Финишные условия: как «Лига Героев» помогает компаниям укрепить свои коллективы
Мужчина средних лет — легко представить его в костюме и при галстуке за солидным офисным столом — выбирается по канату из ямы с жидкой грязью и бросается к здоровенному бревну на распорках. В его взгляде читается упорство, с каким в бизнесе воплощаются прорывные идеи. А рядом крепкий парень с модной татуировкой на предплечье берет другое препятствие — рукоход с толстыми перекладинами, трудными для захвата. Он сосредоточен, будто занят решением сложной задачи, которую нельзя бросить…
Так в сентябре 2024 года в Подмосковье на территории горнолыжного клуба Леонида Тягачёва завершался очередной сезон «Гонки Героев». И если 11 лет назад на первый забег, прошедший в Алабино, вышли всего 300 человек, то теперь «Гонка Героев» собирает более 50 000 участников в 14 городах России.
«Никаких других целей, кроме как развивать массовый спорт, сделать большое количество людей адептами здорового образа жизни и сделать их чуть-чуть счастливее, у меня не было, — рассказывает руководитель проекта Ксения Шойгу. — Эта цель по-прежнему осталась». Каждый год аудитория «Лиги» растет на 20–30%. Чем больше участников, тем сложнее запросы, поэтому множатся и форматы активностей.
«Гонка Героев» — экстремальный забег с препятствиями по пересеченной местности — остается ключевым мероприятием. Но по массовости ее уже превзошел полумарафон «ЗаБег.РФ». В этом году, помимо России, он прошел в 15 странах на трех континентах под брендом One Run. Это состязание уже дважды (в 2020 и 2021 годах) вошло в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший полумарафон с синхронным стартом. А у «Гонки Героев» появилась городская версия — Urban. «Если классическая «Гонка» — это в основном офисные работники, которым иногда хочется вырваться на природу, то на Urban приходят люди креативного склада, моложе по возрасту. Например, блогеры и бьюти-специалисты. Первая история более мужская, вторая — более женская, поскольку очень фотогенична», — объясняет Ксения Шойгу. Чисто отраслевой вариант — это «Банковский чемпионат», созданный по запросам корпоративных клиентов, желавших посоревноваться не только на рыночном поле, но еще и на открытой площадке в рамках спортивных дисциплин. Новинка от «Лиги Героев» — корпоративные эстафеты. «Они придуманы для того, чтобы людям было не страшно бежать длинную дистанцию, — комментирует Ксения Шойгу. — Это одновременно состязательность, взаимопомощь и определенная коммуникация между участниками команды».
А еще у «Лиги» есть Trail Run — бег по пересеченной местности, экстремальность которого усилена вечерним временем, Poseidon — соревнования-заплывы на открытой воде, La Strada — велосипедные гонки по городским улицам или загородным трассам и бездорожью, лыжные гонки, «Лига Путешествий» с разнообразными активностями от бега до сплавов, для которых выбираются вдохновляющие природные локации России и зарубежья. Благодаря проекту Hero League Training (любые категории участников и виды тренировок в парке или в зале, после работы или в выходные) тысячи человек ежегодно влюбляются в спорт. Если говорить о корпоративном аспекте, то на сегодня к мероприятиям «Лиги Героев» подключились более 1450 различных организаций. Мы поговорили с представителями трех, входящих в число лидеров на своих рынках, — Альфа-банка, VK и «Авито».
Марат Исмагулов: В мероприятиях «Лиги Героев» мы участвуем второй год подряд. В прошлом году у нас было самое масштабное участие в «Гонке Героев»: поехало около 100 человек — IT-специалисты, блок малого бизнеса, курьерская доставка, юристы и многие другие. Для нас важно, что люди из разных подразделений начинают общаться неформально. И особенно здорово, когда те, кто были не знакомы до гонки, становятся друзьями.
У нас в компании есть такое понятие, как «Альфа-ДНК». Обычно мы о нем говорим внутри банка, про бизнес-процессы, когда мы не сдаемся, а напористо идем до конца. Не в нашем сознании и понимании не сделать что-то на 100%. Даже в тяжелых условиях наши ребята не сдаются, так как не хотят подвести команду. Я еще ни разу не слышал от них: «Все, больше никогда». Эта та самая «Альфа-ДНК», которая проявляется в сложном преодолении дистанции. Поэтому в дальнейшем у нас есть серьезное желание продолжать участвовать в этом проекте и почаще побеждать в нем.
