К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Алена Демина, EDEM Сouture: «Платье способно многое изменить»

Алена Демина / Фото Edem
Алена Демина / Фото Edem
Кутюрное направление всегда было одним из самых обособленных и закрытых, имея на то все основания. Создание каждого платья от кутюр не терпит суеты, быстрых решений и очевидных идей и может занять не меньше времени, чем выпуск полноценной коллекции в сегменте массмаркет.

О том, как создаются вечерние и свадебные наряды, требующие кропотливой ручной работы и исследования исторических архивов, чем светские свадебные платья отличаются от подвенечных, и о специфике обрядов венчания в разных традициях мы поговорили с основательницей модного дома EDEM Сouture Аленой Деминой. 

— В прошлом году дом EDEM отметил 10-летие. С какими коллекциями вы зашли на рынок?

 Мы сразу зашли в кутюрную нишу и делали две вечерние и две свадебные коллекции в год. На тот момент свадебный сегмент предлагал однообразные образы «принцесс» с открытыми плечами, мы же с самого начала хотели выйти за эти рамки. Нам было интересно чуть глубже заглянуть в традиции, каноны венчания, понять, что за ними стоит. Чтобы наши подвенечные платья были чем-то большим, чем просто роскошные кутюрные наряды, и их воспринимали как семейную реликвию, которая связывает разные поколения и передается от матери к дочери и дальше как символ счастливой жизни. 

— Делаете ли вы открытые свадебные платья сегодня или ваше основное направление именно подвенечные наряды? 

— Мы делали и делаем абсолютно все — и открытые свадебные и вечерние наряды, и платья для мусульманских обрядов, даже роскошные кимоно. Совсем недавно мы запустили линейку дневных нарядов в нашей стилистике и позиционируем их как образы для первых леди. А красивая полная таинства подвенечная история — одно из наших направлений. 

В 2019 году мы громко дебютировали на Неделе свадебной моды в Нью-Йорке и вошли в топ-5 лучших свадебных брендов по версии CFDA. Мы стараемся держать эту планку и работаем как бренд международного уровня

— Насколько сейчас востребована тема подвенечных платьев? 

— Например, в прошлом году мы создали 33 платья для мусульманского обряда никах и 24 изделия для православного венчания. Но я наблюдаю тенденцию, когда клиенты из разных стран — России, Казахстана или Ближнего Востока — заказывают сразу несколько нарядов для свадебного торжества, так как оно редко ограничивается одним днем. Первый — для загса и торжества, второй — для девичника, еще один — для религиозно-ритуального обряда. 

Фото Edem
Фото Edem
Фото Edem
Фото Edem
Фото Edem
Фото Edem

Недавно мы выполняли большой заказ для арабской свадьбы, которая обычно включает две части. На первой, где присутствуют только женщины, невеста может быть в чем-то светском и открытом, например корсетном платье с декольте. К концу мероприятия за ней приезжает жених — и все облачаются в красивые богато расшитые абайи с платками. На второй день, когда гости собираются в доме жениха, невеста обычно предстает в роскошном закрытом туалете с элементами религиозной символики. Мы сделали усыпанное мелким жемчугом объемное платье с вышитыми внутри корсета молитвами на арабской вязи. А поскольку новобрачная должна была весь день стоять на входе и встречать гостей, в конструкции ее наряда было предусмотрено пространство для высокого стула, чтобы она могла незаметно передохнуть. 

— Как часто к вам обращаются клиенты из других стран?

— У нас много клиентов из стран ближнего зарубежья — Казахстана, Узбекистана, азиатского региона — Гонконга, Сингапура. Заметно расширились контакты с Ближним Востоком. Заказывают не только свадебные наряды, но и вечерний кутюр. Сегодня мода стала более мультикультурной, особенно в мегаполисах, поэтому наш стиль может находить отклик в самых разных регионах.  

— А если говорить о подвенечных платьях, как отличаются требования в разных религиозных традициях? 

