Они дома: почему спортсмены не спешат уходить из ЦСКА ради Олимпиады
Или ЦСКА, или Олимпиада
После того, как Международный олимпийский комитет (МОК) опубликовал свои рекомендации допуска российских и белорусских спортсменов к международным соревнованиям, пришло время уже отдельным федерациям по отдельным видам спорта оглашать свои критерии допуска на основе этих рекомендаций.
Одними из первых новые правила сформулировали фехтовальщики. Международная федерация фехтования (FIE) объявила, что возвращает атлетов из России и Белоруссии на свои турниры и запросила от Федерации фехтования России список потенциальных участников. А потом вычеркнула из этого списка всех сильнейших. В итоге допуск получили 28 россиян, которые вряд ли смогли бы претендовать на медали на крупных турнирах в ближайшее время.
Отказы были связаны со статусом фехтовальщиков. FIE забанила атлетов, которые связаны с вооруженными силами или органами безопасности. А большинство представителей сборной России по фехтованию представляет спортивное общество ЦСКА.
По словам главы Федерации фехтования России (ФФР) Ильгара Мамедова, даже те спортсмены, которые получили разрешение, не станут выступать на международных турнирах, а сама федерация не будет делить атлетов на «плохих и хороших».
Из-за этого россияне лишатся шансов выступить на Олимпиаде в Париже. Для отбора на Игры нужно принимать участие в этапах Кубка мира и обязательно выступить в июле на мировом первенстве. Но отказ россиян от турниров под эгидой FIE просто не позволит им выступить на главном старте четырехлетия. Теоретически, спортсмены, которых не пустили на турниры, еще могут получить заветное разрешение. Но для этого придется уволиться из ЦСКА, чтобы доказать свою нейтральность. Даже ради Олимпиады на такое готовы не все.
«Я горд выступать за ЦСКА и отказываться от него не собираюсь, буду с ним всегда и буду представлять его цвета. Если и не будет Олимпиады, то мы будем идти дальше, стремиться к другим целям. Я сначала не понимал, почему не допускают, но я всячески стараюсь поддерживать свой клуб», — объяснял олимпийский чемпион 2016 года по командной рапире Тимур Сафин в интервью «РИА Новости».
Спортивные общества дают зарплату, бронь и должность
Если гипотетически представить, что какой-то атлет решить покинуть ЦСКА или спортивное общество «Динамо» ради участия в Играх, то ему будет что терять. Во-первых, у всех «армейцев» есть стабильная заработная плата. Конечно, фехтование является не самым денежным видом, но получать около 40 000 рублей, имея за плечами несколько медалей на чемпионатах мира, вполне возможно.
В сумме же зарплата олимпийского атлета из России складывается из нескольких факторов. Помимо оклада в спортивном обществе, есть ставка в Центре спортивной подготовки сборных команд России (ЦСП). Она сопоставима с окладами в ЦСКА или «Динамо». Например, фристайлист Сергей Ридзик рассказывал, что получал стипендию в 30 000 рублей, но после завоевания медали на Играх в Пекине, сумма должна была вырасти примерно в два раза.
Юридически спортсмены из ЦСКА являются военнослужащими (у многих есть офицерские звания), поэтому у них накапливается трудовой стаж, сохраняются многие льготы – вплоть до раннего выхода на пенсию. Наконец, после завершения карьеры у атлетов есть возможность устроиться на работу в общество. Например, таким образом поступили Светлана Хоркина и Дмитрий Носов.
Нынешняя ситуация в мире также может влиять на решение Сафина. Еще в сентябре «РИА Новости» сообщали, что спортсменов ЦСКА в случае мобилизации будут призывать в последнюю очередь.
Заработки без международных турниров
Выбор продолжать карьеру вне международных соревнований может сказаться на потенциальном заработке фехтовальщиков. Сафин является обладателем золотой олимпийской медали и трехкратным чемпионом Европы. Опыт позволял бы ему бороться за награды и призовые суммы, которые ранее в этом виде спорта были достаточно приличными для атлетов.
Бывший глава ФФР Александр Михайлов рассказывал, что на мировом первенстве 2017 года фехтовальщики получали $25 000 за золотую медаль в личной дисциплине. Второе место оценивалось в $20 000, третье — в $15 000. Рассчитывать на подобные суммы на внутрироссийских стартах сложно.
Официальные документы ФФР за 2022 и 2023 года сообщают, что за победы на чемпионате России или Кубке страны фехтовальщики получают медаль, кубок и грамоту, а о денежном вознаграждении никакой речи не идет. Вместо федерации им платит ЦСП, который в марте объявил новые суммы призовых.
«ЦСП приступило к выплатам денежного вознаграждения спортсменам-победителям и призерам чемпионатов России по летним и зимним олимпийским видам спорта. На время действия ограничений допуска российских спортсменов к участию в международных соревнованиях денежные вознаграждения спортсменам по итогам выступлений на чемпионатах России осуществляются в размере: за золотую медаль — 125 000 рублей, за серебряную медаль — 62 500 рублей, за бронзовую медаль — 37 500 рублей», — говорится в заявлении.
Компенсировать отсутствие международных турниров в финансовом плане призваны новые внутрироссийские турниры. За прошедший год в России прошли «Игры Дружбы» и Спартакиада. На Спартакиаде были официально названы призовые: за первое место полагалось 358 400 рублей, за второе — 179 200 рублей, за третье — 107 500 рублей. Организаторы «Игр Дружбы» размер призовых не оглашали, но сами атлеты раскрывали суммы гонораров. Например, шпажистка Айзанат Муртазаева завоевала золотую медаль, и получила за нее 1,6 млн рублей.
Таким образом, сильные фехтовальщики могу зарабатывать в России суммы, приближенные к призовым на мировых турнирах. Плюс — стабильный доход от Центра спортивной подготовки и своего спортобщества, выплаты от региональных властей и т.д. И пока никто не заявил, что готов отказываться от всего этого ради шанса получить возможность выступить на Олимпийских играх под нейтральным флагом.