Новая эффективность: как российский рынок EPM развивается без западных вендоров
Системы управления эффективностью называют по-разному: Enterprise Performance Management, Corporate Performance Management, иногда — Business Performance Management. В последние несколько лет аналитическим агентством Gartner в обращение был введен еще термин FP&A (Financial Planning and Analysis — здесь и далее англ. — финансовое планирование и аналитика). Все они описывают один тип корпоративного ПО. И, хотя суть EPM — простая, сами бизнес-процессы, которые они автоматизируют — довольно сложные. Во-первых, это планирование, бюджетирование, прогнозирование на стратегическом и среднесрочном горизонтах планирования. Во-вторых — задачи, связанные с консолидацией в группе компаний. В-третьих — управление доходностью и расчет справедливой себестоимости. И в-четвертых — оперативное управление и контроль исполнения (например, балансировка планов на месяц и мониторинг исполнения).
На этом фоне использовать EPM могут абсолютно разные специалисты внутри компаний. Если мы говорим о среднесрочном годовом планировании, в зависимости от иерархии и практик делегирования пользователями могут становиться большинство сотрудников. А вот если речь идет о долгосрочном стратегическом планировании, ими будут уже специализированные подразделения. В случае с управлением доходностью, расчетом себестоимости и задачами по консолидации участие ограничивается, как правило, финансовым департаментом.
Основные клиенты EPM-вендоров — корпорации и средний бизнес. Крупные предприятия обычно внедряют систему комплексно, а средние идут итерационно: например, сначала выстраивают планирование продаж или производства и уже потом масштабируют решение. В конечном итоге они тоже стараются покрыть все возможные процессы.
Заместить и...
Международный рынок EPM представлен большим количеством игроков, в основном — с американскими корнями. Это, например, Oracle, SAP, IBM, Anaplan, Workday и другие. По прогнозам индийской компании исследования глобальных рынков, объемы EPM-индустрии в 2024 году составят около $5,8 млрд, а к 2032 году превысят $12 млрд.
В России лидерство на раннем этапе захватили глобальные IT-гиганты, которые сначала предлагали клиентам ERP, CRM, системы автоматизации производственных процессов. Постепенно компании масштабировали свои экосистемы: инвестировали в обучение специалистов, сертификацию, программы поддержки партнеров, развивали продуктовое предложение, в том числе и покупая производителей EPM. Достаточно часто российские клиенты на момент появления потребности в EPM-решениях уже активно пользовались смежными системами от крупных вендоров и, как правило, выбирали их же для управления эффективностью.
На фоне такого доминирования отечественным поставщикам было сложно органично развиваться по всей широте линейки. Поэтому зачастую их продукты носили нишевый характер. С уходом крупных иностранных игроков с рынка ситуация изменилась: появилась необходимость в отечественных вендорах, которые смогут предложить комплексное EPM-решение крупным предприятиям. Локальные игроки начали активно развивать свои продукты.
…и превзойти
Так, Polymatica изначально позиционировала себя как вендора BI-инструментов и решений для продвинутой аналитики, а в ноябре 2023 года представила EPM. Сейчас к концу подходит первый проект ее внедрения в контур заказчика, кейс связан с интегрированным планированием. Это сложные бизнес-решения, которые позволяют согласовать все аспекты планирования в компании с учетом разных процессов (от продаж, производства и логистики до финансовой и инвестиционной деятельности) и временных горизонтов. Параллельно в Polymatica активно развивается партнерская экосистема, ведется разработка рекомендаций, методик, обучающих материалов для целей сопровождения интеграторов и партнеров в рамках проектов внедрения и последующего развития EPM-систем.
«Конечная цель — не просто заместить западных вендоров, а предложить лучшее решение. И такая возможность есть», — отмечает Владимир Севрюков. Внедрение EPM требует ощутимых затрат, жизненный цикл системы длительный: компании покупают лицензии, внедряют и сопровождают системы значительное время, зачастую десятилетия. При этом IT-индустрия развивается быстро, так что развернутые достаточно давно EPM-решения неизбежно морально устаревают. С одной стороны, плохо, что жизненный цикл западных программных комплексов обрывается, с другой — у российских игроков открылось «окно возможностей» для того, чтобы предложить клиентам самые актуальные технологии и методологии.
