Бразильский гонщик хочет отобрать у Хэмилтона титул чемпиона «Формулы-1» через суд
Нравы в «Формуле-1» всегда были суровыми, а между пилотами регулярно возникала вражда такого накала,что она потом становилась материалом для десятков книг, фильмов и тысяч журналистских колонок. Меняются только действующие лица.
15 лет назад, например, не было борьбы ожесточеннее, чем между Льюисом Хэмилтоном и Фелипе Массой. Соперничество британца и бразильца, нередко превращающееся в словесные перепалки, достигло апогея в 2011 году, когда гонщики несколько раз попадали в аварии в течение сезона. Но конфликт начался задолго до этого — в 2008-м, когда, по мнению Массы, Хэмилтон несправедливо выиграл титул чемпиона «Формулы-1», первый, но далеко не последний, в карьере будущей звезды «Королевских гонок».
Что случилось в 2008 году
Это был второй сезон Хэмилтона за «Макларен» в «Формуле-1»: дебют в 2007-м оказался настолько успешным, что через год британского вундеркинда уже считали фаворитом. Пилот «Макларена» в первый же сезон стал вице-чемпионом «Королевских гонок», уступив по итогам сезона всего одно очко Кими Райкконену из «Феррари». В те времена британская и итальянская команды были главными претендентами на титул, поэтому сезон 2008 года обещал быть ярким и захватывающим. Таким и стал.
Весь сезон главным соперником Хэмилтона снова был пилот «Феррари» — но теперь уже Масса, с которым они боролись за чемпионство. Бразилец выиграл больше гонок (6), чем британец (5), но зато и дважды не смог финишировать (у Хэмилтона за сезон только один сход с трассы). В итоге судьба чемпионства решалась на последнем круге последней гонки сезона на домашнем для Массы этапе Гран-при в Сан-Паулу.
Перед стартом гонки Хэмилтон опережал Массу на 7 очков. Бразильцу для того, чтобы стать чемпионом мира, нужно было финишировать первым или вторым при условии, что Хэмилтон займет в итоге место ниже пятого. И на последнем круге гонки казалось, что у Фелипе все получилось: он лидировал с большим отрывом, а Льюис шел только шестым. Масса финишировал первым и принялся праздновать, но позади него в последнем повороте Льюис Хэмилтон все же смог обойти немца Тимо Глока на «Тойоте» и стал пятым. Этого 23-летнему британцу было достаточно, чтобы на одно очко опередить гонщика «Феррари» и стать на тот момент самым молодым чемпионом «Формулы-1». Подсчитано, что Масса был чемпионом мира 39 секунд.
С тех пор Хэмилтон еще шесть раз выиграет чемпионат, повторив рекорд легендарного Михаэля Шумахера, и станет первым в истории гонщиком «Формулы-1», одержавшим 100 побед. А для Массы вице-чемпионство 2008 года так и останется лучшим результатом в карьере.
Плачущий Фелипе Масса, который бьет себя в грудь и сквозь слезы благодарит бразильские трибуны Сан-Паулу на подиуме в финале сезона 2008 года — это один из самых знаменитых и ярких моментов современной «Формулы-1». Однако не гонка в Сан-Паулу стоила Фелипе титула чемпиона мира: заветные очки были потеряны в сентябре на Гран-при Сингапура, где печально известный инцидент Crashgate привел к тому, что Масса финишировал 13-м. С тех пор прошло более 15 лет, и теперь бразильский гонщик потребовал справедливости.
Что случилось в Сингапуре
На Гран-при Сингапура в сентябре 2008 года другой бразилец — Нельсон Пике-младший — врезался в стену на 17-м повороте 14-го круга. Пока машина безопасности разбирала обломки, товарищ Пике по «Рено» Фернандо Алонсо, успевший перед аварией дозаправиться и поменять резину, выиграл гонку.
