В России за год организуют соревнования уровня Олимпийских игр: цена вопроса
Когда Алексей Сорокин занимался организацией футбольных Кубка конфедераций — 2017, чемпионата мира — 2018 и матчей Евро-2020 в Санкт-Петербурге, в его распоряжении было несколько долгих лет, четкие гайдлайны от ФИФА и УЕФА и совсем другая международная обстановка. Сейчас же, по собственному признанию главы оргкомитета, новый проект — абсолютная терра инкогнита. И даже Игры дружбы — 1984 нельзя считать эквивалентом того, что Сорокин со своей командой пытаются организовать в России. Игры 40-летней давности хоть и проходили в схожих политических условиях, но растянулись на три месяца и принимали их сразу несколько стран. Осталось только название, потому что «дружба — простое, но емкое, благородное и гуманистически обоснованное понятие». Алексей Сорокин считает важным донести до публики, что соревнования, которые пройдут в Москве и Екатеринбурге с 15 по 29 сентября 2024 года, «это про спорт, про дружбу, а не про политику».
О том, что в России через месяц после Олимпиады-2024 в Париже пройдут Игры дружбы, в июне 2023 года сообщил секретарь Совета при президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта Марат Филиппов. Во время Петербургского международного экономического форума Филиппов объявил, что такое решение принял Владимир Путин, и подчеркнул, что новые соревнования — это не альтернатива Олимпийским играм, а просто «один из флагманских турниров в системе мирового спорта, коммерчески успешный». Организовать этот турнир необходимо за год с небольшим.
Год — это своего рода рекорд для подготовки такого события. Реальность всем обозначенным целям придает разве что отсутствие инфраструктурных проблем и задач, а также наличие уже обученной команды.
«Мы все делаем только на имеющейся инфраструктуре. Именно этим обусловлен и выбор городов — Москва и Екатеринбург, поскольку именно в них все полностью готово для всех выбранных видов спорта», — объясняет Сорокин. И речь не только о спортивных объектах.
Почему Игры примут именно Москва и Екатеринбург
Основная часть соревнований пройдет в «Лужниках», но в Москве спортсменов также примут скалолазный центр ЦСКА и «Баскет Холл Москва» в Крылатском. Отдельные объекты, по словам главы оргкомитета, ищут под шахматы и спортивное программирование — и эти объекты, скорее всего, будут не спортивными, а общего назначения.
«Исключение могут составить какие-то временные объекты. Возможно, что-то придется достроить для скейтбординга, скалолазания или BMX, но речь действительно идет об элементах временной инфраструктуры», — рассказывает Сорокин.
Существенных же инфраструктурных изменений не планируется — «все объекты соответствуют всем нормам для проведения соревнований международного уровня».
В Екатеринбурге пройдут самые «медалеемкие» соревнования — по легкой атлетике и водным видам спорта. «В Екатеринбурге недавно построен самый современный на сегодня Дворец водных видов спорта, а для легкой атлетики есть подходящий по всем параметрам стадион «Калининец». Кроме того, не секрет, что мы ожидаем большое количество спортсменов из Азии, поэтому для нас этот город имеет прекрасное расположение, удобную логистику, хороший аэропорт и всю необходимую неспортивную инфраструктуру, построенную и приведенную в порядок к Фестивалю университетского спорта, который прошел в Екатеринбурге в августе этого года», — поясняет Алексей Леонидович.
В августе 2023 года Екатеринбург должен был принять Всемирную летнюю универсиаду, однако после начала «спецоперации»* это оказалось невозможным, но отказываться от крупных соревнований не стали и провели примерно в эти же сроки Фестиваль университетского спорта, в котором приняли участие команды из стран БРИКС, ШОС и СНГ.
В Москве также не должно быть проблем ни с транспортной, ни с гостиничной инфраструктурой — одновременно столица готова принять 374 000 человек. «Это перекрывает потребности даже Олимпийских игр, тем более что Игры дружбы — это не финал Лиги чемпионов, когда люди стекаются в одно место на двое суток. Это растянутое по времени событие, и на две недели остаются не все».
Москва и Екатеринбург, по словам Алексея Сорокина, «прекрасно экипированы для приема колоссального числа гостей», поскольку есть не только гостиницы, но и множество рекреационных и культурных объектов. «Культурную программу тоже никто не отменял — Игры дружбы не должны стать сухим спортивным событием. Поэтому мы будем вместе с городами работать и над культурной составляющей. Здесь обязательно будут дома национальных сборных, надеемся на специальные театральные постановки, выставки и так далее. Праздник должен простираться далеко за пределы спортивных арен».
