Сборная беженцев на Олимпийских играх: история уникальной команды
В пятницу агентство «Весь спорт» сообщило, что руководство Международного олимпийского комитета (МОК) решило допускать до ближайшей летней Олимпиады россиян по тем же правилам, что и команду беженцев. По озвученной авторами информации, атлеты при получении нейтрального статуса будут должны прекратить участие во всех национальных соревнованиях и перестать принимать помощь от российских государственных и негосударственных организаций. В ответ МОК будет готов финансировать участие спортсменов из России в Играх в Париже.
Стоит отметить, что сейчас международные спортивные федерации находятся в процессе решений по допуску атлетов из России. Еще в марте МОК опубликовал рекомендации вернуть к соревнованиям спортсменов, не поддерживающих «спецоперацию»* и не имеющих связей с военными структурами. Подробнее об этом Forbes.Спорт рассказывал в серии материалов.
Без медалей и зимней Олимпиады
МОК обеспокоился проблемами беженцев в 2016 году, за несколько месяцев до старта Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. Томас Бах объявил о создании специальной сборной беженцев, которая выступит в Бразилии.
«Это сигнал международному сообществу о том, что беженцы являются нашими собратьями и приносят пользу обществу. Эти спортсмены-беженцы покажут миру, что, несмотря на невообразимые трагедии, с которыми они столкнулись, каждый может внести свой вклад в общество благодаря своему таланту, мастерству и силе человеческого духа», — объяснил президент МОК.
В команду вошли 10 спортсменов из Южного Судана, Сирии, Конго и Эфиопии. При этом каждый атлет был официально признан беженцем, по оценке ООН. Но никому из них не выдавали wild card на участие в турнире. При формировании сборной каждый из них должен был выполнить олимпийские нормативы по своим видам спорта.
Сборной беженцев уделили особое внимание на церемонии открытия Игр — она выходила прямо перед страной-хозяйкой. Главной отличительной чертой было отсутствие национальной идентичности. Спортсмены несли флаг МОК, а их экипировка была одинаковой, без каких-либо отсылок к странам, откуда им пришлось бежать. А в случае победы на медальной церемонии прозвучал бы Олимпийский гимн.
МОК взял на себя все расходы по подготовке и выступлению беженцев. Помимо базовой оплаты проживания, питания и передвижения на Играх, комитет выделил сборной 20 тренеров и 15 человек персонала, помогавших атлетам. Всего на подготовку команды было потрачено $2 млн.
Спортсменов не бросили и после Олимпиады. МОК создал Фонд поддержки беженцев, помогая им строить карьеру в долгосрочной перспективе. Атлеты, признанные ООН беженцами и выполняющие олимпийские нормативы, получили стипендию и иную помощь. Например, им позволили подписать рекламные соглашения с Airbnb для дополнительного дохода. В 2020 году в этой программе участвовало 56 спортсменов.
Эксперимент был признан удачным, и вскоре МОК объявил, что подобная команда будет и на летней Олимпиаде в Токио. На тех Играх сборная разрослась до 29 спортсменов из Сирии, Конго, Судана, Эритреи, Венесуэлы, Ирана, Афганистана и Камеруна. Все обеспечение вновь взял на себя комитет, а на церемонии открытия сборная беженцев несла флаг МОК сразу после команды Греции, традиционно открывавшей парад.
Как и за четыре года до этого, все выступали исключительно под флагом МОК, без отсылок к национальной идентичности. Форма была выдержана в нейтральном и одинаковом стиле. Уже было объявлено, что сборная беженцев будет выступать и в Париже в 2024 году, формируясь по аналогичным критериям.
Официальные лица МОК за семь лет ни разу не обмолвились о появлении команды беженцев на зимних Играх. На этот фактор, вероятнее всего, влияют страны, откуда бегут атлеты. В большинстве из них преобладают летние виды спорта и жаркий климат.
В сумме за сборную беженцев на Олимпийских играх выступало 39 атлетов, но никому из них так и не удалось завоевать медали. Лучшим результатом в Рио стало выступление конголезского дзюдоиста Пополе Мизенги, добравшегося до 1/16 турнира. А в Токио иранская тхэквондистка Камия Ализаде стала пятой.
Сходство только в отсутствии национальных отсылок
Несмотря на сообщение агентства «Весь спорт», российские атлеты при получении допуска вряд ли будут похожи на сборную беженцев. Единственное сходство — отсутствие любой отсылки к национальной принадлежности. Все остальное кардинально разнится.
Особенно выделяется отношение МОК к одним и другим. Сборная беженцев является для организации массовым благотворительным проектом. Комитет тратит миллионы долларов на помощь атлетам и всячески ими гордится. Спортсменам помогают не только в контексте Олимпийских игр, но и способствуют их заработкам за пределами спорта.
Сборная беженцев после Игр в Токио была удостоена премии принцессы Астурийской в области спорта. Команда получила награду за то, что выступает на высшем уровне, несмотря на все тяжелые препятствия в их жизни, мешающие заниматься спортом.
Практически при каждом удобном случае представители МОК и Томас Бах упоминают, что эта команда является посылом всему миру и олицетворением надежды. В отношении российских спортсменов подобные реплики за минувшие полтора года не звучали. Комитет в рекомендациях делает упор на ограничения, а не на сочувствие.
Тяжело представить, что МОК будет финансово помогать нейтральным атлетам из России за пределами Игр. Все же сборная беженцев является для комитета больше благотворительным и социальным проектом, нежели некой спортивной силой. А подобное отношение к россиянам точно бы вызвало массу критики в современным реалиях со стороны спонсоров и партнеров МОК.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.