Деньги к деньгам: доходы саудовской лиги выросли на 150%, а права стали продаваться
Еще год назад о существовании футбола в Саудовской Аравии помнили только чиновники профильных комитетов ФИФА. Но прошло совсем немного времени, и теперь клубный чемпионат этой страны обсуждают во всем мире.
Главная причина этих перемен — массовая скупка звезд европейских клубов. Технология не новая — в истории уже было много примеров, когда разбогатевшие страны пытались ускорить развитие своих футбольных лиг, подписывая именитых игроков, но именно в Саудовской Аравии этот процесс смогли поставить на поток.
Благодаря созданному в начале года «Центру приобретения талантливых игроков» (Player Acquisition Centre of Excellence), на сегодняшний день Лигой подписано 152 игрока из 47 стран, что составляет практически 30% от общего числа игроков. Причем, речь идет не только о стареющих звездах, которые решили заработать немного на закате карьеры: среди наиболее популярных приобретений Центра есть звезды «ПСЖ», «Реала» и «Ливерпуля» Неймар, Карим Бензема и Роберто Фирмино, которые присоединились к пятикратному обладателю «Золотого мяча» Криштиану Роналду.
В итоге такой размах футбольного шопинга изменил восприятие Лиги остальным миром и позволил заключить соглашения с 38 телекомпаниями на 140 территориях. Матчи в прямом эфире демонстрируются крупнейшими вещателями, включая Fox Sports (США), Canal+ (Франция), Sport TV (Португалия), La 7 (Италия), Marca.com (Испания), а также на многих ключевых рынках: Австрии, Бельгии, Канаде, Германии и Великобритании. А с теперь к ним добавилась и Россия.
Интерес телевещателей увеличил медиадоходы Лиги на беспрецедентные 650% — это позволит ежегодно получать 100 млн долларов в течение двух следующих сезонов.
Более того, громкие контракты с футбольными звездами привели к значительному росту интереса и повышению узнаваемости Лиги как в регионе, так и в мире. Так по данным SPL, после шести матчей, состоявшихся перед международным перерывом, общее количество зрителей на стадионах составило 440 000 человек — это на 25% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В результате количество спонсоров выросло на 75%, а доходы от централизованной продажи спонсорских услуг Лиги увеличились на 150%.
Лига вступила в новую эру, в которой происходит серьезная трансформация ее привлекательности как для вещателей, так и для коммерческих партнеров. Еще во второй половине прошлого сезона, после прихода Криштиану Роналду в «Аль-Наср», Лига бесплатно раздавала медиа-права на многих рынках для повышения собственной узнаваемости. Сейчас же во всех сделках за права взимается плата. Вещательные компании ставят на рост международной привлекательности новой версии саудовского клубного футбола и готовы брать на себя долгосрочные обязательства при покупке медиаправ.
Благостную картину успешного развития местной лиги омрачает только одно обстоятельство: пока основная часть коммерческих доходов лиги — как спонсорских, так и медиа — поступает от саудовских компаний. Истинным же показателем глобальной привлекательности SPL в дальнейшем должно стать увеличение доли доходов от международного, несаудовского бизнеса.