Семья Аньелли продает «Ювентус»: они владели клубом 100 лет, но погрязли в скандалах
Семья Аньелли для Италии — нечто большее, чем просто вечные лидеры местного списка самых богатых сограждан. В стране могут меняться режимы и правительства, но Аньелли всегда сохраняют власть и не скрывают этого. И даже фанаты принадлежащего семье футбольного клуба «Ювентус» гордо помещают на своем сайте на сайте хвастливый анекдот: «Однажды мальчик гулял с папой по Риму и оказался на площади Святого Петра. В тот момент там выступал Папа Римский в окружении самых влиятельных людей Италии. Ребенок увидел это и спросил у отца: «Папа, а что это за мужчина в странной шапке выступает рядом с мистером Аньелли?». Теперь это может измениться — Аньелли готовы расстаться со своим единственным активом, который приносил им народную любовь.
Доход от продажи машин превратил «Ювентус» в топ-клуб
Достоверно известно, когда начинается связь семьи Аньелли с «Ювентусом» — 24 июля 1923 года. В тот день Эдоардо Аньелли был назначен президентом футбольного клуба из Турина. Он стал управлять командой, за которую выступали молодые студенты, не претендующие на серьезные спортивные свершения. К тому моменту клуб уже успел вписать себя историю, став чемпионом Италии в 1905 году. Но за 18 лет команда перестала считаться претендентом на титул.
С приходом Эдоардо дела клуба стали резко улучшаться благодаря деньгам, которые президент стал вкладывать в «Ювентус». А деньги у семьи Аньелли были. Дело в том, что предки Эдоардо успели разбогатеть на торговле шелком и стать одной из самых богатых семей севера Италии. Но вскоре родственники сменили род деятельности, что и позволило им стать одной из самых влиятельных семей страны.
Сын Эдоардо по именно Джованни в 1899 оказался среди основателей фирмы Fiat. Со временем он стал председателем правления компании и превратил ее в семейный бизнес. Бурное развитие автопрома позволило Аньелли разжиться невероятным влиянием и богатством. Часть из этих средств выделялись на футбол, что позволяло «Ювентусу» быть самой финансово устойчивой командой Италии и перейти под полноценное владение династии бизнесменов.
Век правления семьи Аньелли можно разделить на три эпохи: руководство Эдоардо, управление Джанни и работу Андреа. Первый стал настоящим революционером и тут же начал массовые финансовые вливания в клуб. При нем «Ювентус» оформил первый трансфер за деньги внутри Италии, купив за 50 000 лир Виржинио Розетту, который был одним из лучших игроков того времени. Клубу удавалось спокойной переманивать топ-футболистов с помощью огромных зарплат.
При Эдоардо «Ювентусу» построили стадион из железобетонного каркаса, что было тогда новшеством для футбола. Он же предложил поставить мачты с освещением и проводить матчи вечером, превратив футбол в главное развлечение выходного дня. Финансовое преимущество превратило «Ювентус» в гранда итальянского футбола, который начал штамповать победы в чемпионате.
Джанни Аньелли — главный человек в истории клуба
Эпоха правления Джанни Аньелли в клубе продлилась дольше всего. Он стал президентом «Ювентуса» в послевоенные годы, возглавив команду в 1947 году. На этом посту он пробыл всего восемь лет, но не стоит обращать на это внимание. Влияние Джанни на клуб не ослабевало до самой его смерти в 2003 году. Итальянские СМИ уверяли, что слово Джанни были решающим в клубе более полувека.
Джанни после Второй мировой войны вернул «Ювентус» на пьедестал и сделать его европейским топ-клубом. Именно при нем клуб в последний раз выигрывал Лигу чемпионов в 1996 году. Джанни строил свою политику управления клубом путем привлечения мировых звезд. Он был инициатором приглашения в Турин главных звезд своих поколений — Мишеля Платини, Роберто Баджо и Зинедина Зидана.
Нельзя говорить, что Джанни все решал в одиночку. Ему часто помогал младший брат Умберто Аньелли. Он перехватывал операционное управление, когда брат был слишком занят решением вопросов бизнеса. Но даже когда Джанни отдалялся от клуба, «Ювентус» всегда оставался для него не просто командой, а настоящей любовью. Итальянские СМИ не раз сообщали, что у него была одна привычка: он всегда начинал свой день со звонка спортивному директору «старой синьоры», чтобы узнать текущее состояние дел футбольного клуба.
