Дело Кобе живет: как вдова баскетболиста увеличивает капитал семьи после трагедии
Больше трех лет назад мир потерял одного из величайших баскетболистов всех времен: 26 января 2020 года Кобе Брайант погиб в результате крушения вертолета в Калифорнии. Легенда «Лос-Анджелес Лейкерс» вместе с 13-летней дочерью Джианной и еще семью пассажирами (два подростка, их родители и помощник тренера) направлялись на матч баскетбольной команды Джианны. Вскоре после взлета вертолет разбился, погибли все — в том числе пилот, которого после расследования признали виновным в аварии.
Брайант, которому на момент гибели был 41 год, за свою спортивную карьеру выиграл пять перстней чемпиона НБА, участвовал в 18 «Матчах звезд», дважды брал золотые медали Олимпиад, набирал 81 очко в матче и 60 — в день завершения карьеры в 2016-м. А еще «Черная Мамба» преуспел в бизнесе и инвестициях и знал, как постоять за себя, — все это от члена Зала славы НБА переняла его супруга Ванесса, которая после трагедии продолжает увеличивать капитал семьи Брайант.
Интересно, что в декабре 2011 года Ванесса подавала на развод с Кобе, ссылаясь на «непреодолимые разногласия», тогда в новостях об этом местные СМИ отмечали, что она дождалась 10-летней годовщины брака, прежде чем решилась на этот шаг: по законам Калифорнии при расторжении брака, который продолжался больше 10 лет, супруг должен оказывать финансовую поддержку бывшему партнеру в течение неопределенного срока. Впрочем, через два года Ванесса и Кобе объявили о примирении и прекращении бракоразводного процесса.
Отсудила крупную сумму денег за оскорбления Кобе
Трагическая гибель Брайанта стала ударом для одного из его основных деловых партнеров, основателя BodyArmor Майка Репола, который считает ранние инвестиции и творческое видение легенды НБА решающими факторами успеха бренда спортивных напитков. На момент своей смерти Кобе был четвертым по величине акционером BodyArmor — большими долями владели только сам Репол, Coca-Cola и Keurig Dr. Pepper.
Брайант входил в совет директоров компании, был одним из самых известных послов ее бренда и творчески руководил всеми национальными рекламными кампаниями. «Как спортсмен я могу придать продукту подлинный и заслуживающий доверия голос», — говорил баскетболист. В 2013-м Брайант приобрел 10% акций компании за $6 млн. Спустя годы Coca-Cola купила 85% контрольного пакета акций BodyArmor за $5,6 млрд, что принесло семье Брайанта около $400 млн.
«Я потерял дорогого друга. Я потерял брата, а BodyArmor — отца-основателя. Отпечатки пальцев Кобе Брайанта повсюду на бренде. Мы бы не были в том положении, в котором находимся сейчас, если бы Кобе не верил в это в 2012 и 2013 годах», — горевал Репол.
Бизнесменом Брайант решил стать в 2014-м, когда получил травму ахилла и месяцами сидел без дела. Он открыл компанию под названием Kobe Inc, назначив президентом Молли Картер — экс-маркетолога PepsiCo Gatorade. Уволить специалиста пришлось за полгода до гибели Брайанта, когда она заявила, что баскетболист обещал ей 2% прибыли от продажи BodyArmor компании Coca-Cola, что Кобе назвал чушью.
После гибели легенды «Лос-Анджелеса» Картер подала в суд — вдова Брайанта ответила встречным иском, утверждая, что экс-президент Kobe Inc нарушила пункт о неразглашении информации, оскорбляя спортсмена и его семью. В частности, Ванесса в суде заявила, что Картер называла Кобе «засранцем» и «придурком», ее саму «стервой» и «дьяволом» и даже насмехалась над их новорожденной дочерью, говоря, что у нее «ботоксные губы». А еще якобы Картер во время поездки на «Матч всех звезд НБА» говорила, что в самолете было «много причудливых чернокожих».
Дело было отправлено в арбитраж, который вынес решение по иску Картер и встречному иску Брайант в пользу второй. В качестве компенсации на адвокатов вдова баскетболиста получила более $1,5 млн. И это не первая победа Ванессы Брайант в суде.
