К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Опальный спонсор: почему Уимблдон принуждают отказаться от 20 млн фунтов стерлингов

Фото Shaun Botterill / Getty Images
Фото Shaun Botterill / Getty Images
Организатор Уимблдонского теннисного турнира — Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета (AELTC) — в последние годы перетряхнул свой спонсорский пакет, стремясь увеличить доходы. Однако крупнейшее соглашение с Barclays, ставшим банковским партнером Уимблдона в ноябре 2022 года, вызвало протесты. Турнир всегда гордился умением выстраивать долгосрочные отношения со своими партнерами, и вот теперь противники банка, финансирующего нефтегазовые компании, спрашивают: «Хватит ли Уимблдону духу отказаться от Barclays?» Forbes.Спорт рассказывает, что может потерять турнир Большого шлема

О подписании контракта с Barclays стало известно в ноябре прошлого года. Соглашение было названо многолетним, но в официальном сообщении не говорилось о конкретных сроках. Зато объявлялось о «крупнейшем за всю историю пожертвовании», сделанном официальным партнером Фонду Уимблдона, официальной благотворительной организации Всеанглийского клуба лаун-тенниса. Так соединились два гиганта с историей — банк, которому 330 лет, и турнир, которому почти 150.

Уимблдон и Barclays заинтересованы в американских деньгах

Размер соглашения не назывался, но, согласно информации британских СМИ, он вряд ли составляет меньше 20 млн фунтов стерлингов в год. Это больше, чем предполагал контракт с предыдущим банковским партнером HSBC, длившемся 15 лет. О сделке с Barclays еще не было известно, а HSBC уже объявил о четырехлетнем соглашении с юной Эммой Радукану, чемпионкой US Open и самой знаменитой теннисисткой Великобритании. На момент заключения соглашения Эмма стояла на 11-м месте в рейтинге. Увы, с тех пор она не выиграла ни одного титула, постоянно страдала от травм, скатилась во вторую сотню и, сделав недавно две операции, в этом году на Уимблдон не приехала — HSBC все-таки не сумел, как того очень хотелось, сохранить связь со старейшим турниром Большого шлема.

Barclays же решил сделать своим теннисным амбассадором американца Фрэнсиса Тиафо, прочно вошедшего в топ-10 рейтинга ATP, что полностью вписывается в концепцию продвижения банка на рынке США, и эту цель полностью, кстати, разделяет Уимблдон.

 

Уже второй год подряд AELTC устраивает фан-зону с просмотром матчей турнира Большого шлема в Нью-Йорке. И на этот раз она организована при поддержке банка. «Немногие американцы могут приехать в Лондон, поэтому мы взяли крошечный кусочек SW19 (еще одно название Уимблдона, принятое в Великобритании. — Forbes.Спорт) в парк Бруклин Бридж и подарили им впечатления от просмотра турнира на большом экране», — рассказала исполнительный директор AELTC Салли Болтон.

Поскольку US Open генерирует гораздо больший доход, чем Уимблдон, интерес к американскому рынку понятен. Шесть лет назад, по данным американского Forbes, финансовые показатели US Open превышали британские на $46 млн, а разница в доходах от спонсорских контрактов составляла $18 млн — от спонсорства Уимблдон получал около $47 млн. Причина в чисто британском консерватизме и нежелании отходить от традиций. К примеру, если посмотреть на корт, на бортах по-прежнему практически не увидишь упоминаний о партнерах. Именно поэтому портфель турнира всегда очень ограничен, как и суммы по контракту.

 

«Наша философия чистых кортов лежит в основе нашего бренда, наши глобальные партнеры эту философию уважают и ценят. Мы стараемся иметь ограниченное число партнеров, чтобы гарантировать максимальное внимание к сотрудничеству с ними. Наша цель не в том, чтобы добиться максимального дохода в кратчайшие сроки, а в том, чтобы построить долгосрочные и перспективные отношения с партнерами», — говорил в 2017 году коммерческий директор AELTC Мик Десмонд.

Три года не удавалось провести полноценный турнир и заработать

Что Уимблдону действительно удавалось, так это строить долгосрочные отношения. Официальный поставщик мячей Slazenger сотрудничает с Всеанглийским клубом с 1902 года — это одно из самых многолетних партнерств в мире спорта. Еще одно самое долгосрочное сотрудничество завершилось только год назад — с производителем безалкогольных напитков Robinsons Уимблдон строил деловые отношения на протяжении 86 лет.

Сейчас у Уимблдона 14 официальных поставщиков и официальных партнеров, среди которых IBM, Ralph Lauren, Jaguar Land Rover, Vodafone, которые предположительно приносят доход $63,5 млн в год. Еще в 2019 году список спонсоров был шире, но к 2023 году из него исчезли Robinsons, как уже говорилось выше (а это соглашение, по неофициальным данным, приносило около $3 млн), мороженое Haagen-Dazs ($2 млн), пиво Stella Artois ($4 млн) и Rolex (также $4 млн). На их место пришли производитель джина Sipsmith и Vodafone (от $3,9 млн до $6,35 млн), а HSBC сменился Barclays. И хотя AELTC в первую очередь декларирует верность давним партнерам и традициям, рост доходов необходим. В этом году организаторы объявили о рекордном призовом фонде в 44,7 млн фунтов стерлингов ($56,7 млн), и в будущем рост продолжится и потребует средств.

 

А Уимблдон уже три года не мог полноценно зарабатывать. В начале пандемии он стал единственным отмененным турниром Большого шлема в сезоне. У AELTC была страховка именно на случай пандемии, но она все равно не смогла полностью покрыть потерянные доходы от проведения турнира.

