«Они никто от никого»: чиновники спорят, оплачивать ли подготовку атлетов к Олимпиаде
В середине сентября исполняющая обязанности председателя Счетной палаты Галина Изотова обеспокоила всех представителей спортивной отрасли. Изотова назвала бюджет Министерства спорта РФ «слезами» и объявила, что он недостаточен для решения серьезных задач: «Иногда мы доставляем Минспорту головную боль, но сейчас мы партнеры. Надо искать источники финансирования, потому что у ведомства маленький бюджет, просто слезы. Надо продумать дорожную карту, потому что бюджет все ниже и ниже с каждым годом, и это беспокоит», — сказала Изотова в ходе Восточного экономического форума.
На ВЭФ вообще много говорили про спорт и ситуацию, в которой наши сборные оказались после начала «спецоперации»* на Украине. На форуме Владимир Путин впервые озвучил официальную позицию по поводу санкций, введенных против российского спорта: президент заявил, что не против, если спортсмены самостоятельно решат, ехать на Олимпиаду-2024 в Париж или нет.
Вопрос о допуске российских атлетов на международные турниры — и о том, какие критерии допуска можно считать допустимыми — уже полтора года обсуждается довольно бурно. В 2023 году после появления новой версии рекомендаций МОК международные федерации по отдельным видам спорта начали допускать россиян на свои старты — но не всех, и далеко не лучших. Лучшие из-за рекомендованных МОК критериев (нейтральный статус, отсутствие принадлежности к вооруженным силам РФ и публичной поддержки «спецоперации») и вовсе рискуют не получить путевки в Париж, если Россию вообще туда пустят. Решения МОК раньше зимы ждать не стоит.
В России сыграли на опережение — возобновили давно забытые соревнования, присвоив им статус международных, и пообещали финансово восполнить то, что отечественные атлеты потеряют, пропустив главный старт в карьере — Олимпиаду. Например, победителям и призерам Игр Дружбы, запланированных следующей осенью 2024 года, выплатят призовые на уровне олимпийских. А это 4 млн рублей за победу, 2,5 млн — за второе место, и 1,7 млн — за бронзу.
И это не единственные соревнования, которые в России анонсировали, как замену международным стартам. На все это требуется немало денег, а «слезный» бюджет Минспорта не справляется. На заседании комитета Госдумы по физической культуре и спорту первый заместитель министра спорта Азат Кадыров заявил, что для «нормального функционирования» ведомству необходимо увеличить бюджет хотя бы вдвое.
«Для нормального функционирования Минспорту нужен ежегодный бюджет в размере 100–120 млрд рублей .Согласно государственной программе «Развитие физической культуры и спорта» на 2024–2026 годы, у нас предусматривается — на 2024 год 55,8 млрд рублей, на 2025 год — 41,5 млрд рублей, на 2026 год — 43 млрд рублей», — сказал Кадыров.
Чиновник также отчитался о финансировании по конкретным отраслям: на организацию и проведение объединенного чемпионата по футболу «Содружество» выделят 262,5 млн рублей, почти столько же вложат в спортивный бюджет новых территорий — 286 млн, на обеспечение участия сборных в соревнованиях положено 207,5 млн, на адресную финансовую поддержку организаций, входящих в систему спортивной подготовки предусмотрено меньше всего — 84,7 млн.
Больше всего потратиться Минспорта придется на Игры БРИКС. Соревнования, которые пройдут в Казани с 20 по 23 июня (за месяц до Олимпиады в Париже), обойдутся ведомству в 1,29 млрд рублей. Игры БРИКС пройдут накануне встречи глав России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР в столице Татарстана в следующем году. Предполагается, что в трехдневном турнире примут участие как раз спортсмены этих пяти стран-участниц объединения, но министр спорта РФ Олег Матыцин рассчитывает на еще большее представительство — в том числе на приезд спортсменов из стран-кандидатов на вступление в БРИКС (Аргентина, Египет, Индонезия, ОАЭ и Саудовская Аравия), а также изъявивших желание присоединиться к союзу (Казахстан, Турция, Мексика, Уругвай и ряд африканских стран).