Есть и еще одна причина выбора Москвы и Екатеринбурга. В этих городах есть сформированная команда, которую не нужно обучать — времени на это у оргкомитета нет. «Мы формируем команду только из тех людей, которые прошли как минимум два спортивных события международного масштаба в нашей стране. Благодаря тому, что спортивная экспертиза за последние 10 лет выросла и спортивные администраторы в стране есть, мы сейчас можем без раскачивания, обучения и стажировок начинать работать», — объясняет Сорокин.
Как для Игр выбирались виды спорта и сколько будет комплектов медалей
Пока в программу входят виды спорта, представленные 25 федерациями, — 20 олимпийских (бокс, борьба, брейкинг, дзюдо, баскетбол, велоспорт, настольный теннис, плавание, пляжный волейбол, прыжки в воду, синхронное плавание, скейтбординг, легкая атлетика, спортивное скалолазание, теннис, тяжелая атлетика, фехтование, спортивная гимнастика, художественная гимнастика и тхэквондо) и 5 неолимпийских (падел, пляжный футбол, шахматы, акробатический рок-н-ролл и спортивное программирование).
В этих видах будут представлены 165 дисциплин (Федерация баскетбола, например, представлена классическим баскетболом и 3х3, велоспорт — несколькими дисциплинами, в том числе BMX, и так далее) и разыграны 237 комплектов медалей. Но организаторы предупреждают, что список неокончательный и еще утрясается. Вдвое он, конечно, не уменьшится и не увеличится, но какие-то изменения в дисциплинах и числе комплектов наград быть могут.
По выбору видов спорта, во-первых, советуются с федерациями. «Мы полагаемся на мнение федераций о том, получится или нет собрать сильный международный состав спортсменов. Есть федерации, где нам честно говорят, что обеспечить широкую географию и серьезный уровень участников в нынешней ситуации будет затруднительно. Мы эти аргументы слышим и принимаем трудные решения», — Алексей Сорокин утверждает, что перед ними стоит задача собрать не просто спортсменов, а элитных, топовых атлетов во всех выбранных видах спорта. Если есть сомнения, что уровень будет достойным, вид спорта из списка исключается. Не будет, к примеру, волейбола и гандбола.
Во-вторых, по словам главы оргкомитета, старались представить как командные, так и индивидуальные дисциплины, причем развитые на всех континентах, чтобы не было никакого доминирования.
Ну и в-третьих, ориентировались на интересы молодежи. «Мы хотим сделать эти соревнования интересными для всех поклонников спорта, независимо от возраста. Поэтому есть BMX, падел (разновидность тенниса) и скейтбординг, которые сейчас очень популярны в мире», — рассказывает Сорокин. Со скейтбордингом и BMX желание понятно — оба вида спорта уже входят и в программу Олимпийских игр. Но, оказывается, и падел сейчас бурно развивается, в том числе и в России. «У нас есть определенная задержка, но все равно развитие идет активно. В других же странах просто бум. Играет вся Южная Америка, Испания, Португалия, Италия. В Швеции по количеству занимающихся это второй вид спорта после футбола, а на Ближнем востоке — вообще номер один. Играют все — от королевской семьи до дорожных рабочих, а по числу кортов на душу населения, кажется, скоро будет один к одному», — делится Сорокин.
Еще один необычный вид спорта — это спортивное программирование. Задача участников — решить командой определенную задачу на время. Федерация в России появилась в 2021 году, и именно у нас впервые эту дисциплину признали видом спорта. Международной федерации на данный момент нет, но чемпионат мира (или студенческая олимпиада по спортивному программированию) проводится регулярно.
Кого будем приглашать и ждем ли мировых звезд
Еще в момент объявления решения об Играх дружбы было сказано, что организаторы рассчитывают видеть на соревнованиях около пяти тысяч спортсменов. По словам Сорокина, цифра была сформирована на основании данных от каждой федерации: «просто количество возможных участников в дисциплинах перемноженное на количество дисциплин».