«Я люблю «Ювентус». Я люблю футбол. Возможно, я люблю это слишком сильно, до такой степени, что ставлю это выше всех других занятий на выходных», — говорил Джанни.
Бывший капитан клуба Алессандро Дель Пьеро признавался в интервью Football Italia, что для него Джанни Аньелли являлся именно тем человеком, который всегда символизировал «Ювентус». Потому не стоит удивляться, что вскоре после смерти Джанни и Умберто, которые скончались с разницей в один год, дела «Ювентуса» стали резко ухудшаться.
Управление кубом перехватил Джон Элканн — внук Джанни. Итальянские СМИ упоминали, что он никогда не был футбольным фанатом и не понимал всех процессов функционирования команды. При его руководством «Ювентус» пережил худшие времена в своей современной истории, связанные со скандалом, получившим название «Кальчиополи». Туринцев обвинили в работе с судьями, лишили двух чемпионских титулов и сослали в Серию Б. Долго терпеть работу Джона в клубе семья Аньелли не стала. В 2010 году президентом клуба был назначен сын Умберто Аньелли — Андреа.
Андреа Аньелли привел клуб к финансовому кризису и поругался с УЕФА
Андреа всегда отмечался страстью к футболу и смог вернуть клуб на вершину. При нем «Ювентус» выиграл девять подряд чемпионатов Италии и дважды добирался до финала Лиги чемпионов. Но у каждой счастливой сказки есть свое завершение. Андреа Аньелли следовал примеру работы Джанни и не отказывался от громких трансферов. При нем в 2018 году клуб купил Криштиану Роналду за рекордные €117 млн. Этот переход послужил отправной точкой нового кризиса клуба.
Когда Джанни приглашал звезд, то еще не существовало столь серьезного финансового fair play, который есть сейчас. Поэтому Андреа не может просто взять и влить в клуб огромные деньги без последствий. Когда в Турин привезли Роналду, то надеялись на победу в Лиге чемпионов и продолжение доминирования в Италии — это должно было повысить доходы клуба и окупить затраты на рекордный трансфер. Но забраться дальше четвертьфинала так и не удалось, а чемпионский титул был утерян.
Клуб добила пандемия коронавируса. «Ювентус» в это время начал заключать дополнительные соглашения с игроками в обход бухгалтерии, чтобы игроки не теряли деньги. С учетом рекордной для итальянского футбола зарплаты Роналду вписать все это в fair play было невозможно, и клуб начал осуществлять выплаты в обход правил. Когда все вскрылось, то этими случаями занялась итальянская прокуратура.
«Ювентус» был оштрафован на 10 очков и не попал в Лигу чемпионов. УЕФА также обратил внимание на махинации, исключив клуб из еврокубков. Скандал привел к роспуску совета директоров и уходу Андреа, который покинул свой пост в ноябре. Семья перестала осуществлять оперативное управление, но оставалась владельцем клуба. Теперь все идет к тому, что династия Аньелли полностью оборвет свою связь с футбольной командой из Турина.
По информации Il Giornale, семья надеется выручить за клуб €1,5 млрд. Продажа позволит «Ювентусу» улучшить ситуацию с fair play и избежать репутационных потерь. Ведь в последнее время Андреа буквально клеймят в прессе как человека, который привел клуб к санкциям. К тому же своими действиями он испортил отношения клуба с УЕФА.
Андреа был близким другом главы организации Александра Чеферина. Но за спиной словенца он стал одним из основателей проекта футбольной Суперлиги. Амбициозный план потерпел крах буквально за один день, но «Ювентус» очень долго не выходил из проекта, лишь недавно решив отказаться от него. Запуск Суперлиги рассорил Аньелли и Чеферина. Глава УЕФА назвал Андреа своим «главным разочарованием в жизни» и обвинил его в предательстве.
Официальный представитель холдинга Exor, объединяющего активы самой богатой семьи Италии, уже выступил с несколько двусмысленным заявлением, что «гипотезы, выдвинутые газетой (Il Giornale), лишены основания». Но и прямо опровергать факт подготовки к продаже клуба тоже не стал.
Продажа «Ювентуса» позволит клубу наладить отношения с УЕФА, ведь «ненавистный» Андреа больше не будет причастен к «старой синьоре». Это вынужденная мера, но вряд ли именно так семья Аньелли представляла расставание с клубом, который был связан с их династией на протяжении века.