Месси способен изменить футбол в США, но его судимость может создать проблемы
24 июня на стадионе Subaru Park в Пенсильвании клуб профессиональной североамериканской футбольной лиги Major League Soccer (MLS) «Филадельфия Юнион» сыграет против «Интер Майами». В обычной ситуации такой матч между третьей и 15-й командами Восточной конференции особого интереса к себе не вызвал бы. Но все билеты на мероприятие были распроданы еще за несколько недель.
Происходящее можно назвать «эффектом Месси». Самой главной звезды мирового футбола на игре 24 июня не будет, поскольку его контракт с французским «ПСЖ» истекает только 30-го. Как бы там ни было, отказавшись от более щедрых предложений в других странах (в том числе от контракта на $500 млн с клубом «Аль-Хиляль» из Саудовской Аравии), Лионель Месси подписал договор с «Интер Майами», и одного лишь объявления об этом хватило, чтобы фанаты возликовали.
Клуб «Интер Майами» уже однажды смог монетизировать связь с мировой футбольной звездой: его совладельцем является Дэвид Бекхэм, и сейчас команда может похвастаться аудиторией в 8 млн подписчиков на Instagram (социальная сеть, которая принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена) ― больше, чем у любого другого клуба MLS. Для сравнения, у «Даллас Ковбойз», которые в 2022 году возглавили рейтинг самых дорогих спортивных команд мира по версии Forbes, подписчиков всего 4,5 млн.
Для многих болельщиков 35-летний аргентинец ― величайший футболист в мире. У него есть семь «Золотых мячей» и множество индивидуальных достижений. К тому же, он десять раз обеспечивал своим командам победу в чемпионатах испанской Ла Лиги, четыре раза ― в Лиге чемпионов УЕФА, и дважды ― во французской Лиге 1. В 2022 году спортсмен, наконец, увез в родную Аргентину заветный Кубок мира ФИФА.
С подобным послужным списком перед Месси могли открыться любые двери. Но у его истории есть и другая сторона, и именно она повлияла на то, что Месси выбрал Флориду — штат, куда устремляются и другие звезды спорта с внушительными доходами вроде гольфиста Тайгера Вудса, бейсболиста Дерека Джитера и игрока американского футбола Тома Брэди.
Для самых высокооплачиваемых спортсменов Флорида ― это отличное место для жизни, тренировок и игр. Но главное: в штате нет подоходного налога на местном уровне. Это не гарантирует проживающим там игрокам полную свободу от налогообложения со стороны штата, но помогает сократить расходы, особенно если спортсмен играет за флоридский клуб.
В США отдельные штаты с подоходным налогом обычно взимают его исходя как из места проживания, так и из места работы. Поскольку, согласно федеральному законодательству, облагать налогом один и тот же доход двум штатам запрещено, тем, кто живет в одном штате, но работает в другом, зачастую требуется подавать декларации в обоих, и потом им предоставляются льготы по месту проживания за счет суммы, уплаченной или удержанной по месту трудоустройства.
Для спортсменов такая процедура может быть особенно сложной и трудоемкой. Хоть в ряде штатов и есть специальные законы, по которым работник освобождается от уплаты налогов, если находится в штате недолго (обычно не более 30 дней), к профессиональным игрокам эти правила обычно не применяются и им приходится отчитываться по каждой игре, проведенной в составе команды за пределами своего штата. А еще правила взимания подоходного налога на региональном и федеральном уровнях касаются также играющих в Соединенных Штатах иностранцев.
Так называемый налог для спортсменов подразумевает, что игрок платит его по месту проживания, тренировок и проведения матчей. Каждый штат рассчитывает свою долю по соотношению времени, которое игрок провел на данной территории. Конкретный порядок везде немного отличается и часто является предметом судебных разбирательств. Но одно ясно наверняка: в дни, когда Месси будет тренироваться, играть или просто находиться во Флориде, о подоходном налоге для штата ему думать не придется. К слову, в пяти штатах налог со спортсменов не взимается только потому, что нет и обычного подоходного: к таким относятся Невада, Теннесси, Техас, Вашингтон и, конечно же, Флорида. В Вайоминге и на Аляске действуют те же правила, но профессиональных спортивных состязаний там проводится крайне мало.
