Макрон пообещал не вмешиваться в споры о допуске россиян на Олимпийские игры в Париже
Больше года наши атлеты за редким исключением из-за санкций, связанных со «спецоперацией»* на Украине, были вынуждены соревноваться на внутрироссийских стартах. В преддверии Олимпиады, которая пройдет следующим летом в Париже, вопрос встал остро: допускать или не допускать. Глава МОК Томас Бах, который после февраля 2022-го оказался меж двух огней, при оглашении решения сослался на итоги долгих консультаций на основе Олимпийской хартии и миссии комитета. И заявил, что правительства не вправе решать, кто из спортсменов может участвовать в соревнованиях. «Наша роль — объединять людей», — сказал Бах, указывая на примеры Северной и Южной Кореи, Израиля, Палестины и Косово.
Критерии допуска россиян суровые, но дающие надежды нашим атлетам квалифицироваться на Олимпиаду — главный старт в карьере любого спортсмена. Их МОК озвучил 28 марта: россияне не смогут участвовать в командных соревнованиях, не смогут надевать форму с символикой России, не должны иметь связей с военными организациями или службами безопасности и не должны публично поддерживать «спецоперацию» на Украине. Некоторые федерации уже прислушались к рекомендациям, другие — в процессе.
19 мая в Хиросиме (Япония) состоялся саммит стран «Большой семерки» (G7), где, помимо прочего, обсудили возвращение российского спорта на международную арену. Президент США Джо Байден, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Риши Сунак, премьер-министр Канады Джастин Трюдо, канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Италии Джорджа Мелони, премьер-министр Японии Фумио Кисида и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявили, что уважают независимость спортивных организаций, но при этом отметили, что россияне не должны участвовать в соревнованиях под своим флагом и гимном.
Бах поблагодарил G7 за поддержку, в очередной раз отметив, что международный спорт может объединить мир, и назвал прискорбной критику европейских правительств, выступающих против позиции МОК. А таких достаточно.
Кто против возвращения России
В феврале 2023-го правительства 34 стран, включая Францию, призвали Международный олимпийский комитет исключить Россию и Белоруссию из стран — участниц Олимпиады-2024 в Париже. Возможность для российских и белорусских спортсменов соревноваться в Париже под нейтральным флагом вызвала возмущение в Киеве и у союзников Украины. В заявлении 34 стран говорилось о невозможности снятия санкций из-за связи между спортом и армией в России и Белоруссии: «До тех пор пока эти фундаментальные вопросы и существенная нехватка ясности и конкретных деталей в работающей модели «нейтралитета» не будут решены, мы не согласны с тем, что российских и белорусских спортсменов следует допускать к соревнованиям».
Под письмом подписались представители правительств Германии, Великобритании, США, Испании и других. Но по-настоящему головной болью для МОК стала подпись Франции — Париж впервые с 1924 года примет у себя Олимпийские игры. Конфликтовать со страной — хозяйкой Игр главе комитета Томасу Баху было совсем не с руки.
Через несколько часов после объявления рекомендаций МОК о допуске России министр внутренних дел Германии Нэнси Фаезер пригрозила закрыть двери нашим спортсменам в свою страну и назвала решение соотечественника Баха пощечиной для украинских атлетов. Во Франции тоже не очень обрадовались перспективам возвращения России на международную арену: министр культуры Люси Фрейзер и министр спорта Амели Удеа-Кастера призвали внести ясность в отношении спортсменов, финансируемых государством.
Фрейзер сказала, что спортсмены, получающие финансирование от государства или контролируемых государством компаний, таких как энергетический гигант «Газпром», являются «де-факто представителями России». «Они там только благодаря тому, что финансируются, обучаются и поддерживаются российским государством. Мы видели, как МОК начал решать некоторые из наших проблем, за что его стоит поблагодарить, но рекомендации оставляют слишком много вопросов без ответа. Нигде в рекомендациях нет упоминания о том, что финансирование, как я уже сказала, является нарушением нейтралитета».
Удеа-Кастера признала, что МОК имеет право принимать «суверенное» решение, но согласилась с Фрейзер в том, что существуют «открытые вопросы», по которым требуется ясность, в том числе распространяется ли исключение команд на виды спорта, в которых участвуют пары спортсменов, соревнующихся вместе.
Макрон не так категоричен
Президент Франции аккуратен в высказываниях относительно допуска России на Олимпиаду-2024 — с самого начала он настаивал на том, чтобы решение об участии наших спортсменов принимал МОК. «Решение будет принято летом, и мы будем его рассматривать в зависимости от обстоятельств», — говорил Макрон в феврале.
Намерения Макрона оставить «последнее слово» за Бахом подтверждал глава оргкомитета Парижа-2024 Тони Эстанге: «Конечно, у нас с президентом Франции и президентом МОК существует обмен мнениями. МОК, в зависимости от того, что сделают международные федерации, если российские и белорусские спортсмены пройдут квалификацию, скажет, допустит он их к участию в Играх или нет».
8 июня 2023 года Макрон принял Баха в Елисейском дворце французской столицы. Глава МОК снова попросил правительства не вмешиваться в спорт и оставить важные решения исключительно на совести спортивных организаций. Макрон сопротивляться не стал.
«Президент Бах поблагодарил президента Макрона за недавнее заявление на саммите G7 в Хиросиме относительно автономии спорта и условий участия спортсменов с российским или белорусским паспортом в соответствии с соответствующими рекомендациями МОК. Кроме того, они подтвердили, что решение об участии этих спортсменов в Олимпийских играх 2024 года в Париже будет принято МОК в надлежащее время и что они будут продолжать сотрудничество и в этом отношении», — подвели итоги встречи в комитете.
Несмотря на неопределенность позиций многих французских чиновников по поводу допуска России в Париж-2024, сами французы не против присутствия россиян на Олимпиаде. В марте исследовательская компания Odoxa провела опрос 1005 французов от 18 лет, 72% которых заявили, что нашим атлетам следует разрешить участвовать в Играх.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.