Как уже говорилось выше, организаторы не собираются устраивать фестиваль или любительский турнир, где результаты на финише могут отличаться на 10 минут. «Подчеркну еще раз: мы собираемся провести соревнования элитных спортсменов, а открытого формата в спорте высших достижений быть не может, — говорит Алексей Сорокин. — Иначе мероприятие превратится в фарс, ведь большая разница в уровне участников не может не иметь негативных последствий».
Тогда возникает вопрос: как же будут отбираться участники Игр? Чтобы попасть на Олимпиаду, все атлеты проходят квалификацию. Провести подобное для Игр дружбы организаторы не смогут, поэтому приглашаться спортсмены будут по международному рейтингу. «Мы будем обращаться в федерации, где составят список. После чего всем этим атлетам от оргкомитета отправят приглашения. Если кто-то откажется, приглашение уйдет следующему. Для этого мы подпишем с федерациями соглашения о взаимодействии, где будут расписаны все аспекты нашей совместной работы, включая методологию приглашения спортсменов», — Алексей Сорокин понимает, что будут спортсмены, которые откажутся, но считает это нормальным: «Мы ведь не ФИФА и не МОК. Это у них в уставах и хартии есть статуты, что при отказе участвовать членство федерации или олимпийского комитета может быть приостановлено. Одни откажутся, согласятся другие. Будут такие, кто завершит карьеру в Париже, но от этого не перестанет быть элитным спортсменом и сможет поучаствовать еще в одном турнире. Какие-то спортсмены приедут вопреки, какие-то поймут, что это соревнования только про спорт, а не про что-то иное, и тоже приедут».
В оргкомитете считают, что основной костяк участников будет известен в июне 2024 года, но это не значит, что позже не может быть каких-либо изменений. «Есть ощущение, что какие-то решения по участию будут приняты даже после Олимпиады в Париже. Масштаб мы будем понимать в июне, а дальше последует точечная работа».
Вообще понимание о реакции спортсменов, как предполагает Сорокин, последует уже после того, как станут известны все вводные по турниру. И как минимум призовой фонд. Пока могу сказать только, что эту идею спортивный мир воспринимает очень хорошо — есть позитивная реакция после форума «Россия — Африка», после Восточного экономического форума.
Что касается призового фонда, Алексей Сорокин уже неоднократно говорил, что он будет значительным.
Каким будет бюджет Игр и призовой фонд
В публичном пространстве от официальных лиц звучало несколько цифр, касающихся Игр дружбы. В сентябре заместитель министра спорта России Азат Кадыров на заседании комитета Госдумы по физкультуре и спорту заявил, что Министерство финансов готово перераспределить 882,2 млн рублей, предусмотренных в качестве премиальных для участников Олимпиады в Париже, на поддержку спортсменов, однако замминистра не уточнил, будут ли они перенаправлены участникам Игр дружбы. Более точно Кадыров выразился о 590 млн рублей, которые Минфин выделил конкретно на организацию этого спортивного события.
Еще раньше в комитете Госдумы по спорту сообщили, что на проведение Игр дружбы потребуется более 8 млрд рублей. А помощник президента Игорь Левитин, не конкретизируя, сообщил, что «призовые места на Играх дружбы будут оплачиваться на уровне Олимпийских игр». Левитин не пояснил, будут ли такого размера призовые для всех или имеются в виду дополнительные премиальные для российских спортсменов.
Алексей Сорокин на данный момент о размерах вливаний и призового фонда говорить не может — ни одного документа пока не подписано, но в ближайшее время вопрос должен проясниться, обещает он.
«Сейчас нам известно, что основная часть затрат будет оплачена из внебюджетных источников, хотя ассигнования из федерального бюджета, а также из региональных бюджетов Москвы и Свердловской области тоже будут. Но точные цифры можно будет назвать только после окончательного утверждения списка видов спорта и дисциплин, потому что именно эти данные влекут за собой знания о стоимости размещения, расходов на транспорт, призовые и так далее», — объясняет Сорокин.
Будут ли Игры дружбы признаны на международном уровне
От отношения и признания международных федераций зависит многое: смогут ли в соревнованиях принять участие судьи международного уровня, будут ли включены эти соревнования в международный календарь, будут ли признаны рекорды, если таковые будут установлены на Играх дружбы.
