Больше, чем Олимпиада: Азиатские игры проходят с небывалым размахом, но без россиян
Азиатские игры — далеко не единственные крупные континентальные игры в олимпийском формате: так, например, менее чем через месяц в чилийском Сантьяго стартует их американский эквивалент Pan American Games. Но нынешняя версия Азиатских игр выделяется из большого списка международных спортивных соревнований.
Начнем с того, что Ханчжоу-2022 — это самые крупные в истории Азиатские игры. За 15 дней в них примут участие 12 500 спортсменов изо всех 45 олимпийских комитетов континента (включая Палестину, Макао, Сирию, Афганистан и КНДР), входящих в состав Олимпийского совета Азии (ОСА). Соревноваться атлеты будут в 40 видах спорта.
Гигантский масштаб текущих Игр намного лучше познается в сравнении с «соперником-тяжеловесом» — летними Олимпийскими играми. Ханчжоу-2022 практически по всем параметрам их превосходит: в Азиаде принимает участие на две тысячи спортсменов больше (в Олимпийских играх — 10 500 спортсменов), а в соревновательной программе на восемь видов спорта больше, чем будет в Париже-2024.
Это, на самом деле, впечатляющее итоговое количество соревнований (481 дисциплина) с многочисленными региональными специализациями в видах спорта, которые не встречаются на Олимпиадах.
Среди региональных и экзотических для россиян видов спорта есть гонки на лодках-драконах, сепактакрау (похож на волейбол, где мяч отбивают не руками, а ногами и головой), а также кабадди — контактный, командный вид спорта, древний и безумно популярный на Индийском субконтиненте, включающий в себя элементы борьбы и пятнашек. Есть также и неолимпийские боевые искусства: джиу-джитсу, ушу и кураш – вид борьбы, популярный в Центральной Азии. К этому списку добавляются и mind games – интеллектуальные виды спорта: шахматы, бридж и сянци (китайские шахматы).
Также в Ханчжоу-2023 впервые официально представлен киберспорт — в рамках Азиады пройдут турниры по PUBG, FIFA, Dota 2, League of Legends, а также еще нескольким играм.
В программе также присутствует сквош, который уже несколько раз пытался добиться олимпийского признания, и крикет, который, судя по всему, имеет очень неплохие шансы войти в программу Лос-Анджелеса-2028.
В связи с этим, самым рейтинговым событием Азиады может стать возможный матч за золотые медали в мужском крикете между Индией (с населением 1.4 млрд человек) и Пакистаном (с населением 242 млн человек), который состоится 7 октября. Если в финале турнира встретятся именно эти сборные, то матч может стать самой масштабной трансляцией в мировом спорте за весь год, с зашкаливающими зрительскими рейтингами.
В рамках программы есть и привычные нам Олимпийские виды спорта — там на кону для спортсменов будет возможность получить прямое попадание на следующие Олимпийские игры в Париже. Олимпийские путевки в Париж-2024 будут разыграны в девяти видах спорта: стрельбе из лука, синхронном плавании, брейкинге, хоккее на траве, современном пятиборье, парусном спорте, теннисе, водном поло и боксе (за организацию и проведение боксерских соревнований отвечает специальная группа МOK Olympic Boxing Task Force из-за того, что Международная Ассоциация Бокса (IBA) на данный момент исключена из олимпийского движения).
Впечатляющие масштабы нынешних Азиатских игр стали возможны, в том числе, благодаря действующему требованию ко всем спортсменам и сопровождающим их официальным лицам оплачивать участие в Играх из расчета $50 в день. Эта плата, которая была обязательным условием и на предыдущих Азиадах, позволяет частично покрывать расходы участников на проживание, питание и транспорт.
Игры проходят на 54 спортивных объектах, 14 из которых построены с нуля. В основном все они находятся в Ханчжоу, но небольшая часть объектов расположена в других городах, на максимальном удалении 300 км.
Официальный бюджет Азиады Китай не раскрывал, но по сообщениям регионального правительства Ханчжоу, за пять лет только на инфраструктуру — дороги, транспорт, стадионы и другие объекты — было потрачено около $30 млрд (для сравнения — бюджет сочинской Олимпиадой 2014 года составлял чуть более $50 млрд).
Несмотря на то, что в Китае существует определенный скепсис и даже недовольство по поводу Игр и неоправданных затрат на них, ни у кого нет никакого сомнения, что в итоге все пройдет на высшем уровне.
Хотя бы потому, что местным чиновникам хорошо известен тот факт, что Председатель КНР Си Цзиньпин испытывает к Ханчжоу теплые чувства: он работал здесь с 2002 по 2007 год. А еще он любит спортивные мега-ивенты, демонстрирующие силу и возможности Китая всему миру.
Разве только продемонстрировать всему миру, что азиатская ветвь мирового олимпийского движения не намерена присоединяться к санкциям против российского спорта не получилось. Еще в конце прошлого года возникла инициатива приглашения российских и белорусских спортсменов к участию в Азиатских играх, раз уж в Европе никто не желает с ними состязаться. Показательно, что идея использовать Азиатские игры для квалификации наших спортсменов на Олимпийские игры 2024 года в Париже была изначально озвучена именно МОК и ОСА. Затем, по итогам голосования на Генеральной ассамблее в июле этого года в Бангкоке, OCA выделил места для 500 спортсменов. Предполагалось, что это будет «техническое» участие в нейтральном статусе — россияне и белорусы не имели права претендовать на очки и медали Ханчжоу-2022, но могли выполнить олимпийские квалификационные нормативы. Однако накануне Игр МОК заявил, что участие россиян и белорусов неосуществимо по «техническим причинам».