Золотая львица: как лучший вратарь чемпионата мира заставила Nike измениться
«Наш капитан Милли Брайт незадолго до старта чемпионата мира спросила меня, где можно взять мое джерси, потому что его отчаянно хотела иметь ее племянница. Но она не могла его получить, потому что комплектов формы с моим именем в продаже не существовало», — рассказывала голкипер сборной Англии Мэри Эрпс в интервью The Guardian, опубликованном еще 20 июля — в день начала женского мирового первенства в Австралии и Новой Зеландии.
Мэри Эрпс — одна из самых ярких звезд женского футбола, чемпионка Европы — 2022 и теперь уже финалист чемпионата мира — 2023. Она помогла «львицам» выиграть свой первый титул на Евро, а момент с отбитым пенальти в финале ЧМ стал одним из самых ярких в матче. Она вошла в символическую сборную на Евро-2022 и была названа лучшим вратарем чемпионата мира — 2023, получив «Золотую перчатку». Но ее поклонницы (и поклонники) не смогли прийти на матч во вратарском джерси с именем Эрпс на спине, потому что экипировщик сборной Англии Nike не выпустил в продажу такую форму.
Лучшего кипера мира не спрашивали о длине рукавов
По словам Эрпс, в прошлом году на Евро была такая же история, и тогда она уже поднимала этот вопрос в разговоре с представителями Nike. Ей объяснили, что из-за пандемии были производственные трудности, но в следующем году они обязательно сделают ее комплект. Однако этого не случилось, и она узнала об этом, лишь когда форма полевых игроков поступила в продажу.
Спортсменка также пожаловалась на то, что еще перед Евро Nike не связывался с ней и не спрашивал, в каком свитере ей будет удобно играть — с короткими или длинными рукавами. Они решили сделать короткие, потому что через год в Австралии ей будет жарко, но Мэри утверждает, что никогда не играет в экипировке с короткими рукавами, поэтому под футболку надевала базовое белье с длинными.
Эрпс объяснила, что отсутствие ее именной формы в продаже так обижает ее не из-за самолюбия, а потому что ее забросали вопросами: где можно купить ее комплект? Спрашивают взрослые и дети, знакомые и незнакомые в социальных сетях. «Что можно ответить маленьким детям, когда они хотят свитер Мэри Эрпс? — задается вопросом голкипер . — Это пугающий посыл голкиперам всего мира: вы не важны».
Она пыталась решить эту проблему сама, даже предлагая лично заплатить за производство, привлекала Ассоциацию футбола Англии, но в итоге ничего не получилось. «Если бы мне сказали об этом хотя бы шесть месяцев назад, я, может быть, смогла бы найти решение».
В продаже можно было найти только вратарские комплекты Дании и Ирландии
Трудности массовому производству вратарской формы создает тот факт, что она отличается от формы полевых игроков. Проще запустить пошивочный процесс одинаковой формы, на которую потом просто приклеить разные номера и фамилии, а отдельное производство вратарских свитеров может оказаться нерентабельным, тем более что колоссальным спросом они пользуются редко.
Правда, Эрпс утверждает, что ее форма на сайте «Манчестер Юнайтед», где она играет, в прошлом сезоне продавалась хорошо и даже стала третьей по популярности.
Техническим спонсором «МЮ» является adidas, но для женских сборных на чемпионате мира (а их у немецкого экипировщика было десять) они тоже не выпустили ни одного вратарского комплекта. Как и Puma для Марокко и Швейцарии. Реплики формы киперов были только у сборной Дании (бренд Hummel) и Ирландии (Castore).
Надо признать, что именные мужские комплекты тоже редкость. К примеру, на сайтах федераций Испании (adidas) или Франции (Nike) не удалось обнаружить таковые в продаже. Однако во время чемпионата мира — 2022 в Катаре были доступны вратарские футболки четырех команд, спонсируемых Nike. Всего же компания одевала 13 сборных как на мужском, так и на женском чемпионатах мира.
Петицию с требованием выпустить форму подписали 165 000 человек
Отсутствие возможности покрасоваться в форме Мэри Эрпс сподвигло девушку по имени Мария Луиза опубликовать петицию на сайте Change.org, которая уже набрала 165 000 подписей. В ней она требовала от Nike выпустить-таки форму Мэри Эрпс.
Кроме того, большая кампания поднялась и в социальных сетях, которую поддержали многие известные персонажи, в том числе и бывший вратарь сборной Англии Дэвид Симен. Однако еще несколько дней назад компания Nike официально отвечала на всю эту шумиху так: «Мы слышим и понимаем желание создать розничную версию вратарской футболки и работаем над решениями для будущих турниров в партнерстве с ФИФА и федерациями. Тот факт, что ведется разговор на эту тему, является свидетельством интереса к женской игре, и мы считаем, что это обнадеживает».
Мелкие производители воспользовались ситуацией, но Nike вмешалась
Пока экипировщик делал обтекаемые заявления, за дело взялись мелкие производители. Компания Foudys выпустила в продажу майки с надписью «Это футболка моего голкипера» стоимостью 20 фунтов стерлингов каждая. Комплекты с надписью «Мэрпс» (Мэри Эрпс) появились на сайте HollaaaaFC, где живущий в Финляндии британский иллюстратор продает футболки со своими рисунками. Они уже стоили дороже — 28 фунтов стерлингов.
В итоге на фоне этого ажиотажа Nike спустя четыре дня после завершения чемпионата мира решила объявить о выпуске ограниченной серии вратарской формы четырех сборных — Англии, США, Франции и Нидерландов. Правда, заранее предупредив, что это будет ограниченная коллекция. В каком количестве и когда она появится, компания не сообщила.
Тем временем Nike также одевала и хозяек чемпионата мира — сборную Австралии. И местные СМИ еще в начале августа писали о недовольстве болельщиков тем фактом, что они не могут купить форму своего кипера Маккензи Арнольд. Но Австралия не вошла в список сборных, ради которых Nike отошел от своих принципов.