По словам главы оргкомитета, взаимодействие с международными федерациями они будут всячески налаживать. «Идеальной картиной мира для нас станет, если на соревнованиях будут делегаты от них, аккредитованные судьи, признание рекордов. И вовлеченность мы будем приветствовать, но все будет зависеть от конкретных федераций. Есть у нас сейчас тенденция сгущать краски и представлять ситуацию хуже, чем она есть на самом деле. Многим кажется, что между нами и международным спортом абсолютная стена и нас нигде не любят. На самом деле это не совсем так. Когда мы разговариваем отдельно с каждой федерацией, мир становится менее серым. Поэтому когда дело дойдет до конкретики, будем рассматривать каждый случай и каждый вид спорта отдельно. Где-то можно будет решить все вопросы, где-то — не все, а где-то не решить ничего. Но для начала надо дойти до проблемы», — Алексей Сорокин источает также определенный оптимизм и в отношении включения некоторых соревнований в международный календарь: «Мы ведь не закрываемся от мира, мы просто не хотим политизации спорта».
Билеты, трансляции, спонсоры: есть ли у Игр дружбы финансовые перспективы
Бизнес-подход к спортивным мероприятиям Алексей Сорокин считает неправильным: «Меня часто спрашивали перед чемпионатом мира — 2018, окупятся ли стадионы. Стадион — это не кооператив и не шиномонтаж, он не должен окупаться, он строится для других целей. Во всем мире стадионы в лучшем случае зарабатывают себе на жизнь, покрывают свои же затраты, иногда с небольшим профицитом. Точно так же и турниры такого рода не могут приносить прибыль, у них другие задачи».
Тем не менее билеты на соревнования продаваться будут. Как сообщили в оргкомитете, на свободный вход они не ориентируются, потому что рассчитывают на высокий уровень спортсменов и на интерес публики к ним: «У нас сейчас не так много событий такого калибра, чтобы болельщики им пренебрегли».
Обсуждать оптимальные параметры билетной программы будут с крупными агентствами и лидерами рынка, но уже точно известно, что «цены будут сбалансированы и рассчитаны на потребительскую корзину».
Также организаторы питают надежды на освещение Игр дружбы за рубежом: «У нас есть задача максимально осветить соревнования, и поэтому мы уже ведем консультации с крупными компаниями этого рынка. И обещаем обеспечить такой сигнал, который можно будет отдать иностранным вещателями». Причем речь идет не только о телевизионных, но и об интернет-трансляциях. Алексей Сорокин считает, что время выбрано удачное — как раз затихнет бурное обсуждение Олимпиады. «Сделать так, чтобы Игры не пересекались с другими крупными спортивными событиями вообще, мы не можем — уже есть небольшое наслоение с теннисным US Open. Но в основном локтями ни с кем не толкаемся».
Телекартинка будет красивой, потому что на технологии будет потрачено много усилий и средств. «Все технологии, в том числе и спортивные, должны быть самого высокого качества. Все должно быть красиво и зрелищно, как на любых современных состязаниях».
Спонсоров обязательно собираются привлекать, и на данный момент идет активный поиск партнеров, который планируют продолжать вплоть до следующего лета. «Очень рассчитываем, что интерес к партнерству с Играми дружбы будет, а со своей стороны готовы предоставить весь набор возможностей для тех или иных продуктов».
Введут ли на Играх паспорт болельщика
Пока никто таких решений не принимал и вопрос не обсуждался. Но Сорокин считает, что тот вариант FanID, который существовал на чемпионате мира — 2018, был прекрасным инструментом, который помогал как в организации процесса, так и самим болельщикам. «Для нас это было огромное подспорье, потому что снимало нагрузку с загранучреждений. И если мы сейчас почувствуем, что есть угроза для эффективной деятельности консульских отделов, то, возможно, будем просить о введении такого документа», — такую вероятность Алексей Леонидович объясняет тем, что было бы странно увидеть ажиотаж по отношению к Играм со стороны болельщиков в какой-то стране и не справиться с ним из-за того, что не успеют выдать визы. Но в любом случае это требует консультаций с силовыми ведомствами, Минцифры и штабом безопасности, а такой вопрос пока на повестке не стоит.
Наследие Игр: будет ли?
«Оно, безусловно, будет, и мы его документально оформим. Но на сегодняшний день самым лучшим наследием будет продолжение традиций проведения Игр дружбы. Сначала организация зимних, а затем снова летних, уже за пределами нашей страны», — говорит Алексей Сорокин.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется нападением, вторжением либо объявлением войны, если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.