К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Большая тройка» уходит: кто будет побеждать после Федерера, Джоковича и Надаля

Хольгер Руне (Фото EPA / TASS)
Хольгер Руне (Фото EPA / TASS)
Вслед за Сереной Уильямс из большого спорта ушел Роджер Федерер, к завершению карьеры готовится Рафаэль Надаль, поэтому у более молодых игроков появляется масса возможностей ― как на корте, так и за его пределами

Когда Хольгеру Руне было 7–8 лет, он начал смотреть выступления Рафаэля Надаля. Молодой теннисист вырос в Дании, а легендарным спортсменом из Испании восторгался за его «боевой дух». Потом Хольгера стал восхищать Роджер Федерер своей элегантностью и умением менять игру выходами к сетке.

«Если я их и боготворил, то делал это на полную. Так что я носил такую же одежду, играл такой же ракеткой, ― вспоминает Руне и подтверждает, что, подражая кумирам, стал надевать и бандану, как у Федерера. ― Я даже пробовал бэкхенд одной рукой, но, к счастью, тренер посоветовал мне искать собственную технику игры».

Благодаря своему хорошему теннису Руне поднялся довольно высоко, оказавшись на одних тренировочных кортах с Надалем и Федерером, а также играя на турнирах против другой звезды, которой давно восхищается, второй ракетки мира ― Новака Джоковича (над ним датский спортсмен одержал победу в двух поединках из трех). Манера игры 20-летнего теннисиста обеспечила ему взлет на 4-ю строчку в общемировом рейтинге, хотя в начале 2022 года Руне не входил даже в первую сотню.

 

И он далеко не единственный одаренный игрок в мире тенниса. Его ровесник из Испании Карлос Алькарас находится в самом верху зачетной таблицы ATP Tour, а 22-летнего Янника Синнера из Италии и 24-летнего Каспера Рууда из Норвегии многие называют реальными претендентами на звание чемпиона Большого шлема как на только что начавшемся US Open, так и в ближайшие годы.

Что касается женской лиги, список возглавляет полька Ига Швентек, к своим 22 годам успевшая завоевать четыре титула на турнирах Большого шлема. Перспективная американка Коко Гауфф, которой сейчас 19, в прошлом году дошла до финала «Ролан Гаррос» и в текущем месяце выиграла два крупнейших турнира в собственной карьере.

 
Коко Гауфф (Фото EPA·TASS)

По правде говоря, ни уход Федерера из большого спорта в прошлом году, ни предположительный прощальный сезон Надаля в 2024 году не являются большой проблемой для организаторов состязаний, бродкастеров или спонсоров. Пусть Джоковичу уже 36, и он менее чем на год младше Надаля, сербский спортсмен по-прежнему выступает на самых важных чемпионатах, завоевав в этом году титулы на Australian Open и «Ролан Гаррос», но проиграв Алькарасу в напряженном финальном матче из пяти сетов на Уимблдоне. Многие признают, что таланты в теннис приходят циклично (до нынешней большой тройки бал правили, например, Пит Сампрас и Андре Агасси) и нишу готово занять новое поколение, причем и на корте, и за его пределами.

«Сейчас, конечно, не худшее время играть в теннис», ― улыбается Руне.

Вместе с другими одаренными спортсменами ему предстоит занять очень важное место в мире тенниса. Джокович выиграл рекордные 23 титула на турнирах Большого шлема в одиночном разряде, следом за ним идут Надаль с 22 и Федерер с 20, остальные не могут похвастаться больше чем 14 (у Сампраса). Если подсчитать, то со времен первой победы Федерера на Уимблдоне в 2003 году «Большая тройка» завоевала 65 из возможных 80 титулов Большого шлема. Их превосходство было настолько нерушимым и таким продолжительным, что спортивные обозреватели даже говорят о целом «потерянном поколении», и цифры это подтверждают: с тех пор, как в теннис ворвался Федерер, игроки моложе Джоковича побеждали на турнирах Большого шлема в общей сложности шесть раз, причем четыре победы пришлись лишь на последние три года (Доминик Тим в 2020-м, Даниил Медведев в 2021-м и Алькарас в 2022-м и 2023-м).

 

Как и Федерер, в прошлом году об уходе из спорта объявила Серена Уильямс, но в последующих интервью сама же это отрицала. И хотя на вершине зачетных таблиц коллег у нее особо не было, ей удалось заполучить 23 чемпионских титула в одиночном разряде ― для женщин в Открытую эру тенниса это рекорд.

Не менее внушительным наследием четыре легенды спорта могут похвастаться и за пределами игровой площадки. 42-летний Федерер, постоянно попадавший на верхушку ежегодного рейтинга самых высокооплачиваемых спортсменов по версии Forbes, ― один из всего семи участников списка, успевших за всю карьеру заработать до уплаты налогов свыше $1 млрд и собравших портфель спонсоров, который почти полностью состоит из премиальных брендов вроде Rolex, LVMH и NetJets. «Новак ― он старался поспевать за миром технологий, а Надаль просто хотел немного выделяться», ― говорит о двух игроках, заработавших за свою карьеру более $500 млн каждый, Лиза Делпи Нейротти, помощник преподавателя спортивного менеджмента в Университете Джорджа Вашингтона. Между тем Уильямс, получившая на протяжении теннисной карьеры примерно $440 млн, была среди спортсменов первопроходцем в сфере инвестиций и основала стартап, выйдя при этом за рамки спорта, став элементом популярной культуры и в одном только 2023 году снявшись сразу в двух рекламных роликах для Супербоула.

