От паблика в «ВК» до своего бренда: как блогер стал одевать лучших футболистов России
На YouTube-канал Евгения подписано более 700 тысяч человек. На нем выходят ролики с футбольными челленджами, разбором игры вратарей и другим различным спортивным контентом. Самое интересное, что стать блогером и завести канал Спиряков решил для того, чтобы продвигать свой магазин спортивной экипировки — Gloves N' Kit Store. Все началось с обычных обзоров на вратарские перчатки, снятых на телефон, и разрослось до миллионов просмотров.
«Магазин появился задолго до канала. Мой друг Рома Дмитриев, выпускник академии московского «Спартака», возил перчатки из Европы на заказ. Я просто помогал ему — был одним из адресатов, кому приходили посылки, и переправлял людям. Иногда мог проконсультировать клиентов и помогать с группой во «ВКонтакте». В какой-то момент Рома уехал играть в Финляндию, времени на подработку у него оставалось все меньше. И когда он все забросил, я предложил ему забрать эту группу. Тогда это было просто хобби, приносящее студенту лишние 10 тысяч рублей.
В тот момент я учился на первом курсе на экономиста-менеджера. В 17 лет я еще не оставлял попытки пробиться в большой футбол. Усердно тренировался, но со временем забросил эту идею. Понял, что футбол меня не прокормит. У меня был реальный страх: что в 25 лет я останусь ни с чем и не буду знать, что делать дальше. Тогда я сосредоточился на обычной работе, устроившись в магазин одежды. Я до сих пор кайфую от продаж, мне нравится взаимодействовать с клиентами».
Акинфеев и Сафонов среди клиентов
Раскрутить канал Спирякову удалось благодаря коллаборациям с другими блогерами. Однажды он просто увидел ролик популярных на тот момент ребят с канала «Живой Футбол» с обложкой: «Ищем вратаря». Тогда он понял, что это его шанс. Первая же съемка, куда Евгения позвали, прошла с участием бывшего капитана «Спартака» Дениса Глушакова.
«Я попал в идеальное время — тогда на российском футбольном YouTube не было вратарей. Меня стали звать сниматься, подписчики начали постепенно расти. Скачок произошел после совместного ролика с Германом El Classico, где я отбил мяч ударом скорпиона в стиле Рене Игиты. Видео вышло 31 декабря, у меня на канале к тому моменту было 9 тысяч подписчиков. Уже 1 января это число выросло до 25 тысяч. Это тут же сказалось на магазине, у меня в личных сообщениях ВК было более 500 непрочитанных сообщений. Боюсь даже представить, сколько заказов мы потеряли, не успев обработать».
Ради развития канала Спиряков ушел с работы. В тот момент он трудился в компании по продаже уличной и садовой мебели. Начальство хотело удержать его, предложив новую должность и увеличение оклада в 2,5 раза. Но совмещаться это со съемками, которые могут длиться до пяти утра, и магазином было тяжело. Евгений пошел на риск, ведь продажа футбольной экипировки тогда приносила ему не больше 30 тысяч рублей в месяц, а рекламодатели еще не пришли в его блог.
«Спасибо жене, которая тогда еще была моей девушкой. Она посоветовала сделать упор на магазин и YouTube. И как раз после этого канал «выстрелил». Первая интеграция пришла, когда подписчиков было уже 80 тысяч. С нее я купил свою первую камеру, а до этого все время брал у других блогеров. Плюс в том, что канал может не требовать вложений. А в магазине у меня может быть приличная прибыль за месяц, но мне потом придется в три раза больше потратить на закупку. Канал стал отличным базисом для развития магазина. Я мог весь доход с роликов за месяц вложить в закупку экипировки».
Сейчас Gloves N' Kit превратился из группы во «ВКонтакте» в большой магазин с известными клиентами. Экипировку у Спирякова покупают Акинфеев, Вячеслав Малафеев, Матвей Сафонов, Антон Шунин и другие известные российские вратари.
«Профессиональному вратарю на сезон нужно 25-30 пар. Только за один тренировочный сбор может «уйти» две-три пары. Не все понимают, что перчатки — гораздо более расходный материал, чем бутсы. Футболисты могут отыграть в одной паре бутс весь сезон, а с перчатками так не выйдет. Обычно профессиональные игроки используют одну пару на предыгровой тренировке и в самом матче. А потом смотрят, как они «убились». Если ничего особого не случилось, то играют в одной паре 3-4 матча».