Отечественных вендоров ЕРМ в России сегодня не так много — порядка пяти-шести компаний. Для сравнения, в сегменте BI (Business Intelligence — бизнес-аналитика) их около 100. Такой «разрыв» объясняется сложностью задач. Дело в том, что EPM-платформа требует больших инвестиций и высокой квалификации команды. Поставщикам приходится решать сложные технологические задачи. Например, современная платформа для интегрированного планирования должна предоставлять возможность использования инструментов прогнозирования на основе достижений в области анализа временных рядов, моделей машинного обучения, методов теории исследования операций. При этом она должна быть достаточно производительной и удобной, что требует глубоких познаний в различных областях, начиная от технологий эффективной обработки и хранения больших объемов данных до подходов к построению эргономичного интуитивного дизайна.
В итоге создание и развитие платформы требует непрерывной работы по исследованию новых технологий, проведению НИОКР. Вложения в разработку EPM окупаются достаточно долго. Поэтому работать на этом рынке могут компании с финансовой подушкой в виде постоянных клиентов, или же игроки, которые только выходят на рынок, но с «инвестиционным плечом». И таких не очень много.
Сложности миграции
Крупные российские предприятия начали системно внедрять проекты по импортозамещению EPM только в 2024 году — до этого они пытались продолжить сотрудничество с западными вендорами или же точечно налаживали отношения с отечественными. Говоря про миграцию на локальные решения, в Polymatica выделяют несколько основных аспектов, которые надо учесть.
Во-первых, это специализация поставщика EPM. Некоторые компании-интеграторы, которые раньше занимались внедрением западного ПО, начали выводить на рынок свои продукты на основе open-source компонентов (с открытым кодом). А многие предприятия-заказчики, в том числе с госучастием, приняли решение закрывать задачи путем самостоятельной разработки и сформировали под это штат IT-специалистов.
При взаимодействии с вендором важно сразу понять вектор его развития. Западные поставщики предлагали российским заказчикам комплексные продукты, которые могли закрыть все основные бизнес-процессы. Отечественным решениям нужно время, чтобы нарастить сопоставимую функциональность. Так что клиентам нужно рассматривать не только само ПО в моменте, но и планы, и возможности вендора — то есть его дорожную карту — с учетом своих потребностей.
Второй пункт — продукты необходимо апробировать в рамках реализации бизнес-сценариев, небольших пилотных проектов. Любое обновление информационной системы — это стресс для сотрудников. Им нужно переучиваться и перестраивать свою работу. Поэтому важно, чтобы между отечественным и западным решением, которое компания использовала раньше, была минимальная разница с точки зрения интерфейсов, подходов организации процесса, способов организации семантического слоя и так далее.
Как следствие, в выборе платформы должен участвовать не только IT-отдел, но и будущие пользователи, например, финансовый департамент. Их усилия понадобятся, в том числе чтобы сформировать бизнес-сценарии для пилотов и оценить функциональность и удобство. Это позволит сделать процесс внедрения максимально быстрым, с минимальным сопротивлением со стороны конечных пользователей.
Третья рекомендация — учитывать нефункциональные требования, в первую очередь — производительность для конкретного класса задач. Ряд процессов вроде аллокации затрат или интегрированного планирования требуют высоконагруженных вычислений. И, наконец, последний совет — обращать внимание на наличие у вендора экосистемы. Если у компании один или два партнера-интегратора, могут возникнуть дополнительные риски при внедрении, сопровождении и развитии системы, связанные с ограниченной конкуренцией. В Polymatica отмечают, что большая сеть партнеров, сформированная за 13 лет работы — одно из ее важных преимуществ.
Система открытости: ключевые особенности EPM от Polymatica
Задолго до EPM Polymatica вывела на рынок платформу для ad-hoc аналитики — инструмент, который позволяет «на лету» анализировать большие массивы данных. Программные продукты с самого начала были заточены на работу с миллиардами строк. Это сопоставимо с возможностями международных технологических гигантов. Опыт построения высоконагруженных вычислений, подтвержденный клиентами, стал важным дифференциатором для Polymatica и на рынке EPM-решений.
Постепенно к аналитическим инструментам добавились дашборды для визуализации. Параллельно Polymatica начала усиливать свою аналитическую функциональность и развивать платформу для работы с искусственным интеллектом, в том числе с моделями машинного обучения. Поэтому бизнес-решения, которые Polymatica предлагает клиентам сегодня, выходят за рамки классических систем для управления эффективностью — в них уже нативно встроены инструменты продвинутой аналитики.
Владимир Севрюков отмечает, что Polymatica делает открытую для партнеров и заказчиков систему. Некоторые вендоры, в том числе западные, используют внутри платформ собственный язык для построения расчетных моделей, обработки данных. Учить его специалистам — зачастую долго и не всегда выгодно. Это способствует искусственному привязыванию их к поставщику (и, соответственно, работодателю) — здесь можно говорить о сокращении вариантов дальнейшего трудоустройства. И, если речь идет о крупнейших глобальных компаниях-разработчиках, обучение потенциально имеет смысл — а вот отечественным вендорам до такой доли рынка еще расти и расти.