В отличие от Флориды, в Калифорнии, которая привлекает других звезд футбола типа Гарета Бейла и Златана Ибрагимовича, доход свыше $1 млн облагается на уровне штата налогом по самой высокой в стране ставке 13,3%. Аналогичный показатель в штате Нью-Йорк достигает «всего» 10,9% при доходе более $25 млн. Вдобавок к этому, город Нью-Йорк берет дополнительные 3,876%, и таким образом федеральным и местным властям налогоплательщики отдают в общей сложности 14,776% своего заработка. Это сильно бьет по профессиональным игрокам из Высшей лиги футбола, выступающим на арене Yankee Stadium в Бронксе, а уж по бейсболистам и подавно.
Кроме того, законодательство Флориды позволяет легко передавать активы другим людям. В штате нет налогов на наследство и подарки. А владельцы бизнеса пользуются относительно низкой ставкой налога на прибыль организаций ― для предприятий, которые зарегистрированы либо получают там доход, она составляет всего 5,5%.
Еще один плюс местного налогообложения ― чрезвычайно важный для Месси, ― заключается в том, что в отличие от недвижимого имущества, обычно привязанного к определенной географической местности, в штатах с благоприятным налоговым режимом вроде Флориды относительно легко передавать в пользу холдингов или других компаний интеллектуальную собственность. Так штат становится привлекательным направлением для создания фирм, которые управляют и распоряжаются авторскими отчислениями и правами на персональный образ, ― зарабатывать деньги профессиональным спортсменам помогает именно этот тип активов, тот самый, из-за которого у Месси богатый, но непростой опыт взаимодействия с налоговыми органами.
За прошедший год Месси заработал приблизительно $130 млн и в недавнем рейтинге самых высокооплачиваемых спортсменов мира по версии Forbes занял вторую строчку, уступив лишь Криштиану Роналду, который взлетел на вершину списка, когда подписал в январе контракт с саудовским клубом «Аль-Насср». При этом не все доходы Месси связаны с результатами на игровом поле. Примерно половину он зарабатывает на рекламных контрактах, эксплуатирующих его визуальный образ, в том числе с такими компаниями как adidas, Budweiser и PepsiCo.
Пусть некоторые спортсмены и любят рисковать, Месси с собственным имиджем (и налогами), скорее всего, будет крайне осмотрителен. В составе «Барселоны» футболист всегда находился под пристальным и тщательным надзором из-за операций с финансами. В 2013 году испанская налоговая служба заявила, что при помощи ряда организаций-пустышек в офшорных зонах отец Месси скрывал от налоговиков отчисления и лицензионные доходы сына. В документах суда профильные структуры отмечали, что еще в 2005-м заработок игрока по сделкам с брендами Pepsi-Cola, Procter & Gamble и adidas перечислялся в офшоры в Белизе и Уругвае через хитроумную сеть юридических лиц и стран и что так Месси с отцом могли уклоняться от уплаты налогов в Испании.
Сам спортсмен во время судебных заседаний упорно твердил, что не делал ничего плохого. Тем не менее, вскоре после того, как обвинения в его адрес стали достоянием общественности, он погасил налоговую задолженность, осуществив «дополнительный платеж» в размере €5 млн. Несмотря на эту транзакцию в 2015-м испанская налоговая служба постановила, что по факту налоговых махинаций Месси должен предстать перед судом.
В ходе рассмотрения дела ответчик заявлял, что «играл в футбол и ни о чем другом не думал». Месси также сообщил суду, что в управлении собственными финансами активного участия не принимает. «Я доверял отцу и адвокатам», ― пояснял спортсмен, сказав, что даже не читал документы, которые подписывает. Суд счел довод неубедительным и постановил, что даже если это правда, Месси сознательно решил не вдаваться в детали, а потому снисхождения не заслуживает.
В 2016 году испанский суд признал Лионеля и его отца Хорхе Месси виновными в уклонении от уплаты налогов. Каждого приговорили в 21 месяцу тюремного заключения. Это не прервало карьеру футболиста: в Испании те, кого приговаривают к сроку до двух лет, наказание в тюрьме обычно не отбывают, ― исключения делают только в случае преступлений, совершенных с особой жестокостью, и повторных судимостей. В 2017-м Месси подал апелляцию, но успеха с ней не добился. При ее рассмотрении Верховный суд подтвердил, что футболист должен был знать о мошенничестве, даже если непосредственного участия в переговорах по контрактам не принимал. Суд отметил, что Месси «вне всякого сомнения осознавал свою обязанность платить подоходные налоги, начисляемые при эксплуатации его прав на персональный образ... Следовательно, логичным представляется то, что он не должен игнорировать обязательства по их уплате».
Месси-старший пошел навстречу следствию, и суд сократил ему срок с 21 месяца до 15. Приговор же футболисту корректировать не стали.