«Большинство футболистов — пижоны, они любят выглядеть стильно»
Со временем в магазине Спирякова появилась еще одна марка спортивной экипировки — Spire. Это собственный бренд Евгения, который не ограничивается вратарскими перчатками, но и распространяется на повседневную одежду.
«То, что у меня будет свое производство, я всегда держал в голове. Любой ритейлер в определенный момент либо начинает делать свой продукт, либо проигрывает конкуренцию. Название бренда должно быть короткое, односложное и ассоциироваться со мной. Spire придумали за полчаса и тут же родился слоган — play inspired. Но это же и привело к проблемам. Я пошел патентоваться уже после того, как все было разработано. Но тогда выяснилось, что запатентовать бренд будет практически невозможно.
Оказалось, что уже есть два созвучных до степени смешения бренда: Aspire и Inspire. Тогда решил придумать другое название. Потратил на это год, но ничего лучше не нашлось. Отмел иные варианты, плюнул на все и подал патент на Spire. И все получилось! Созвучные компании не стали предъявлять претензии. Мы просто потеряли год. Но юристы обычно опираются на уже существующую практику, а подобные случаи с отказами случались».
После разработки дизайна и патента встал вопрос производства. Нужная фабрика нашлась в Пакистане. Выбор был невелик — футбольные перчатки производят лишь в нескольких странах. Помимо Пакистана, это Индонезия, Украина и Мексика. Кроме очевидного упора на качество, бренд Спирякова уделяет особенное внимание дизайну.
«Футболисты — пижоны. Не все, конечно, но многие. А большинство компаний это отрицает. Игроки любят выглядеть стильно: подрезать гетры, подбирать тейпы в цвет. Есть например известный факт про Юрия Лодыгина — он любит подбирать себе перчатки под бутсы. Это же супер! Мы понимаем, что многим вратарским брендам не хватает эстетической составляющей в плане дизайна. Не могу сказать, что наши текущие модели самые эстетичные, но мы пробуем, развиваемся. Будем все это дорабатывать.
Нужно понимать, что производство в Пакистане и чувство вкуса — это практически несовместимые вещи. Тяжело объяснить человеку, что тебе нужен не серый, а полупрозрачный светло-серый. Если ты им скажешь, что существует малиновый цвет… Они ответят, что это красный. Не все то, что ты хочешь сделать, могут реализовать на производстве».
В 2022 году изменилась вся мировая логистика. Если раньше с момента производства перчатки до ее появления в Москве проходил день, то теперь все гораздо сложнее. Из Пакистана в Россию все еще возит грузы только одна авиакомпания — Turkish Airlines. Теперь партии продукта могут проводить до пяти дней в Стамбуле на пересадке. Из-за этих проблем встал вопрос — а можно ли производить вратарскую экипировку у нас?
«С этим есть проблема. Исторически так сложилось, что весь латекс для вратарских перчаток в мире производят только в Германии. С заводом, который его производит, я общался до 24 февраля. Тогда они были готовы нам его поставлять. Но сейчас — не знаю. Сегодня готовы, а завтра не готовы. А зависеть от импортного материала — плохая идея.
Недавно нам удалось найти одну фирму, которая согласилась попробовать разобраться — что это за латекс и как его делать. В итоге они сказали, что это натуральный латекс, а в России его невозможно воспроизвести. Немецкая фирма, можно сказать, является монополистом в этой сфере. Но уже сейчас есть одна китайская фирма, которая пытается воссоздать немецкий латекс. Пока у них не получилось, но со временем, думаю, они смогут прийти к такому же качеству».
Первый блогер в профессиональном футболе
Футбол появился в жизни Спирякова еще в детстве. Евгений начал заниматься в родном Дзержинске и продолжил после переезда в Москву. Уже после запуска YouTube-канала Герман El Classico позвал вратаря в любительскую команду «Амкал», которая превратилась в самый успешный медийный клуб страны и даже заслужила приглашение выступить в Кубке России.
Но Спирякову удалось добраться до профессионального уровня раньше коллег по «Амкалу». Он запустил проект «Стать футболистом», где тренировался вместе с командами Российской премьер-лиги (РПЛ) и дебютировал в Кубке страны в составе «Знамени» из Ногинска, став первым блогером, кому это удалось.