Николай Никонов: Мы уже были на турнирах в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, в этом году — на «Гонке Героев Urban» в Москве. К проектам «Лиги» у нас присоединяются сотрудники абсолютно разного возраста. Самому взрослому около 50 лет, а самым молодым 21 год. Мы комплектуем взводы в первую очередь исходя из желания коллег, хотя принято ориентироваться на уровень подготовки. Но многие говорят, что готовы бежать с любым сотрудником и в любой команде.
Команда сильна настолько, насколько крепко ее самое слабое звено. На последней нашей гонке, чтобы пройти финальное испытание, команда должна была финишировать в полном составе — 10 человек. Одному участнику было очень тяжело, парень держался из последних сил, но не сдавался. А команда, хотя между собой большинство ребят не были знакомы, поддерживала товарища. В итоге парень сумел сделать нужный рывок, что позволило нам выйти на третью позицию и занять призовое место.
Уверен, что общие сложные задачи и большие цели сближают людей. Пройти вместе гонку с препятствиями — отличная возможность, для того чтобы проверить свои силы и ощутить значимость командного духа. Эффект удивительный: ты испытываешь счастье и теплые чувства и к самому проекту, и к своим коллегам, с которыми бежал. Возможно, кто-то из ребят возвращается в проект именно для этих эмоций, а кто-то — с целью стать частью команды, которая может побеждать не только в бизнесе, но и в спортивной сфере. Также отмечу важный плюс для нас: гонка проходит во многих регионах. Те, кто не может приехать в Москву (хотя и такие у нас были), участвуют в своих субъектах. Для такой федеральной структуры, как Aльфа-банк, это важно. Чем шире будет география гонки, тем и наше участие в этих мероприятиях будет чаще.
Мы постоянно проводим опросы HR-менеджеров и сотрудников компаний, выходивших на гонки. Первое, что мы слышим, — это сильно поднимает коммуникации внутри коллектива. Особенно когда участвуют люди из разных отделов, которые мало общаются друг с другом. После гонки коммуникации меняются. Это дает большой буст корпоративной культуре. Второе — такой опыт сильно влияет на слаженность действий, работу в команде. И помогает находить ответы на вопросы: кто мы? куда идем? к чему стремимся?
Мы развиваем спорт в компании уже много лет и верим, что это помогает нам успешно работать над проектами с многомиллионной аудиторией. У наших сотрудников высокая умственная нагрузка, и важно чередовать ее с физической, чтобы быть максимально продуктивным. Именно поэтому одно из направлений нашей программы благополучия полностью посвящено здоровью и спорту — в офисах VK есть тренажерные и спортивные залы, мы обеспечиваем компенсацию занятий и, конечно же, развиваем команды по различным видам спорта.
Ранее наши сотрудники участвовали в полумарафоне «ЗаБег.РФ» и добивались индивидуальных побед, а теперь мы уже второй раз вышли на «Гонку Героев» корпоративной командой. Решили, что хотим стать частью этого события, потому что сотрудникам это интересно и полезно.
Для нас важно объединять людей, чтобы они помогали создавать и развивать бренд VK. Участие в соревнованиях влияет на эту цель и создает прочные связи между сотрудниками разных подразделений, профессий и городов. Например, в соревнованиях «Лиги Героев» принимают участие несколько команд, которые носят название VK, но состоят из сотрудников разных продуктов, таких как «Дзен», «Почта Mail», «VK Видео», Tarantool, RuStore и других. Таким образом коллеги знакомятся, проводят совместные тренировки с тренером в течение трех месяцев и лучше узнают друг друга. К стартовой линии они подходят сплоченной командой, которая легко взаимодействует как во время мероприятия, так и после — в рабочей обстановке в офисе.
Наше сообщество спортсменов внутри VK составляет уже более 5000 человек — кто-то занимается как любитель, кто-то поддерживает профессиональный уровень подготовки, но неизменным остается эмоциональная связь сотрудника, команды и компании. Например, после «Гонки Героев» мы получили 20 сообщений с благодарностями и подробным рассказом о том, как это было, — сотрудники говорят, что, несмотря на мозоли и ссадины, хотят участвовать снова.
