Швейцария хочет провести Игры через семь лет, это может изменить олимпийское движение
Международный олимпийский комитет (МОК) изо всех сил пытается найти дом для зимних Олимпийских игр 2030 года. Ожидалось, что город-организатор Игр будет назван на заседании Генеральной ассамблеи МОК в октябре 2023-го — за семь лет до соревнований, что соответствует традиционному графику комитета. Но решение отложили до 142-й сессии МОК в Париже, которая пройдет в июле следующего года, накануне летней Олимпиады в столице Франции.
Большая проблема МОК в том, что желающих проводить Олимпиады с каждым годом становится меньше. Неслучайно столицы двух Игр в Париже-2024 и Лос-Анджелесе-2028 комитет утвердил на безальтернативной основе. Есть вероятность, что хозяин Олимпиады-2030 тоже получит право организации без борьбы — Швейцария предлагает МОК выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.
Швейцария хочет стать первой в мире страной, принимающей Олимпиаду
Еще со времен Древней Греции хозяином Олимпийских и Паралимпийских игр был один город. В отличие от большинства международных федераций, например, футбольных, которые зачастую утверждают организаторами крупных соревнований две, а иногда и три страны, Международный олимпийский комитет придерживался традиций конкретного города-хозяина Игр. Инсбрук, Лейк-Плэсид, Калгари, Лиллехаммер, Атланта, Нагано, Пхенчхан, Сочи — все эти города были олимпийскими столицами и получали дополнительную известность благодаря этому.
Конечно, отдельные объекты иногда приходится строить за пределами принимающего города. На зимних Играх обычно часть программы проводится в отдельном горном кластере, а часть — в закрытых дворцах в столице Игр. Еще шире бывает размах у летних Игр. Так серфинг в рамках программы Олимпиады-2024 пройдет на острове Таити, в 16000 км от Парижа, парусный спорт — в Марселе. Но это исключения — все важнейшие мероприятия Игр пройдут именно в Париже, с ним и ассоциируется Олимпиада в следующем году.
Швейцария хочет изменить традицию и провести Игры 2030 года, от которых все отказываются, или, если не получится, зимние Олимпиады 2034 или 2038 годов, не в одном городе, а сразу по всей стране. Swiss Olympic опубликовал свое видение «экологических, экономических и социально устойчивых» Игр, которые будут ориентированы на национальную концепцию.
Швейцария — это федеративная республика, состоящая из 26 независимых кантонов, где все вопросы решаются путем общего референдума. Брать на себя ответственность за проведение всех Игр условным Цюриху, Санкт-Галлену или Люцерну финансово невыгодно. По этой причине в 2018-м Сьон отозвал заявку на проведение Олимпиады-2026: 54 % жителей кантона проголосовали против выделения властями 100 млн швейцарских франков (около $101 млн) на ее поддержку. В последний раз Игры в Швейцарии проводились 75 лет назад — все заявки, поданные Swiss Olympic после Санкт-Морица-1948, потерпели неудачу. Зато у страны в целом намного больше шансов получить одобрение кантонов и руководителей МОК, чем у отдельного города.
Swiss Olympic считает, что страна может претендовать на звание «мирового центра зимних видов спорта» благодаря своей «современной спортивной инфраструктуре» и «организационным ноу-хау». Комитет отметил, что Швейцария готова провести серию крупных мероприятий по зимним видам спорта в течение следующих четырех лет: чемпионаты мира по бобслею и скелетону в 2023-м, биатлону в 2025-м, лыжному фристайлу, сноуборду и фристайлу в 2025-м, мужскому хоккею с шайбой в 2026-м и горным лыжам в 2027-м.
В швейцарском комитете пообещали, что к 2030 году в стране будет вся нужная современная инфраструктура для 13 из 14 зимних видов спорта. Существуют проблемы с конькобежным спортом, который в Швейцарии не очень популярен, но Swiss Olympic уверен, что ему удастся договориться с МОК о проведении соревнований за пределами страны. Швейцарцы также предложили использовать существующие объекты для размещения спортсменов и официальных лиц в так называемых «олимпийских центрах» вместо строительства большой олимпийской деревни.
