Игры для Варшавы: Польша хочет бороться за Олимпиаду с Индией, Германией и Китаем
«Наша цель — начать борьбу за летние Олимпийские игры в 2036 года», — с таким заявлением Президент Польши Анджей Дуда выступил на пресс-конференции II Европейского конгресса спорта и туризма в Закопане.
Польша никогда не проводила Олимпийские игры. Более того, она даже никогда не подавала заявку на проведение летних Олимпиад. С зимними Играми опыт был, но негативный: страна неудачно боролась за право проведения двух Белых Олимпиад. На право проведения Игр 2006 года заявлялся курорт Закопане, но в результате даже не вошел в финальный список претендентов, а Игры достались итальянскому Турину. Затем на зимние Игры 2022 года претендовал Краков, однако досрочно выбыл из борьбы, так как его олимпийские амбиции не нашли поддержки на национальном референдуме, и заявка в итоге была отозвана.
Польша пробовала свои силы и на олимпийских турнирах рангом поменьше — Познань подавала заявку на летние юношеские Олимпийские игры 2014 года (игры спортсменов-юниоров в возрасте 14–18 лет). Однако и там не получилось, и соревнования в итоге принимал китайский Нанкин.
Только теперь ситуация изменилась: летом 2023 года в Кракове прошли Европейские игры. К проведению этих Игр, кстати, также проявляли интерес Казань, Манчестер и Хайфа — однако в итоге официальную заявку никто из них так и не подал, поэтому Краков был единственным претендентом, и Польша, наконец, смогла показать свою готовность к приему большого события.
Еще одна возможная причина проявившегося интереса Польши к приему летней Олимпиады — это понимание того, что на проведение зимних Игр у страны, по-видимому, уже нет шансов.
Дело в том, что в связи с глобальным потеплением МОК намерен полностью поменять процедуру выбора места проведения зимних Олимпийских игр и обновить список требований к местам проведения зимних Олимпиад. Предварительно озвученные предложения сводятся к тому, что город-хозяин будущих зимних Игр будет выбираться только из числа кандидатов с уже существующей инфраструктурой, а также со средней минимальной температурой ниже нуля в январе-феврале в течение последних десяти лет. Выбор, возможно, будет производиться на основе ротации в заранее утвержденном пуле потенциальных городов/регионов-хозяев, максимально соответствующих всем требованиям, — от инфраструктурных до климатических и экологических.
Карпаты и Судеты — две горные системы на территории Польши — до этих критериев не дотягивают никак.
Если Польша все-таки подаст заявку, центром которой обозначена Варшава, то президент МОК Томас Бах сможет рапортовать об успехах: такого обилия претендентов на проведение Олимпийских игр не наблюдалось уже очень давно — количество заявок на Игры-2036, по заверениям МОК, уже составляет двузначное число. Точный список неизвестен: по новым правилам заявочного процесса, введенным в 2019 году, города и регионы могут подавать заявки на проведение Игр и участвовать в диалоге с МОК на условиях полной конфиденциальности, чтобы заявки, не вошедшие в финальный целевой список, не воспринимались как проигравшие.
Пока о своем интересе к проведению Игр-2036 заявляли Южная Корея, Индия, Индонезия, Германия, Катар, Венгрия, Турция, Мексика, Египет и Великобритания. В мае президент МОК Томас Бах пригласил Китай присоединиться к гонке. Потенциальные претенденты участвуют в обсуждении до тех пор, пока МОК не выберет ограниченное число кандидатов для дальнейшего целенаправленного диалога, призванного привести к окончательному выбору.
Сроки принятия решения о месте проведения Игр 2036 года тоже еще не определены. Бах, однако, уже заявил, что решение это будет принадлежать точно не ему, а преемнику — срок окончания полномочий нынешнего президента МОК истекает в 2025 году.