Пике назвал аварию «простой ошибкой», но 3 августа, вскоре после Гран-при Венгрии 2009 года, когда «Рено» освободила Пике от контракта из-за его «неэффективности», тот заявил, что устроил аварию в Сингапуре намеренно — «по приказу» со стороны руководства французской команды. После нескольких недель спекуляций и слухов Международная автомобильная федерация (FIA) предъявила «Рено» обвинение в заговоре.
Французская команда категорически отвергала обвинения, но вскоре сдалась: управляющий директор «Рено» Флавио Бриатторе и исполнительный директор по проектированию Пэт Симондс ушли в отставку.
FIA отстранила «Рено» от «Формулы-1» на два года, Симондс был дисквалифицирован на пять лет, а Бриатторе на неопределенный срок отстранен от участия в любых мероприятиях, санкционированных FIA. Однако через несколько лет это решение было отменено. Что касается Нельсона Пике-младшего, то он перешел в американский автоспорт NASCAR, а оттуда в «Формулу Е». Фернандо Алонсо избежал санкций.
Его победа в Сингапуре оставила Массу, неудачно проведшего пит-стоп из-за аварии Пике, без очков. Тех самых, которых бразильцу в итоге и не хватило для победы над Хэмилтоном.
В марте этого года издание F1 Insider опубликовал цитаты, приписываемые бывшему генеральному директору «Королевских гонок» Берни Экклстоуну, который признавался, что он и тогдашний президент FIA Макс Мосли решили не расследовать потенциальное нарушение «Рено», несмотря на то, что знали о нем.
«У нас было достаточно информации вовремя, чтобы расследовать это дело. Согласно уставу, при таких условиях мы должны были отменить гонку в Сингапуре», — сказал Экклстоун.
После этого юридическая команда Массы взялась за работу.
Чего добивается Масса
Бывший пилот «Феррари» подал в суд как на руководство «Формулы-1», так и на FIA. Он утверждает, что «заговор» на высшем уровне лишил его титула чемпиона 16 лет назад.
В письме перед претензией, которое является необходимым шагом перед началом официального судебного разбирательства, адвокаты Массы настаивают на том, что бразилец является законным чемпионом 2008 года, и «Формула-1» и FIA намеренно проигнорировали неправомерное нарушение, лишившее его титула.
По их мнению, из-за этого Масса потерял десятки миллионов евро, которые не покроют «серьезных моральных и репутационных потерь», понесенных экс-пилотом «Феррари». Уведомление было адресовано Стефано Доменикали, генеральному директору «Формулы-1», и Мохаммеду Бен Сулайему, президенту FIA. В письме утверждается, что, если в течение 14 дней не будет получен удовлетворительный ответ, команда юристов Массы возбудит дело в английских судах.
Адвокаты 42-летнего бразильца запросили $13 млн компенсации для своего клиента. При этом сам Масса заявил, что его попытки лишить Хэмилтона первого титула «Формулы-1» основаны на справедливости, а не на деньгах.
«Меня удивили комментарии Экклстоуна. Все знают, что произошло в той гонке. Как по мне, это несправедливо по отношению к спорту. Поэтому я принял решение изучить юридическую сторону всего, что произошло. Я делаю это не ради денег, а ради справедливости. Не только для меня, но и для моих друзей, моей страны, моей семьи, «Феррари» и фанатов «Феррари», — сказал Масса.
При этом гонщик признает, что добиться отмены результата гонки в Сингапуре 2008 года будет невозможно, но надежды не теряет.
«На самом деле, будет правильно отменить результат той гонки. Это единственная справедливость, которая может быть соблюдена в таком случае. Мы уже видели другие ситуации, происходящие в спорте. Например, Лэнс Армстронг, который, как было доказано, принимал допинг, потерял все титулы. В чем разница?»
FIA не так легко отменяет результаты гонок. Однако не исключено, что Масса сможет убедить суды вытрясти из федерации и «Формулы-1» несколько миллионов долларов.