«Эти Игры должны проходить локально, а не централизованно, и интегрировать многое из того, что уже существует. Вместе с низкими затратами на инфраструктуру это позволит значительно удешевить Игры», — пишут швейцарцы.
Швейцарский олимпийский комитет считает, что МОК заинтересуется их заявкой, учитывая негативное отношение общественности в других демократических странах, претендующих на проведение Олимпиады. И, по всей видимости, комитету ничего не останется, как вопреки традиции утвердить хозяйкой Игр целую страну.
У швейцарской заявки все меньше конкурентов
За семь лет до зимней Олимпиады-2030 у МОК нет не только фаворита в борьбе за право ее проведения, но и явных претендентов. Комитету пришлось идти на компромисс: сначала обсудили предоставление прав на проведение Игр в 2030 и 2034 годах одновременно, но отказались от идеи, а затем выставили требование к кандидату — в городе-хозяине Олимпиады уже должна быть вся необходимая инфраструктура.
Одним из опасений Международного олимпийского комитета, также повлиявших на решение отложить решение о выборе места проведения Олимпиады-2030, является климатический фактор. Последние Игры, прошедшие в Пекине в 2022 году, проводились частично на искусственном снегу, и МОК намеревается «гарантировать минусовую температуру в местах проведения снежных соревнований».
Под новые критерии попали несколько городов — фаворитом первое время считали Солт-Лейк-Сити, где после Игр в 2002 году функционируют все объекты, но американцы посчитали, что неразумно проводить в стране две подряд Олимпиады (в Лос-Анджелесе в 2028-м пройдут летние Игры) и отложили заявку на 2034 год.
После этого идеальным местом для приема лучших спортсменов планеты казался японский Саппоро. Заявку поддержали более половины жителей Японии, но как только Саппоро официально включился в борьбу за Игры-2030, разгорелся коррупционный скандал, связанный с Олимпиадой-2020 в Токио. В августе прошлого года прокуратура арестовала 78-летнего Харуюки Такахаси, члена исполнительного совета Организационного комитета Токио-2020, обвинив его в получении взяток в размере $1,4 млн от японских компаний в обмен на то, что он помог им стать официальными спонсорами Игр. Это убавило шансы Саппоро на Игры через семь лет.
Всерьез на мероприятие претендовал и Ванкувер, где Олимпиада проводилась не так давно, в 2010-м, но в октябре прошлого года правительство Британской Колумбии решило не поддерживать заявку из-за «предполагаемых затрат, выявленных рисков и других соображений».
Одним из последних шансом для МОК стала Швеция, в июне объявившая о готовности принять Олимпиаду-2030: глава НОК страны Ганс фон Утманн заявил, что в течение четырех месяцев было проведено технико-экономическое обоснование того, что Стокгольм, который был столицей Игр в 1912 году, способен принять Олимпиаду через семь лет.
Шведы, проигравшие в гонке за Игры-2026 Милану, стали единственными кандидатами у МОК, но специальная комиссия, приехавшая в страну оценить перспективы, осталась недовольна. В Швеции не хватает объектов для бобслея, скелетона, санного и конькобежного спорта, и строить их не хотят, предлагая включить в заявку объекты в Латвии, Норвегии и Нидерландах. МОК такая ситуация вряд ли устроит.
Главным конкурентом Швейцарии может оказаться последняя из поступивших заявок. Французские регионы Овернь-Рона-Альпы и Прованс-Альпы-Лазурный берег хотят стать первыми французскими хозяевами зимних Олимпийских игр со времен Альбервиля, где Олимпиада проходила в 1992 году. В целом, новая французская заявка похожа на швейцарскую: в ней тоже предполагается, что олимпийские объекты и соревнования будут разнесены по разным городам.
Власти Франции поддержали выдвижение заявки своих альпийских регионов, но есть проблема: согласно Олимпийской хартии, «выборы организатора Игр происходят в стране, не имеющей кандидатуры на организацию соответствующей Олимпиады», а в планах МОК объявить город (или страну) хозяина в Париже через год. Следующая запланированная сессия МОК состоится не раньше середины 2025 года в Афинах — слишком поздно для объявления хозяина Игр-2030.