— Конечно, в каждой культуре, религиозной конфессии свои специфические традиции и таинства, связанные с венчанием. Но между ними и много общего. Если мы говорим об образе невесты, он везде передает идею целомудренности, некоторой сдержанности и в то же время женственности, возвышенной красоты. С одной стороны, новобрачная должна выглядеть защищенной — как в коконе, ограждающем ее от посторонних глаз: с покрытой головой, закрытыми руками и декольте. С другой — в ее облике предполагается присутствие чего-то неземного, ангелоподобного. Это универсальный образ для всех таинств, и поэтому мы не привязываемся к тем или иным конфессиям.

К нам часто обращаются с запросом вышить внутри корсета цитаты из Библии или Корана. Поэтому в нашей вышивальной мастерской есть художник, владеющий основами арабского языка, она и исполняет подобные детали для мусульманских торжеств

— Существуют ли какие-то тренды в нише подвенечных платьев или все зависит от универсальных канонов и учета пожеланий заказчиков? 

— Подвенечное платье предполагает покрытую голову, и в последнее время мы наблюдаем моду на капюшоны как одно из решений. Легкий полупрозрачный капюшон может служить продолжением платья или накидки, и это выглядит очень красиво. Если же мы говорим о платке, благодаря богатому декору он может стать настоящим произведением искусства и использоваться также как накидка или длинный шлейф. 

Платье начинается с истории

— Работа с символикой, деталями, характерными для разных культур или эпох, требует глубоких знаний истории костюма и национальных традиций. Где вы берете информацию?

— Каждый раз, создавая коллекцию, и не только подвенечную, мы погружаемся в историю, изучаем архивы, старинные фотографии. Иногда привлекаем сторонних специалистов. Несколько лет назад мы работали над коллекцией, где было много деталей, связанных с образом Елизаветы I и эпохой ее правления: это читалось и в форме корсетов, и в мелкой вышивке, и в символике — такой, как тюдоровская роза или пеликан, любимый символ Елизаветы, отражавший материнскую любовь к подданным. Это очень деликатная работа, где должны соединиться сложный крой, кружева, орнаменты. 

— Такая работа также предполагает и использование редких материалов?

— Конечно. Однажды мы расшивали венчальное платье канителью — тончайшей нитью из серебра, которую обычно используют для изготовления икон. Платье было настолько объемным, что нам не хватило собственных запасов этой нити, и наши мастера искали ее по церковным лавкам Москвы и Московской области. Процесс вышивки занял около двух месяцев, зато наряд получился не только красивым, но и символичным, что особенно понравилось клиентке — ее венчание проходило по всем канонам. Но мы не концентрируемся только на таких церковных атрибутах, мы изначально кутюрный бренд и используем ценные материалы разных культур, адаптируя их под свои коллекции. Это могут быть роскошные шелка для сари, редкие ткани для кимоно или, например, французское кружево, сотканное на старинных станках по мало используемым сейчас технологиям, я сама выбирала такое на парижской выставке тканей. Поделюсь еще одной любимой историей: у нас есть необычное платье, которое мы даже зарегистрировали в Книге рекордов Гиннесса как самое легкое в мире. Ткань для него специально разрабатывалась для нас в Японии — платье складывается в небольшой мешочек 12х12 сантиметров и весит около 200 граммов.

Алена Демина·Фото Edem

— Есть ли у дома EDEM свои любимые знаковые материалы? 

— Например, очень сложные плиссировки на шелке или кружеве: мы делаем их в одном из парижских ателье. У нас есть характерная вышивка с перьями птиц. С первого взгляда вы никогда не догадаетесь, что использовано в отделке, но стоит приглядеться поближе — и вы видите, что каждая буква или цветочный лепесток вышиты страусиным пером. 

У нас есть своя нежная пастельная палитра для свадебных нарядов: это розовый, персиковый, ментоловый, голубой, бледно-фиолетовый. Мы с самого начала хотели уйти от стандартных белого и сливочного оттенков платьев невесты. А один из самых популярных и любимых нами оттенков — небесно-голубой. Ткани мы также выкрашиваем сами на производствах во Франции и Италии. 

В среднем мы можем изготовить сложное свадебное платье за два-три месяца, обычно на такую работу уходит от шести месяцев, но для нас это предельный срок

— Вы работаете с клиентами, которые приходят со своими идеями? 