В два раза меньше Минспорта выделило на «Игры Дружбы» (590 млн рублей) — еще одни соревнования со статусом «международные», которые в сентябре 2024-го пройдут в Москве и Екатеринбурге. Их формат до конца неизвестен — последний раз соревнования с таким названием состоялись 40 лет назад. В июне-сентябре 1984-го девять государств социалистического лагеря (СССР, ГДР, КНДР, Венгрия, Болгария, Куба, Монголия, Польша и Чехословакия), бойкотировавших Олимпиаду в Лос-Анджелесе, провели международные соревнования под названием «Дружба». Тогда альтернативные Игры практически полностью повторяли программу официальных: футбола не было, зато были самбо, теннис и настольный теннис.
Впрочем, никакие решения ведомств не могут отменить того факта, что главный старт четырехлетия пройдет в промежутке между Играми БРИКС и «Играми Дружбы». До Олимпиады-2024 в Париже осталось меньше года, и шансы, пусть и минимальные, поехать спортсменам из России на нее все еще есть.
Глава Минспорта Олег Матыцин уже огласил расчеты его ведомства, согласно которым в Играх-2024 смогут поучаствовать 180 атлетов из России. Правда, финансировать их участие в соревнованиях четырехлетия в России не намерены — по крайней мере, с таким посылом несколько раз выступил глава Олимпийского комитета России (ОКР) Станислав Поздняков, а недавно намерения подтвердил и Кадыров.
«Они едут как никто от никого, спортсмены должны отказаться от всего. Если кто-то получает лицензию, мы должны снять его со ставки Центра спортивной подготовки, все эти расходы берет Международный олимпийский комитет (МОК). Если кто-то выиграет медаль любого достоинства — соответствующий вопрос поднимется», — заявил первый заместитель министра спорта.
По словам главы ОКР, в рекомендациях МОК сказано, что «нейтральный спортсмен с паспортом России или Беларуси не может ассоциироваться ни со своим государством, ни с государственными символами, ни со своим национальным олимпийским комитетом или национальной спортивной федерацией». По мнению Позднякова, это означает, что счастливый обладатель билета в столицу Франции не может финансироваться российской стороной.
При этом в опубликованном тексте рекомендаций МОК написано:
«Решение об участии в Играх Париж-2024 или Милан-Кортина-2026 не принято. Исполком МОК подтвердил, что данные рекомендации не касаются участия спортсменов и их вспомогательного персонала с российским или белорусским паспортом на Олимпийских играх в Париже-2024 или зимних Олимпийских играх в Милане-Кортине-2026. МОК примет это решение в соответствующее время, по своему усмотрению и без каких-либо обязательств по результатам предыдущих олимпийских квалификационных соревнований» («No decision on Paris 2024 or Milano Cortina 2026 participation. The IOC EB confirmed that these recommendations do not concern the participation of athletes and their support personnel with a Russian or Belarusian passport at the Olympic Games Paris 2024 or the Olympic Winter Games Milano Cortina 2026. The IOC will take this decision at the appropriate time, at its full discretion, and without being bound by the results of previous Olympic qualification competitions» ).
Слова Позднякова и Кадырова заставили спортсменов из России заволноваться. Билеты в Париж не самые дешевые, да и подготовка к Играм требует серьезных затрат — конкуренция в олимпийских турнирах в большинстве случаев будет выше, чем на «Играх Дружбы» или на турнире стран-БРИКС. Успокоил всех Матыцин, сутки спустя поправивший своего заместителя:
«У нас бюджетом предусмотрена выплата призовых победителям и призерам Олимпийских игр. После того как Международный олимпийский комитет определит регламент участия российских спортсменов и их статус, будет принято решение о премировании. Но ни в коей мере государство никогда не откажется от мер социальной защиты и материальной поддержки наших спортсменов и тренеров».
Правда, о финансировании подготовки, тренировочных сборов и прочих расходов на подготовку олимпийцев министр ничего не сказал.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.