ISU потеряет миллион из-за отстранения России: какие еще проблемы у фигурного катания
Международный союз конькобежцев по-прежнему не пускает российских и белорусских спортсменов до соревнований под своей эгидой. 11 июня ISU, которому подвластны фигурное катание, конькобежный спорт и шорт-трек, в кратком пресс-релизе сообщил о решении оставить в силе отстранение спортсменов из двух стран, принятое в марте 2022-го.
Решение ISU было ожидаемым, несмотря на нынешнюю тенденцию в олимпийском движении: в последние недели одна международная федерация за другой выполняют рекомендации Международного олимпийского комитета (МОК) по восстановлению россиян и белорусов. Впрочем, тенденция эта касается в основном летних видов спорта из-за идущей полным ходом квалификации к Олимпийским играм в Париже в 2024 году. Зимние федерации имеют запас времени на принятие решений.
Очевидно, что ISU не позволила чисто финансовым соображениям повлиять на свое решение. Согласно отчету, опубликованному на сайте, отстранение российских спортсменов уже дорого обошлось Союзу: по подсчетам, отсутствие фигуристов, шорт-трекистов и конькобежцев из России на международных соревнованиях после Олимпиады в Пекине приведет к убыткам в этом году, оцениваемым в один миллион швейцарских франков.
«Санкции против России и отсутствие российских фигуристов на соревнованиях ISU привели к почти полному отсутствию доходов от рекламы и прав СМИ из России», — говорится в отчете. «Потеря примерно в один миллион швейцарских франков будет отражена в отчете за 2023 год. Средства будут компенсированы из антикризисного резерва в размере 2,5 миллиона швейцарских франков».
Рейтинги телевизионных трансляций в сезоне-2022/23, кроме отсутствия российских фигуристов, снизились и по причине решения двукратного олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю завершить карьеру. ISU в отчете называет Ханю «самым популярным японским фигуристом» — вместе с ним от Союза ушла не только преданная своим спортсменам японская аудитория, но и спонсоры.
Есть и другие причины финансового неблагополучия. Год назад генеральный директор ISU Фреди Шмид прогнозировал потерю 10 млн швейцарских франков в течение трех лет из-за существенного сокращения финансирования со стороны МОК. За предолимпийские четыре года ISU получила от комитета 11 млн швейцарских франков, уже после Пекина МОК сократил расходы на зимнюю федерацию до девяти миллионов швейцарских франков.
ISU пришлось жить по средствам: год назад Союз сократил бюджет программы развития, расходы для должностных лиц, включая поездки на встречи и мероприятия (что, впрочем, не помешало провести в прошлом июне Конгресс на Пхукете за 1,1 млн франков), и продал офис в Давосе, средства от продажи которого обещал тратить на «чрезвычайные ситуации».
ISU по-прежнему базируется в Лозанне, где в офисе, согласно отчету, работают всего 19 сотрудников на полной ставке. Возглавляет Союз Чжэ Эль Ким, бывший глава Союза конькобежцев Южной Кореи. Он же — зять президента компании Samsung, возглавляет Samsung Global Strategy Group.
«Нам нужно больше денег, поэтому в эти трудные времена нам нужен лидер, который может управлять ISU, как бизнесом. Я стою здесь, потому что у меня есть соответствующий опыт реального мира, который поможет развивать наш спорт», — сказал Ким во время своего избрания президентом в 2022-м. «Последние 25 лет я занимал руководящие должности в Samsung и других глобальных организациях. Я применил этот бизнес-опыт к своей любви к катанию на коньках и спорту. Когда я был президентом корейской федерации, наши спонсорские доходы утроились».
И все же 2022 год для ISU прошел совсем не так, как того хотел Ким. В отчете говорится об убытке в 19 млн швейцарских франков. Для сравнения: в 2021-м Союз ушел в минус всего на 250 000 швейцарских франков. Среди главных причин такого финансового краха аудиторы, впрочем, называют не санкции против России, а инфляцию, небольшое расширение штата, непредвиденные расходы и кризис фондового рынка — большая часть денег (18 млн швейцарских франков) как раз была потеряна из-за падения стоимости ценных бумаг. Есть для ISU и хорошие новости — доходы за 2022-й все-таки превысили показатели 2021-го: 35,5 млн швейцарских франков против почти 28 млн швейцарских франков. Заработать удалось на телевизионных правах (19 млн швейцарских франков) и рекламе (шесть миллионов швейцарских франков).
ISU верит, что, благодаря действующим контрактам, следующие три-четыре года о банкротстве думать не стоит. Олимпиада-2026 в Милане может не переживать за сохранность в программе фигурного катания, шорт-трека и конькобежного спорта. И тем не менее Союз уже наметил курс на перемены: спонсорам нужны топовые спортивные мероприятия, а аудитории — захватывающий контент.
«Если мы не изменим тенденцию к снижению телевизионных рейтингов, продление телевизионных контрактов на текущем уровне будет непростой задачей. В то же время поиск новых источников дохода, включая привлечение новых спонсоров, потребует времени и усилий, — говорится в отчете. — Кроме того, расходы будут продолжать расти по мере того, как мы будем наращивать наши усилия в области надлежащего управления, устойчивого развития и защиты спортсменов. ISU должен продолжать искать пути развития нашего спорта, чтобы оставаться привлекательным для наших болельщиков и коммерческих партнеров. С этой целью ISU в настоящее время работает над долгосрочной дорожной картой развития нашего спорта».