— Мы ориентируемся на клиента, поэтому у нас все очень гибко. К нам приходили и со своими орнаментами, и с пожеланиями вышить на платье цитату из любовного письма. Невесты часто хотят что-то совершенно новое, аутентичное — на эти случаи у нас есть команда потрясающих дизайнеров, проходивших обучение в Москве и Лондоне. Тем более нам важно не только сохранять кутюрное качество, чтобы все швы были безупречны даже под микроскопом, но и делать платье максимально комфортным, особенным. Чтобы каждая клиентка чувствовала себя в нем уверенно, умиротворенно, ощущала и получала этот заряд добрых эмоций от изделия, нашей команды и пространства EDEM в целом

«Кутюр — это больше, чем бизнес»

— Кутюрное направление было и остается редкой обособленной нишей. Что он значит для вас и как происходит процесс создания кутюрной коллекции у вас? 

— Кутюр — не просто ручная работа, редкие техники и роскошные ткани. За ним всегда стоит какая-то объемная история, идея — и женщина соприкасается с этой историей через платье, пропускает ее через себя. Такое изделие влияет не только на то, как мы выглядим, оно способно менять состояние, самоощущение.

Работая над коллекцией, мы можем глубоко погружаться в историю, изучать главы Священного Писания или символику Елизаветинской эпохи. Мы соприкасаемся с чем-то значимым, фундаментальным и трансформируем эту информацию в образы, что делает их более объемными, многосоставными. То есть мы идем от глобальных идей и смыслов к частностям: пропорциям, определенным тканям, орнаментам и символам. Все эти элементы появляются не произвольно, просто потому, что кому-то так захотелось, они часть большой истории. Такой подход позволяет не просто создавать платья, а, можно сказать, строить целые вселенные. Именно про такие платья говорят, что они способны менять жизнь. По этой причине EDEM для меня — больше, чем просто бизнес, это моя миссия. 

Наши платья меняют состояние женщины, позволяя ей чувствовать себя особенно, они вдохновляют на любовь, символизируют счастливую семейную жизнь — это и есть главная миссия и посыл нашего бренда

— Создание таких историй и платьев предполагает сильную команду. Как вы ее формировали? 

— Костяк команды образовался практически с самого начала, и мы до сих пор продолжаем идти вместе. У нас работают мастера из самых известных российских модных домов, а ДНК бренда закладывал дизайнер-победитель одного международного конкурса. У нас с командой полное взаимопонимание — я люблю и ценю каждого ее участника и стараюсь создавать им все условия для работы. У нас красивое рабочее пространство с огромными окнами и живыми орхидеями, там часто играет классическая музыка и в целом царит вдохновляющая атмосфера. На мой взгляд, все это очень важно: то, что создается в радости, любви, несет в себе эту энергетику и дальше. 

Фото Edem
Фото Edem
Фото Edem
Фото Edem
Фото Edem
Фото Edem

— Насколько мне известно, вы приглашаете в свое пространство и ваших клиентов?

— Да, мы инициируем разные клиентские мероприятия, это могут быть мастер-классы по живописи, стилю или аксессуарам, где мы рассказываем о разных способах носить украшения. Поскольку одна из наших тем — подвенечные платья, периодически мы организовываем экскурсии в храмы, в ходе которых затрагиваем темы таинства венчания.  

— Как вы видите дальнейшее развитие вашего бренда? 

— Кроме платьев и аксессуаров, мы работаем с косметикой и духами, которые также способны влиять на образ и самоощущение. Я в принципе очень люблю создавать новые продукты, бренды — именно бренды со смыслами, за которыми стоит определенная история. Мне многое интересно, я многому учусь, изучаю психологию, коллекционирую драгоценные камни, сама создаю украшения. На мой взгляд, творческая составляющая, многогранность важны для любой женщины. И я очень внимательно слежу за тем, что происходит на рынке, в науке, обществе в целом, мне важно не просто создавать новые продукты, а доносить через них информацию, оказывать своего рода влияние. Чтобы на что-то влиять, ты должен оставаться в контексте сегодняшнего дня.

Реклама
ООО «ЭДЕМ»

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

13.05.2025