По правде сказать, когда «Лига Героев» начиналась, я не рассчитывала на такое успешное развитие массового спорта в России и уж не мечтала, что мы будем одной из флагманских компаний, которые это делают. Например, полумарафон «ЗаБег.РФ» мы придумали, поскольку было желание как-то красиво открывать сезон. А теперь это очень большое мероприятие: в мае 2024 года — более 180 000 участников с синхронным стартом по всей стране! Мои ожидания оправдались, наверное, на 500%. Корпоративные эстафеты пока прошли в Москве и Санкт-Петербурге, но точно будут и в других городах-миллионниках: мы видим, что этот формат зашел. Вообще интерес прежде всего зарождается у тех компаний, где руководители уделяют много внимания персоналу. А мероприятия «Лиги Героев» все-таки про команду и взаимопомощь. И конечно, это весело.
В нашей компании очень популярны спортивные ивенты. Мы постоянно выезжаем на различные соревнования, забеги, велогонки, теннисные турниры, футбольные матчи. И участвуем во многих мероприятиях «Лиги Героев». Уже третий год подряд подключаемся к «Гонке Героев Urban». А в этом году впервые вышли на «Гонку Героев»: к участию приглашались все, вне зависимости от уровня подготовки, и на соревнование поехали целых три команды. Самым масштабным для нас стал «ЗаБег.РФ» — сразу во всех городах, где у нас есть офисы: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Самаре.
Коллектив «Авито» стремительно растет — сейчас это уже более 10 000 человек. Число участников спортивных мероприятий тоже увеличивается и насчитывает уже больше 1100 человек. Включаются сотрудники всех подразделений, чаще всего из департамента продаж. Возраст бывает разный, в среднем 25–27 лет, но есть и старше. Мы берем на соревнования всех желающих, и хотя кому-то нелегко даются такие испытания, всегда остаются исключительно положительные эмоции. Драйв, адреналин, командный дух, чувство сплоченности — все, чем мы дорожим в «Авито».
Многие после соревнований продолжают общаться и вне работы. Конечно, это положительно влияет на бизнес-процессы, и не только потому, что при возникновении совместных проектов люди уже знакомы. Для сотрудников участие в мероприятиях «Лиги» — это способ попробовать себя в чем-то новом, подтянуть физическую форму, испытать совместные эмоции с коллегами; для компании — возможность проявить заботу о них, развить командные навыки. «Лига Героев» — это в первую очередь про командную работу и поддержку, что является частью нашей корпоративной культуры. Такие активности помогают сотрудникам развивать себя как физически, так и ментально. А следовательно, укрепляют персональную мотивацию и лояльность к компании.
Мы гордимся своими ребятами и их подходом к соревнованиям. Наши ожидания абсолютно оправдались: выяснилось, что мы умеем слаженно работать еще и в спорте, сохраняя при этом экологичную коммуникацию. Наши сотрудники обожают командные активности, поэтому в дальнейшем мы продолжим свое участие в «Лиге Героев» и других спортивных мероприятиях. Это абсолютный мэтч, который приносит пользу всем участникам процесса. И очень полезная практика для любой компании.
«Лига Героев», если говорить об организаторской части, сама по себе очень сплоченная команда, которую, наверное, можно уже назвать семьей. Это все субъекты Российской Федерации и большая международная деятельность. «Гонку Героев» мы уже проводили в Азербайджане и в Германии, сейчас идут переговоры об организации «Гонок» в Турции, Бахрейне, Катаре. Наш заплыв Poseidon, по всей вероятности, в скором времени пройдет в Бразилии. А One Run в 2025 году должен состояться, как мы планируем, более чем в 30 странах.
В ближайшей перспективе, за 3–5 лет, если все будет развиваться такими темпами, я надеюсь дойти до 1 млн участников в год. Мне кажется, это вполне реалистичная для меня цель — и для нашей команды в целом. Если говорить про долгосрочные планы, я бы хотела, чтобы забеги были в каждой стране мира. Ну или почти в каждой. Может быть, это безумие, но я постараюсь.