Фактически решение было вынесено лишь на бумаге, и никакого тюремного заключения Месси не отбывал. Но само обвинение (вдобавок к, разве что, большей настороженности в отношении налоговых органов) могло отразиться и на его решении переехать в Соединенные Штаты.
Футболист имеет двойное гражданство Испании и Аргентины, но американским паспортом не владеет. И пусть в США, в том числе на приписываемые ему объекты недвижимости во Флориде, он может приезжать без всяких проблем, для работы ему нужно получать визу. Это может оказаться непросто.
Джонатан Гроуд, директор по практике в США и управляющий партнер в американско-канадской юридической фирме Green and Spiegel, которая специализируется на миграционном праве, много работал по вопросам получения визы с профессиональными спортсменами. Он рассказал Forbes, что профессиональные игроки обычно приезжают в страну по визе P-1, которая выдается сроком на пять лет и привязывается к контрактным обязательствам.
Однако P-1 и сопутствующие визы выдаются не в автоматическом режиме. Они подлежат рассмотрению в индивидуальном порядке, и особый интерес здесь представляет Раздел 212 американского Закона об иммиграции и гражданстве. В частности документ гласит, что во въезде в страну может быть отказано «любому иностранцу, обвиненному либо признающему факт совершения в прошлом или настоящем действий, которые в существенной степени составляют (I) преступление с аморальным поведением (кроме чисто политических) либо попытку или сговор с целью его совершения».
И хотя «аморальное поведение» можно трактовать весьма широко, под данный закон вполне подпадают преступления, связанные с мошенничеством, отмечает Гроуд, и отношение к ним «самое строгое». Обычно в подобных случаях (когда заявитель имеет приводы в плане налоговых махинаций) заявку на выдачу визы отклоняют.
Спросите, например, у Алексиса Санчеса. В 2018 году бывшему коллеге Месси по «Барселоне» отказали в посадке на самолет в Соединенные Штаты, ― это было накануне матча «Манчестер Юнайтед» против мексиканского клуба «Америка». Источники сообщили спортивному сайту ESPN FC, что отсутствие игрока связано с визовой процедурой.
В 2016-м испанские власти предъявили Санчесу обвинение в налоговых махинациях. Схема была похожа на то, что вменяли Месси: футболиста обвинили в создании офшорных компаний в Чили и на Мальте с целью уклонения от уплаты налогов в 2012–2013 годах на сумму почти $1 млн. Поначалу Санчес все отрицал, но потом его признали виновным по двум пунктам налогового мошенничества, связанного с сокрытием дохода по правам на использование персонального образа. В качестве наказания, Санчеса приговорили к 16 месяцам тюрьмы и выписали ему штраф. Срок он в итоге не отбывал, но для того, чтобы затянуть процесс выдачи визы, одного лишь факта обвинения, скорее всего, вполне хватило.
Когда такое происходит, заявителю, которому отказали, нужно подавать заявление на освобождение от требований. Гроуд поясняет, что рассмотрение документа может занять несколько месяцев. А это чревато проблемами, ведь на игровом поле в рамках матча Высшей лиги футбола Месси ждут уже в июле.
И все же случай Лионеля Месси отличается от прочих. Эксперт подчеркивает, что речь идет о самом известном футболисте в мире. Очень вероятно, что его команда адвокатов уже разработала для него запасной план, включая заявление на упрощение процедуры. На просьбу Forbes дать комментарий представители спортсмена не ответили.
Если все остальное обернется неудачей, то есть и другие варианты, например, подача заявления на O-1. Данный тип неиммиграционной визы создан для тех, у кого есть выдающиеся способности в сферах науки, искусства, образования или спорта либо послужной список выдающихся достижений в кинематографе или на телевидении и кто получил за такие достижения национальное либо международное признание. Здесь Месси прошел бы по всем критериям.
Другая легенда футбола, Неймар да Силва Сантос Жуниор (обычно просто Неймар), уверен, что Месси не только получит право играть в США, но изменит всю местную лигу. Неймар играл с Месси в составе «Барселоны» и «ПСЖа», а еще хлебнул бед с налоговиками сам. Бразильский футболист заявляет: «Уверен, что с Лео лига в Соединенных Штатах преобразится».
Он также призвал болельщиков ничего не проспать и добавил: «Я убежден в том, что лига станет гораздо более популярной. Поэтому нужно не упускать момент и наслаждаться его игрой, ведь, к сожалению, ничто не длится вечно».
Перевод Антона Бундина