«Зенит» и ЦСКА разыграют Суперкубок: это самый дорогой футбольный матч России
В Суперкубке ежегодно встречаются победитель Российской премьер-лиги (РПЛ) и обладатель Кубка страны. Если одна и та же команда завоевала оба трофея, то чемпион встречается с серебряным призером чемпионата. Но в этот раз прибегнуть к этому пункту регламента не придется: «Зенит» стал первым в чемпионате, а ЦСКА завоевал Кубок.
На счету соперников по семь побед в Суперкубке, что является российским рекордом. Матч позволит одной из команд выйти на единоличное первое место по этому показателю. Игра пройдет в Казани на «Ак Барс Арене», которая вмещает 45 000 зрителей. Этот факт позволил избежать скандала, подобного прошлогоднему.
Летом 2022 года «Зенит» в Суперкубке разгромил «Спартак». Встреча прошла в Санкт-Петербурге, что вызвало бурю критики со стороны красно-белых, поскольку их сопернику дали возможность играть при домашних трибунах. В этот раз все должно было быть гораздо спокойнее, а фанаты команд даже отказались от оскорбительных кричалок в адрес друг друга в Казани. Но перед матчем отношения между ЦСКА и клубом с берегов Невы накалились из-за перехода Марио Фернандеса. Защитник десять лет играл за армейцев, а в прошлом году приостановил карьеру. Теперь он возвращается в РПЛ, но не в Москву, а в Санкт-Петербург.
Билеты стали дешевле, а зрителей меньше
Суперкубок уникален тем, что на примере одного матча можно изучить экономику российского футбола. Конечно, он отличается от обычной игры чемпионата своим статусом и обычно приносит больше дохода. Например, за четыре дня до встречи «Зенита» и ЦСКА было продано 37 000 билетов. С учетом того, что билеты поступают в продажу партиями, а на игре болельщикам не потребуется Fan ID, в Казани стоит ожидать аншлаг.
Но поставить рекорды по посещаемости и выручке с продажи билетов не удастся. Год назад игру в Санкт-Петербурге посетили 56 000 человек, а минимальная стоимость билета равнялась 900 рублям. В этом году фанаты смогут посетить матч за 700 рублей, а максимальная цена составляет 3500 рублей.
Игра годичной давности принесла рекордной доход. По информации «РБ Спорт», РПЛ и Российский футбольный союз (РФС), которые занимаются организацией Суперкубка, по итогам матча «Зенита» со «Спартаком» получили доход в 180 млн рублей. Несмотря на то, что в этом году зрителей будет меньше, выручка обещает быть больше.
«В нынешнем году у Суперкубка впервые появится официальный спонсор шоу-программы — им стала компания VK Music. Партнерство предполагает как спонсорский взнос, так и активационную часть — интеграцию в программу выступлений приглашенных артистов. Помимо титульного спонсора, в числе партнеров: Сбербанк, «Яндекс Еда», «Москвич» и OneTwoTrip. А это значит, что нас ждут рекордные коммерческие сборы», — сообщил директор по мероприятиям РФС Кирилл Терешин.
Доходы от предстоящего матча ожидаются в районе 200 млн рублей. Это звучит логично с учетом того, что один из спонсоров возьмет расходы на артистов. В Казани выступят «Ленинград», Тося Чайкина, DJ Smash и группа «Монгол Шуудан». Одно выступление коллектива Сергея Шнурова, например, на корпоративе оценивается в 13 млн рублей, а сет DJ Smash — в 1 млн рублей.
Матч покажут в кино
Это позволит больше заработать и участникам матча. По регламенту турнира команды получают 70% от прибыли матча. Сумму делят в пропорции 3:1 — победитель забирает большую часть. Оставшиеся 30% в равной степени делятся между РФС и РПЛ, которые совместно занимаются организацией Суперкубка.
Основным источником дохода по итогам Суперкубка является титульное спонсорство и продажа телеправ. Главным партнером матча этого года вновь будет букмекерская контора «Олимпбет». Она заплатила 150 млн рублей за пакет, который подразумевал спонсорство Суперкубка, а также чемпионата и Кубка России по пляжному футболу. Сколько из этой суммы относится конкретно к большому футболу — не сообщается.
Права на показ Суперкубка РФС продал «Матч ТВ» вместе с правами на Кубок России. Сделка была заключена на четыре года и стоила телеканалу 8,5 млрд рублей. В этом случае можно предположить, что большая часть затрат относится к Кубку, в котором с минувшего года стало гораздо больше матчей.
Организаторы турнира, несмотря на гарантированную прибыль, ищут и другие способы заработка на Суперкубке. Например, второй год подряд РФС и «Матч ТВ» договариваются о показе встречи на экранах кинотеатров. Игра «Зенита» и ЦСКА будет показана в сети «Синема Парк» в 34 городах России. Билеты на такой «футбольный сеанс» стоят 500 рублей.