Трансформация онлайн-продуктов для детей
Современные родители-миллениалы — это последнее поколение, которое выросло без смартфонов в руках. Сейчас дети растут в другой среде и с раннего возраста взаимодействуют с гаджетами: задают вопросы голосовому ассистенту Алисе, сами находят и включают любимую музыку или видео, играют и учатся в планшете. И контент — визуальный, аудиальный и игровой — развивается вместе с потребностями юных пользователей: становится интереснее, разнообразнее и полезнее.
В последнее время все больше родителей обращаются к развивающим онлайн-продуктам. Причин тому несколько.
Первая — смена привычного потребления контента. Внутренние исследования Плюс Детям показывают, что время в играх становится более предпочтительным для ребенка, чем время, проведенное за просмотром мультфильмов. При этом, что интересно, современные дети предпочитают не просто просматривать мультфильмы, а активно управлять собственной игрой. Например, за год дети посвятили более 1,166 млн часов нескучной учебе в приложениях для дошкольников «Сказбука» (0+) и «Рисовайка» (0+).
Вторая причина заключается в том, что, несмотря на желание родителей быть максимально вовлеченными в воспитание детей, их свободное время и возможности ограничены. Постепенно, чтобы выделить время на решение личных дел и избежать выгорания, взрослые начинают частично делегировать обучение и развлечение ребенка. Так, например, в сервисах для чтения, прослушивания или просмотра контента, а также edutainment-приложениях учеба и игры идут рука об руку, предоставляя возможности для всестороннего развития.
Например, приложение «Рисовайка», запущенное в декабре 2023 года, помогает детям развивать творческие способности. В приложении появилось шесть новых разделов интерактивных раскрасок с известными персонажами, среди которых — герои мультсериалов «Синий Трактор» (0+), «Барсукот. Очень зверский Детектив» (6+), «Цветняшки» (0+) и «Ми-ми-мишки» (0+), а также талисман Континентальной хоккейной лиги.
Не меньший вклад в помощь родителям вносят и голосовые ассистенты: например, помогают следить ребенку за расписанием занятий или напоминают о чистке зубов. Так, более 55% пользователей в месяц пользуются специальными возможностями Алисы для детей (0+). Чаще всего дети обращаются к Алисе, чтобы послушать детскую музыку, поговорить с ней обо всем, что интересует, задать ей каверзные вопросы, послушать сказки и поиграть с ней в игры.
Цифровые сервисы становятся помощником для родителей в самых различных жизненных ситуациях, включая семейные поездки с детьми. По данным Яндекс Путешествий, чаще всего (80%) россияне с детьми отдают предпочтение внутреннему туризму по России. Топ-3 направления в 2024 году — Сочи, Москва и Санкт-Петербург. А на одного пользователя детского тарифа Яндекс Go в среднем в год пришлось 7,3 поездки.
Как современные платформы способствуют развитию ребенка?
На протяжении всего периода взросления дети проходят различные стадии психоэмоционального развития, и в каждом возрасте им важно получать определенные знания и навыки. Именно поэтому контент для детских сервисов создается и подбирается с учетом возрастной психологии и физиологии ребенка, в том числе «зоны ближайшего развития». Немаловажны также безопасность и предпочтения маленького пользователя.
Все игры разрабатываются с учетом актуальных исследований в области когнитивных наук. Так, согласно исследованию, опубликованному в Scientific Reports, выявлена положительная взаимосвязь между временем, проведенным за видеоиграми, и ростом интеллекта. Эксперты предполагают, что наибольший вклад в развитие интеллекта вносят механики по решению логических и творческих задач. Аркадные (короткие и при этом интенсивные) игры, где необходимо быстро реагировать, напротив, скорее тренируют рефлексы и повышают общую возбудимость ребенка.
Яндекс Плюс объединил детские приложения в опции «Детям», которой воспользовались около 3,4 млн подписчиков с момента запуска. В их разработке участвуют психологи, методисты, геймдизайнеры и родители. Учитывается множество аспектов: какие задачи доступны дошкольникам, как у них развита моторика, какие задания помогают ребенку отдохнуть между получением знаний или мотивируют узнать новое. Перед выпуском игры проходят плейтесты с детской аудиторией, где выявляются и корректируются ошибки и проблемы игровой логики.
Что родителям важно в детском контенте?
Эксперты считают, что просмотр мультфильмов, фильмов и мультсериалов полезен для детей. Видеоконтент легко вовлекает ребенка в обучение новому благодаря интересным сюжетам, яркой картинке и запоминающимся героям. Самые маленькие могут выучить цифры и буквы, а старшие — улучшить знание иностранного языка, просматривая мультфильмы на языке оригинала. Мультфильмы развивают визуальную память, помогают различать цвета и размеры, а также способствуют развитию эмоционального интеллекта и воображения. Наблюдая за персонажами, дети осваивают эмоции, учатся сопереживать и принимать себя и других со всеми особенностями внешности и характера, что формирует здоровую самооценку и эмпатию.