«Мне всегда было интересно попробовать себя на профессиональном уровне, но я не понимал, как все совмещать с бизнесом и моей занятостью. И тогда я подумал, что можно просто съездить на тренировку к профессиональной команде. Договорился с «Калугой» и снял ролик, который тут же «выстрелил». И я на этих тренировках не терялся, школа-то у меня есть. А потом получилось договориться с «Тамбовом», который тогда выступал в РПЛ. Там тоже потренировался и не потерялся. Так и начал делать проект.
Сейчас разница между профессиональным и медийным футболом уже не так заметна. В «Амкале» уже есть медицинский штаб, тренер по физической подготовке, помощники главного тренера. Но когда я ездил на тренировки к клубам РПЛ, то различия бросались в глаза: темп игры, скорость принятия решений и процент брака в передачах. Например, игрок РПЛ даст практически любой пас точно, сильно и под нужную ногу.
Когда я приехал на сбор «Урала», меня сразу поставили в двухсторонку. Мне дали пас, а я его даже принять не успел. Передачу тут же перехватили и забили гол. Тогда я понял, почему тренер все время требует крутить голову как сова. Потому что скорости очень высокие. В Медиалиге у тебя есть время принять мяч, а в РПЛ его нет».
Евгений тренировался вместе с «Рубином», «Уралом», «Знаменем» и московским «Кайратом», на котором проект подошел к концу. Из-за проблем владельца клуб закрыли, а Евгений решил подвести черту под идеей о профессиональной карьере.
«Я кайфовал в команде, там были шикарные условия: база, тренажерный зал, доктора, тренер вратарей. И такая работа была в радость. Но потом все закрылось, а во Второй лиге подобных условий практически ни у кого не было. И я подумал: «А зачем мне себя мучать?» Тем более, «Амкал» к тому моменту уже реально превращался в профессиональный клуб. Я понимал, что в РПЛ мне бы вряд ли удалось выйти на поле. Хотя я предлагал командам такую инициативу. В последнем матче сезона, который бы уже ничего не решал, выйти на 10 минут ради большой сенсации. Но никто не согласился.
Сейчас тренер вратарей, который был в «Кайрате», работает главным тренером в «Амкале». Я приходил в команду просто потренироваться, чтобы параллельно искать новый клуб для проекта. Но оказалось, что меня были готовы заявить на сезон, если бы команда не распалась. «Стать футболистом» мог продолжаться».
В последнее время Спирякова все реже можно увидеть в воротах. В «Амкале» Евгений переключился с игр на тренировку вратарей. Перед прошлогодним турниром МКС, в котором участвуют медийные команды, вратарь серьезно заболел, что и привело к его переходу к тренерству в клубе.
«Когда я пропустил турнир, то понял, что просто устал. И главное — желания «вывозить» больше нет. Конкуренция растет, а чтобы ее тянуть — я должен отдавать 60-70% своего времени спорту. Чтобы быть в нужной форме, после тренировок нужно ехать на восстановление, а не в офис или на съемку. Ходить все время на растяжку. Я все прикинул и понял, что этого мне сейчас не хочется. А Герман мне всегда говорил, что я могу стать тренером вратарей «Амкала». Я тренируюсь вместе с ребятами, меня заявляют на матчи, но обязанности играть у меня нет. Просто я выбрал самый комфортный для себя путь».
Теперь Евгений может уделять больше времени магазину, который сейчас ему приносит больший доход, чем блогерство. И даже в это непростое время он намерен расширять бизнес, выводя его за пределы России.
«Изначально я прорабатывал айдентику Spire так, чтобы это был мировой бренд. Я всегда говорю, что лучше сразу планировать так, что у тебя все получится. Какой смысл мелко думать? Закинем удочку, а там посмотрим. Сначала нужно попробовать работать через Казахстан. Если открыть компанию там, то можно будет принимать платежи из-за рубежа. Если делать сайт на английском языке, то нужен эквайринг для платежей с иностранных карт.
Спрос из-за рубежа есть уже сейчас. Например, у меня заказывали перчатки Никита Хайкин из норвежского «Буде-Глимт», вратарь сборной Вьетнама Лев Данг и Вадим Ульянов из казахстанского «Кайрата». Люди, которые будут представлять имидж компании за границей есть. Но как будет развиваться ситуация в мире дальше? Неизвестно, а горизонт планирования сильно сократился».