В EPM Polymatica все вычисления можно реализовывать на основе встроенного в платформу языка Python. Последний уже стал для IT-индустрии стандартом — по данным индекса TIOBE Programming Community, с 2021 года он занимает первое место по популярности в мире. Использование языка Python в EPM снижает для компании общую стоимость владения программным продуктом, так как на рынке легко найти знающих его специалистов.
Polymatica выпустила релиз новой версии платформы, в которой будет сразу несколько глобальных изменений. Во-первых, в платформе выходит новый более производительный in-memory OLAP-сервер (технология, которая обеспечивает интерактивную аналитическую обработку больших массивов данных в режиме реального времени за счет оптимизированной для чтения и (резидентных) вычислений структуры хранения в оперативной памяти) под названием DATA3, что позволит заметно повысить производительность платформы. Во-вторых — кардинально изменился ее дизайн. Новая версия представляет собой бизнес-платформу, в которую, помимо классических EPM-решений, будут нативно встраиваться продукты на базе машинного обучения.
В Polymatica также серьезно доработали и семантический слой. Так называют технологию, которая позволяет в понятном для пользователей виде представлять сложные структуры данных. Новая версия упростит для клиентов переход с иностранного ПО, так как функциональность для структурирования информации максимально приблизится к крупным западным вендорам. Как объясняет Владимир Севрюков, команда осознанно пошла по пути большей похожести на технологических гигантов. Так, импортозамещение будет для заказчиков максимально безболезненным.
Бизнес-платформа 1.0
В 2025 году в Polymatica EPM запланировано множество обновлений, в частности:
- Выйдет бизнес-решение для аллокации затрат.
- Фокус на элементы искусственного интеллекта, которые уже есть в платформе для операционализации работы с моделями машинного обучения и ИИ Polymatica ML.
- Добавятся новые возможности для совместного планирования, чтобы пользователям было проще общаться между собой.
Не сыграть в «черный ящик»: контекст планирования, коллаборации и генеративный ИИ
Исследования показывают — крупнейшие игроки в сегменте EPM сегодня инвестируют в искусственный интеллект. Неудивительно, ведь в условиях высокой волатильности рынков прогнозы строить сложно, а менять их нужно быстро. EPM на основе ИИ делает планирование более надежным и точным. Так что глобальные вендоры проводят исследования, чтобы понять, как эффективно применять методы ИИ для прогнозирования продаж и доходов, оптимизации поставок и трудовых ресурсов.
В Polymatica следуют этому тренду, но не планируют ограничиваться лишь ИИ-решениями для прогнозирования. В компании отмечают, что модели машинного обучения работают как «черный ящик» — многие из них не дают информации, как именно получен результат. Из-за этого модель может в какой-то момент незаметно снизить точность. Соответственно, ее нужно контролировать с помощью специальных инструментов для повышения прозрачности и интерпретируемости ИИ. Они помогают выделить факторы, которые в первую очередь повлияли на выходные данные.
Отход от жестких практик планирования
С развитием мобильных технологий, социальных сетей и интеллектуальных чат-ботов мышление людей и подходы к взаимодействию с окружающей средой меняются.
Еще одно направление для развития — контекст планирования. Представьте, что вы строите в системе финансовую модель и добавляете в нее показатели, а платформа сама подсказывает, какие цифры должны стоять в смежных ячейках. Реализовать эту концепцию помогает все тот же семантический слой. Очевидная выгода для заказчика — ускорение процессов.
Последний тренд, который отмечают в Polymatica — генеративный искусственный интеллект. Он дает возможность планировать в режиме естественного языка. В этом случае пользователь сможет ставить чат-боту внутри EPM задачи в свободной форме. Например, «построй прогноз продаж на ближайший месяц» или «выведи на экран динамику изменения показателя EBITDA». Система сама способна распознать естественный язык, сформировать запрос, подобрать релевантные датасеты, показать нужные таблицы или сделать визуализацию.
В Polymatica уже начали НИОКР по встраиванию генеративного ИИ в бизнес-платформу. Но описанный сценарий — это все-таки среднесрочный горизонт планирования.
«Для нас реализовать такую функциональность — не какая-то непосильная задача. Однако мы очень аккуратно относимся к введению новых технологий. Сначала мы проверим, корректно ли работает инструмент, а также насколько он производительный и удобный для пользователя. Только потом выпустим его на рынок», — резюмирует Владимир Севрюков.