Фильмы, сериалы и мультфильмы помогают взрослым хорошо провести время с близкими, а подрастающему поколению — найти общий язык с ровесниками и родителями. Так, по данным Кинопоиска с ноября 2023 по октябрь 2024 года 14,5 млн подписчиков Плюса просмотрели более 506 млн часов семейного и детского контента. Самыми популярными фильмами и мультфильмами стали: «По щучьему велению» (6+), «Три богатыря и Пуп Земли» (6+), а также «Баба Яга спасает мир» (6+). А самыми просматриваемыми мультсериалами — «Три кота» (0+), «Маша и Медведь» (0+), «Леди Баг и Супер-Кот» (6+).
Слушая аудиоконтент, дети развивают воображение и фантазию, потому что им нужно самим представлять то, о чем рассказывается. Эти навыки помогут ребенку как в дальнейшем обучении, так и в жизни в целом, давая возможность находить нестандартные решения. Так, по данным Яндекс Музыки, за 12 месяцев пользователи прослушали 402 млн часов колыбельных, песен и подкастов с ноября 2023 года по октябрь 2024 года. А в среднем за год на одного подписчика пришлось 23 дня прослушивания детского аудиоконтента. Самыми популярными стали «Маша и Медведь. Песенки. Часть 2» (0+), мелодии Ансамбля Детские Песни из сборника «В гостях у сказки» (0+) и «Фиксипелки 2. 20 любимых песен фиксиков» (0+).
Аудиоконтент учит детей усваивать информацию на слух и анализировать ее. Сначала у ребенка работает непроизвольное внимание, и он запоминает только что-то интересное или необычное. Но по мере взросления детям все чаще нужно внимание произвольное, когда голос воспринимается не как фон, а как источник знаний. Это один из самых полезных навыков для подготовки к школе, где учителя в основном объясняют что-либо вслух. Такое внимание нужно развивать и тренировать, и здесь аудиоконтент играет очень важную роль.
Чтение книг помогает детям расширить кругозор, познакомиться с новыми предметами и явлениями, развить речевые способности, учит размышлять и анализировать. А совместное чтение также способствует укреплению связи с ребенком, позволяет обсуждать с детьми сложные темы, связанные с эмоциями, личными границами, взаимоотношениями, вопросами морали и нравственности. По данным Яндекс Книг, в среднем читатель детской литературы провел за книгами 15 дней за год. Сказки остаются среди любимых жанров детей. В топ самых популярных книг сервиса вошли сразу два произведения Андрея Усачева: «Собачка Соня на даче» (6+) и «Знаменитая собачка Соня» (6+). А в числе лидеров по числу прочтений и прослушиваний оказались сборник историй Лианы Шнайдер «Конни в детском саду» (6+) и еще одна книга Андрея Усачева — «Умная собачка Соня» (6+).
Для того, чтобы совместно проведенное время приносило больше пользы, психологи советуют опираться на интересы ребенка и возрастные рекомендации при выборе досуга. Вместе с детьми полезно разбирать реплики персонажей или сценки из просмотренного, прочитанного и прослушанного, делиться своим мнением и отвечать на вопросы ребенка. А затем обсуждать обычные события вашей жизни, приводя в пример ситуации, поступки и факты из мультфильмов, фильмов, книг и подкастов. Важно поддерживать занятия детей, связанные с их любимыми персонажами — родителям стоит подключиться к игре и придумывать приключения вместе.
Совместный досуг хорош не только дома, но и за его пределами. По данным Яндекс Афиши, родители с детьми чаще всего ходят на театральные постановки и цирковые шоу, а в зимний сезон больше всего билетов покупают на новогодние елки и катки.
Безопасная цифровая среда как ключевое требование родителей
Сильная методическая экспертиза в развитии и обучении, экосистемность, качество и разнообразие контента — все это значимо для родителей, пользующихся детскими сервисами. Однако в первую очередь важна безопасная среда. Сейчас наблюдается тенденция к снижению возраста появления у ребенка первого гаджета, и если ранее его получали в среднем в семь лет, то у детей поколения W он появляется в среднем в трехлетлем-шестилетнем возрасте. В связи с этим растет потребность в контенте, соответствующему возрасту ребенка и без рекламы.
На сегодняшний день в Яндексе зарегистрировано 1,4 млн детских аккаунтов. Для них по умолчанию включается семейный режим с расширенной фильтрацией в Поиске, а также другие возрастные ограничения в разных сервисах Яндекса. Причём за 2024 год число аккаунтов увеличилось в 2 раза: было создано более 700 000 профилей. Согласно Вордстат, в топ родительских запросов в Яндексе вошли: «безопасность», «развитие ребенка», «подготовка к школе», «аудиосказки для детей».
Таким образом, полезный и безопасный контент позволяет современным родителям избежать гиперконтроля и выстроить более доверительные отношения с детьми, предоставляя им больше самостоятельности. При этом функция таймера в детских приложениях помогает ребенку не засидеться с гаджетом: родители могут сами установить длительность игрового сеанса, после чего игра отключится, а дети вернутся к привычным офлайн занятиям.
Таким образом, современная цифровая среда может быть и безопасной, и развивающей, что убедительно доказывают сервисы Яндекса. Доступность и качество контента стремительно растут и сегодня уже достигли того уровня, когда «придумать, чем заняться с ребенком» означает в первую очередь «выбрать подходящий вариант полезного и развивающего времяпрепровождения». Потребности детей и запросы родителей изменяются вместе с технологическим развитием, и, судя по данным, интерес к качественным цифровым сервисам для детей в ближайшем будущем будет только расти.