В 2021 году в первую неделю организаторам пришлось ограничить посещаемость 50% от вместимости из-за продолжающего распространяться коронавируса, и лишь только с четвертьфиналов было разрешено трибунам заполниться на 100%.

В 2022 году на Уимблдон не пустили российских и белорусских теннисистов, что привело к конфликту ATP и WTA, лишению права начислять рейтинговые очки и $2 млн штрафа, половину которого было решено простить после решения о допуске россиян и белорусов в этом году.

Сделка с Barlays, которая превышала предыдущее соглашение с HSBC, была как нельзя кстати. И Уимблдон готовился провести первый полноценный турнир за четыре года.

Уимблдону приходится доказывать стремление защищать окружающую среду

Однако перед стартом турнира появилось открытое письмо от Make My Money Matter (кампании против финансирования банками нефтяных гигантов), адресованное исполнительному директору Всеанглийского клуба лаун-тенниса Салли Болтон. В письме, подписанном в том числе такими знаменитостями, как сценарист, режиссер и продюсер Ричард Кертис («Четыре свадьбы и одни похороны», «Дневник Бриджит Джонс», «Реальная любовь»), актриса Эмма Томпсон («Разум и чувства», «Моя ужасная няня», «Круэлла») и телеведущая Дебора Мидден, организаторов Уимблдона призывают отказаться от спонсорского соглашения с Barclays, поскольку банк за последние два года выделил более 30 млрд фунтов стерлингов нефтегазовым компаниям.

 

Движение за борьбу с добычей ископаемых видов топлива, губительно отражающейся на мировом климате, считает, что этим партнерством Уимблдон наносит непоправимый ущерб своей репутации, поскольку «сделка несовместима с культурным наследием Уимблдона», а также обвиняет организаторов турнира в гринвошинге (когда товар или услуга позиционируются как экологичные, не имея на то достаточных оснований).

Опрос 2000 взрослых британцев, проведенный Make My Money Matter, показал, что 42% респондентов выступают за отказ Уимблдона от Barclays в качестве спонсора, а 13% — против.

Кроме того, турнир подвергся нападению экоактивистов, сценами для которых часто становятся турниры Большого шлема. В прошлом году на «Ролан Гаррос» 22-летняя активистка выбежала на корт и пристегнула себя к сетке во время матча между Каспером Руудом и Марином Чиличем. Она просидела так почти 10 минут, пока охранники не увели ее в подтрибунное помещение.

На этот раз пострадал Уимблдон. Представители движения Just Stop Oil, добивающегося от правительства Великобритании прекращения выдачи новых лицензий на добычу ископаемых видов топлива и увеличения инвестиций в возобновляемые источники энергии, разбросали на корт кусочки пазла и конфетти во время матча первого круга между болгарином Григором Димитровым и японцем Шо Шимабукуро.

 

О том, что акции будут, знали и до турнира, поэтому в первые дни на входе в клуб досматривали так тщательно, что скопились толпы. Но выступление все-таки случилось. Вскоре после инцидента Just Stop Oil опубликовала в социальных сетях заявление, в котором было подтверждено, что это именно их сторонники разбросали мусор на корте. «Сегодняшняя акция произошла после того, как метеослужба подтвердила, что июнь этого года был самым жарким за всю историю наблюдений, со среднемесячной температурой 15,8 °C, что на 0,9 °C превышает предыдущий рекорд, установленный в 1976 году», — сообщила организация.

В ответ на петицию и требования разорвать отношения с Barclays Всеанглийский клуб напомнил о своих мерах, нацеленных на смягчение последствий климатического кризиса. В апреле этого года, например, они впервые стали тестировать многоразовую систему водоснабжения на корте.

AELTC считает, что клуб, несмотря на партнерство с банком, играет «важную роль в защите окружающей среды сегодня и в будущем», а стремление и дальше оказывать положительное влияние на окружающую среду «занимает центральное место в повседневной деятельности и является основной частью успешного чемпионата».

Кроме того, «щедрая помощь Barclays Фонду Уимблдона поможет обеспечить доступ к спорту для многих и станет центральной темой партнерства». 

 

Представитель же Barclays заявил, что они были одним из первых банков, поставивших перед собой цель достичь нулевых выбросов углерода к 2050 году в финансируемых ими секторах, и постоянно продолжают выбросы сокращать — с 2020-го сократили на 32% в энергетическом секторе.

«Хватит ли духу Уимблдону отказаться от сотрудничества с Barclays?» — примерно так озаглавлена петиция, адресованная AELTC. После окончания турнира тема утихнет, а в следующем, возможно, году организаторам придется снова объяснять продолжающееся сотрудничество.

Подобные ситуации иногда приводят и к позитивным изменениям. К примеру, McDonald's, который был официальным рестораном Олимпийских игр с 1976 года, перед Играми в Лондоне в 2012 году стал подвергаться критике как ответственный за детское ожирение, а Международный олимпийский комитет — за поощрение этого ожирения.

McDonald's тогда продвинул здоровое меню, заявив, что не так много предприятий в мире смогут справиться с задачей накормить всех на таком крупнейшем спортивном событии в мире, а затем продлил свое спонсорское соглашение.

 

 «Олимпийские игры — это крупнейшая организация общественного питания в мире, и не так много предприятий могут справиться с этой задачей». Еще до начала Олимпийских игр 2012 года McDonald's продлил свое спонсорское соглашение еще на восемь лет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+