самой дорогой

Английская премьер-лига на днях объявила тендер на внутренние медиаправа до сезона 2028/2029. В рамках новых соглашений АПЛ планирует увеличить количество прямых трансляций — по 270 матчей каждый год начиная с сезона 2025/2026. Права на прямые трансляции разделены на пять пакетов, включающих от 42 до 65 матчей за сезон, причем ни одному покупателю не будет разрешено приобретать более четырех из пяти продаваемых пакетов. В эти пакеты по-прежнему не будет входить ни один субботний матч, начинающийся в 15:00, поскольку вещание этих игр запрещено в Великобритании, чтобы стимулировать посещаемость стадионов в это традиционное футбольное для всей страны время.

Нынешний трехлетний контракт со Sky и TNT Sports оценивается в 4,8 млрд фунтов стерлингов (€5,51 млрд) — 1,6 млрд фунтов стерлингов за сезон (€1,83 млрд).

Что касается международных прав на показ АПЛ, то в последнем цикле до 2025 года они впервые превысили национальные и составили 5,36 млрд фунтов стерлингов (€6,16 млрд по курсу на 23 октября 2023 года).

Германия теряет на международных правах

Соглашение Немецкой футбольной лиги (DFL), охватывающее период с сезона 2021/2022 по сезон 2024/2025, со Sky и DAZN составляет €4,4 млрд, то есть €1,1 млрд за сезон. Эта цифра немного меньше, чем €4,64 млрд прошлого соглашения на внутреннее телевещание со Sky, Eurosport и ARD. Считается, что к снижению цены привело отсутствие конкуренции.

 

При этом стоимость международных прав упала на 20%. Лига потеряла около €50 млн, расторгнув пятилетний контракт с Fox, который распространялся на 80 территорий, и заключив вместо этого больше индивидуальных сделок — 50 соглашений вместо 20 в предыдущем цикле. Контракт с ESPN на трансляцию пяти сезонов в США составляет €35 млн, соглашение с Nordic Entertainment для трансляций на территории Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции включает €17 млн за сезон до 2024/2025. Японская телекомпания Sky PerfecTV платит €16 млн в год, есть также контракты на вещание в другие страны, но они не являются значительными. 

Чемпионат Франции никто не захотел покупать

Но самая тяжелая ситуация во Франции. Лига 1 почти всегда отставала от своих «коллег» по стоимости телеправ, и в новом цикле решила продлить срок действия контрактов с четырех до пяти лет и достичь отметки €1 млрд за сезон, чтобы сравняться или приблизиться к остальным топ-чемпионатам. В прошлом цикле продажа медиаправ приносила немногим более €600 млн в год.

Соглашение по прошлому циклу должно было принести гораздо больше — права были проданы Mediapro, которая обещала платить €814 млн в год, однако через четыре месяца после старта первого сезона контракт был расторгнут (специально созданная Mediapro платформа для показа футбола Telefoot обанкротилась), и права передали Amazon Prime всего за €275 млн за сезон. При этом второй покупатель Canal+ не смог пересмотреть условия своего соглашения и продолжил платить €330 млн.

Тендер на новый цикл, объявленный в начале осени, потерпел полное крушение. Торги со стартовой ценой €800 млн за сезон были открыты до 16 октября, но Canal+ отказался в них участвовать. И в итоге ни один из лотов (€530 млн за сезон за первый и €270 млн за второй) так и не нашел своего покупателя, хотя расчет был на Amazon, beIN Sports, Eurosport и DAZN. После провала тендера лига начнет следующий этап — индивидуальные переговоры с вещателями, в которые может вернуться Canal+, но, скорее всего, уже на своих условиях. Что ставит под сомнение достижение цели в €1 млрд.

 

Что касается международных прав, то сейчас катарский beIN платит €70 млн за сезон, чтобы представлять Лигу 1 за рубежом, но французы хотят в будущем цикле увеличение суммы по сделке до €200 млн.

Вещатели испытывают кризис

Как видим, увеличивать суммы за телетрансляции в какой-то степени удается пока только испанской Ла Лиге — остальные либо в стагнации, либо идут на снижение. Аналитики Financial Times считают, что европейские футбольные телеправа будут дешеветь и дальше, и, возможно, к 2024 году снижение составит около 17% по сравнению с 2018-2019 годами.

Вещатели на рынке платного телевидения начинают испытывать кризис, потому что потребители все чаще переосмысливают дорогие подписки и отказываются от них. К примеру, выручка Sky — одного из гигантов спортивного медиарынка — в 2022 году снизилась на 11,5%, до $17,9 млрд, и компания начала сокращать рабочие места. 

Похожая история с DAZN, который в сентябре провел уже вторую волну сокращений, уволив 100 человек и уменьшив фонд заработной платы на €500 000.

 

С началом пандемии, когда стадионы долгое время оставались пустыми, а трансляции после возобновления чемпионатов стали пользоваться популярностью, появилась надежда на увеличение стоимости телеправ, но в итоге она не оправдалась.

С другой стороны, общий рынок спортивных медиаправ продолжает расти, и к 2024 году, согласно выводам журнала SportBusiness, подскочит на 10,2% и достигнет $60,6 млрд. А футбол при этом остается неизменным лидером в этой области — в 2022 году объем продаж медиаправ в мире составил $21,85 млрд.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+