Получила $30 млн за фотографию с места крушения вертолета
Пока рухнувший вертолет с легендой НБА не был найден экстренными службами, а судмедэкспертами не было проведено вскрытие Брайанта, в ходе которого не осталось сомнений, что это он — на нижней части правой руки были татуировки имен трех из четырех дочерей Кобе (Бьянки Беллы, Натальи Диаманте и Джианны Марии-Оноре), — Ванесса жила надеждой на лучшее. О гибели мужа и дочери она узнала из социальных сетей и, чтобы избежать худшего — фотографий погибших, которые в интернете могут увидеть несовершеннолетние Бьянка, Наталья и Капри, — Ванесса попросила шерифа округа Лос-Анджелес Алекса Вильянуэву обезопасить территорию от навязчивых фотографов.
«Если вы не можете вернуть моего мужа и ребенка, пожалуйста, сделайте так, чтобы их никто не фотографировал», — рассказала Ванесса о своей просьбе к Вильянуэве в суде, в который обратилась после того, как потребовала возмещения ущерба за халатность, вторжение в частную жизнь и умышленное причинение эмоционального стресса.
Выяснилось, что Вильянуэва показал фотографии тела Брайанта бармену, когда выпивал, а пожарные распространяли их между собой на банкете. Адвокат Ванессы Луис Ли заявил на суде, что снимки крупным планом, снятые на телефон, не имели никакой следственной цели, а были сделаны ради «ужасного любопытства».
«Мне казалось, что я хочу бежать, бежать по кварталу и кричать, — говорила Ванесса, утверждая, что просочившиеся фотографии с места крушения усугубили ее горе. — Это было похоже на желание прыгнуть с пирса в воду».
До суда в итоге не дошло: Брайант отозвала свои претензии к округу Лос-Анджелес за $28,85 млн, часть из которых была присуждена ее дочерям для урегулирования потенциальных претензий. С этого самого момента Калифорния приняла закон штата, запрещающий службам быстрого реагирования делать несанкционированные снимки погибших на месте происшествия или преступления.
Брайант пожертвовала полученные деньги в фонд Mamba & Mambacita, который был создан в честь Кобе и Джианны.
Продолжила сотрудничество с Nike и сохранила капитал
Ванесса, которая до замужества работала в качестве модели, пообещала сохранить наследие мужа. Основанный Кобе в 2016 году спортивный фонд Mamba Sports Foundation был переименован в 2020 году в честь 13-летней дочери Брайанта: Mamba & Mambacita Sports Foundation продолжил свою благотворительную работу, в том числе благодаря крепкой хватке Ванессы.
В 2021-м Ванесса уже в качестве президента компании Kobe Inc подала заявку на регистрацию товарного знака «KB24», чтобы создать империю спорта и развлечений, связанную с именем ее покойного мужа. Еще раньше за ней были закреплены пять товарных знаков под названиями Play Gigi’s Way, Mamba, Mambacita, Baby Mambas и Mamba League — все они связаны с одеждой. Со слов Брайант, ее муж всегда мечтал о создании спортивного бренда. Ванесса также продолжает оставаться президентом и главным исполнительным директором Granity Studios — компании «Черной Мамбы», которая занимается созданием оригинального мультимедийного контента о спорте.
Через год после гибели Брайанта его контракт с Nike истек. Пятилетнее сотрудничество звезды НБА с брендом было решено не продлевать — в частности, по инициативе Ванессы, которая была разочарована тем, что Nike ограничила доступность продуктов Кобе после его смерти. Однако спустя время стороны все же пришли к соглашению по новой сделке.
Nike перевыпустил 11 фирменных моделей кроссовок Брайанта и запустил серию обуви в честь Джианны, выручка от которой в полном объеме будет перечислена Mamba and Mambacita Sports Foundation. Частью новой сделки также стало обязательство Nike открыть новый молодежный баскетбольный центр имени Брайанта в Южной Калифорнии.
На момент трагедии Forbes оценивал состояние Брайанта примерно в $600 млн — более $300 млн из них Кобе заработал, играя в «Лос-Анджелесе». Кроме Nike, у него также были рекламные контракты с McDonald's, Coca-Cola и Mercedes-Benz. По данным Celebrity Net Worth, состояние Ванессы на данный момент составляет все те же $600 млн.