Алессандро Барель ди Сант Альбано, представляющий в агентстве Team8 Коко Гауфф и ранее работавший с Федерером, отмечает, что «Большая тройка» и Уильямс «остаются величайшими из величайших, благодаря которым обыкновенные телеболельщики стали воспринимать спортсменов как бренды». Агент добавляет: «Они настоящие первопроходцы, подтолкнувшие нас к тому, чтобы взглянуть на теннис как на развлекательную платформу, а не просто как на вид спорта».

И все это ― даже не принимая в расчет изменения в обществе за последние 20 лет, начиная с наступления эпохи социальных сетей. В итоге получается, что сегодняшние молодые звезды спорта выходят на принципиально иной, глобальный рынок спонсоров, где потратиться на теннис хочет еще больше торговых марок, чем когда-либо раньше.

Возможностями, которые предлагают спонсоры, игроки уже вовсю пользуются, а восьми участникам первой десятки самых высокооплачиваемых еще нет и 30. Первыми на контакт идут производители обуви и одежды, ― Делпи Нейротти говорит, что зачастую контракты заключают с юными спортсменами до 13 лет, ― но другие бренды тоже рассматривают «уникальные возможности примкнуть к тем, кто может достойно нести факел», подчеркивает Марейн Бал, агент Рууда в IMG. По его мнению, «они знают, что если начнут сотрудничество на раннем этапе, то получат за свои деньги максимум».

 

Что же нужно молодому теннисисту, дабы достичь таких же высот как Федерер? Для начала ― победы. Они обеспечивают пристальное внимание со стороны рекламодателей и могут вознаграждаться непосредственными выплатами, ведь в рамках сделок по продвижению торговых марок часто полагаются бонусы за высокие места в зачетной таблице или чемпионские титулы Большого шлема (порой суммы бывают семизначными). К примеру, Эмма Радукану, победившая на US Open 2021 года в статусе никому не известной участницы, за следующий 2022-й заработала на рекламных соглашениях и посещениях мероприятий $18 млн, а четыре титула Большого шлема Наоми Осаки помогли ей затмить доход Уильямс среди спортсменок-женщин благодаря по меньшей мере $50 млн, которые она получила за пределами теннисного корта в 2021–2022 годах.

Но «превосходство на корте должно быть продолжительным, ― нельзя быть самым успешным на протяжении всего нескольких месяцев или пары лет, ― добавляет Джон Тобиас, агент из GSE Worldwide. ― А еще необходимо оставаться здоровым, потому что это очень тяжелый с физической точки зрения спорт. По сути, игры проходят 11 месяцев в году, и для этого нужно очень много разъезжать, постоянно менять часовые пояса. Кроме того, нужно иметь подходящий характер, подходящий, скажем, паспорт (правильное гражданство) и уметь общаться с людьми со всего мира».

Важным фактором является и верность самому себе. По словам Бала, она начинается с того, что «не нужно рекламировать Coca-Cola, если пьешь Pepsi», но также распространяется на сотрудничество с брендами, соответствующими образу, который пытается создавать для себя сам игрок. Именно так Федерер стал воплощением роскоши, а Надаль снискал репутацию бунтаря.

Джо Фаворито, опытный консультант в сфере маркетинга и бывший руководитель высшего звена в WTA Tour и Ассоциации тенниса Соединенных Штатов, говорит, что, помимо всего прочего, «сейчас важнее, чем когда-либо раньше, становятся проекты, связанные с социальной справедливостью и благотворительностью». По его словам, если легендарного Артура Эша из-за разговоров о социальных проблемах в свое время даже допрашивали, то поддержка Осаки движения Black Lives Matter и ее заявления по поводу важности ментального здоровья только добавили японской теннисистке очков в глазах брендов.

 

Но даже при выполнении всех пунктов никакой гарантии того, что кто-то тоже заработает за карьеру $1 млрд, как Федерер, попросту нет. Ради проектов вне корта игроки должны быть готовы усердно работать даже в условиях плотного графика тренировок и выступлений. Например, Гауфф, которой нет еще и 20, со своим подходом к делу продвигается медленно, но верно, успевая развиваться и как спортсменка, и как человек. В то же время 25-летнюю Осаку окрестили было несменяемым чемпионом, но последние пару лет она нигде не участвует из-за травм и недавней беременности. «Сюжетные повороты не бывают простыми, потому что такова жизнь, ― объясняет Стюарт Дагид, курирующий Наоми в основанном ими вместе агентстве Evolve. ― А в жизни всякое бывает».

Как бы там ни было, число талантливых игроков, одновременно выходящих на пик своей спортивной формы, означает, что для спорта ― и, по-видимому, для их финансовых консультантов, ― грядут очень интересные времена.

«Они пытаются обыграть друг друга, но при этом между собой весьма любезны, ― рассказывает Бал. ― [Рууд] приехал в Торонто рано, он тренировался вместе с Медведевым, с Руне и с Синнером три дня подряд. Эти ребята не стесняются, они играют друг с другом, пытаются одержать верх над остальными, а для спорта это просто замечательно».

Перевод Антона Бундина

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+