К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Интуиция растущих вложений: можно ли уравновесить ожидания, риски и расчеты

Фото: AKG Legal
Фото: AKG Legal
Совмещение предпринимательской, управленческой, инвестиционной и юридической практики — нечастый пример на рынке. Мы поговорили с инвестором, акционером нескольких компаний, партнером коллегии адвокатов AКG Partners Maкcимoм Кaгaнcким о том, как сейчас вкладываться в бизнес-активы и выстраивать их развитие.

По словам Кaгaнcкoгo, в постиндустриальном обществе становится все больше инвесторов, уходящих от узкой специализации, принадлежности к одной компетенции, конкретной нише. Сам он — разноотраслевой предприниматель, нетипичный по меркам даже этой бизнес-когорты. Президент инвестиционной компании «Вектор», владелец сети фитнес-клубов Pride Fitness®️ , акционер-инвестор московского ТРК «Атриум» и председатель совета директоров сети спортивных магазинов Desport (бывший «Декатлон»). Наконец, партнер и руководитель практики финансово-инвестиционного консалтинга московской коллегии адвокатов AКG Partners. «Практики действительно разные, но каждая работает по основным правилам бизнеса, — подчеркивает Maкcим Кaгaнcкий. — В этом и миссия инвестора-предпринимателя, когда ты видишь в объекте не просто актив для вложений с ожиданием роста, но и готовый бизнес для развития».

— Изменилось ли за прошедшее время ваше видение интересов и задач инвестора? Кто такой российский инвестор сейчас?

— Инвестор — это не тот, у кого есть лишние деньги, а тот, у кого есть интуиция растущих вложений, основанная исключительно на профессиональном опыте. Каждое вложение для инвестора — это и затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов, и финансирование в совместные и ассоциированные предприятия, и расходы на поглощение других компаний. Инвестиции для меня — это способ помочь интересному проекту расти быстрее либо своевременный источник финансирования для обновления компании, которая еще может показать результат, так как спрос на ее продукцию уже сформирован. Навыки предпринимателя можно развивать и оттачивать всю жизнь, а вот инвестор должен обладать интуицией и способностью быстро анализировать. По сути, инвестор — это закаленный кризис-менеджер, ведь тренды волнами приходят и уходят, а бизнес должен держаться.

Сегодня инвестор — еще и ориентир настроений бизнеса, на него смотрят. Это значит, что у него должно быть в первую очередь с самим с собой соглашение: где он живет и работает, там и отдыхает, и тратит деньги. Это и есть намерение строить свое будущее в своей стране. Это сделать вполне реально, тем более в России. К примеру, за счет национальных проектов по развитию внутреннего туризма появляются новые территории для вложений, такие как Дальний Восток, который становится популярным местом для наших граждан и гостей.

В целом, осталось два типа инвесторов. Венчурные капиталисты видят большой потенциал в активе и финансируют его с задачей получения доли в перспективе — это классическая лига «старой школы». Бизнес-ангелы высматривают стартапы в акселераторах, они готовы вложиться в них на ранних стадиях. Мне ближе первая модель, когда я сам могу изучить продукт, его характеристики, возможную емкость рынка, видеть ключевые цифры, чтобы просчитать динамику изменений. Что касается стартапов, то оценки большинства из них перегреты, а сегодня инвесторы не готовы идти на такие высокие риски.

— Инвестиции — это всегда ожидания, а значит, и расчеты, и риски. Реально ли здесь найти баланс? Если от неопределенности не избавиться, то как можно ее предусмотреть?

— Деньги должны быть постоянно в обращении, несмотря на спады, кризисы. Инвестиции — это всегда риск даже для опытного инвестора. Для получения дополнительной доходности ты на него идешь сознательно, инвестируя в инновации, стартапы, создающие новые рынки, и компании, темп роста которых значительно опережает инфляцию. Но вы правы, рынок инвестиций — это не только про риски, но и про ожидания: сработает ли модель, технология, и будет ли проект коммерчески успешным. Здесь и включается интуиция инвестора, которая как флюгер направляет в неопределенности. А неопределенность в сделке может наступить в любой момент, тут прямо пропорциональная зависимость от новостей и договоренностей, из-за которых возникают и колебания курсов, движения на рынке.

Хороший урок риск-менеджмента преподала пандемия, а затем и санкционный режим перестройки. В условиях вынужденного отказа от посещения общественных мест и предприятий, таких как торговые центры, спортивные клубы, салоны, кинотеатры, бизнес ежечасно терпел убытки. Pride Fitness выстоял этот период благодаря правильному управлению недвижимостью — здания клубов находятся в нашей собственности.

— Какими были ваши ожидания при входе в бывший «Декатлон», сейчас Desport? Что вам с партнерами понадобилось изменить, перестроить, чтобы расчеты могли оправдаться?

— Desport — российский ретейлер мультибрендовых спортивных товаров c 30 магазинами по всей России. Бренд умеренно начал развитие после непростого ребрендинга. Приобретая актив, мы столкнулись с крупноформатными торговыми объектами в «уставшем» состоянии, которые требовали качественного обновления. Помимо этого, пришлось перестраивать практически все: от позиционирования до управленческой модели. Нам было важно не допустить дефицита ассортимента и сбоев в поставках, чтобы, приходя в Desport, покупатель мог выбрать футболку любимого бренда своего размера либо иметь возможность заказать ее через официальный сайт магазина с доставкой к себе домой в Челябинск, Хабаровск или Пензу. А когда у вас товаров более чем для 60 видов спорта, количество артикулов переваливает за 26 000, а внутренние IT-системы не поддерживают бизнес-процессы компании, то можно столкнуться с трудностью. И нам пришлось буквально перевернуть все процессы в доставке, проработке клиентского пути, сервисе, чтобы сделать простой, доступный, быстрый интернет-магазин.

Важно, что мы не проводили реорганизацию команд и смогли сохранить рабочие места за теми людьми, которые трудились еще до ухода французского бренда. Результаты мы видим уже сейчас: нам удалось выдержать сроки по вводу магазинов — сейчас работают все 30, — отстроить заново управление логистикой и входящим товаропотоком торговой сети, так мы значительно оптимизировали доставку товаров от поставщиков на распределительные склады в регионах. Бизнес все это должен был проделать в закулисье, чтобы не потерять покупателя на пути к заказу.

— Каждая инвестиция в бизнес-активы — это все равно что новый проект или же существует некая унифицированная модель?

— Для инвестора нет унифицированной бизнес-модели, каждый раз разрабатываешь все с нуля. Первое правило: чтобы объект смог отбить вложения и принести доход, сперва нужно создать понятную конструкцию ее заработка. Ну и не сбрасываем со счетов, что мы уже перешли к сетевому стандарту управления, когда внутри компании выстраивается не иерархия, а если привести пример, то улей равных, в такой среде формируются и новое, и непопулярное, но работающее. Второе правило: убедиться, будет ли польза от проекта для конкретного человека и в целом для общества. По принципу полезности у нас работает каждый объект, а при прямом взаимодействии с человеком по-другому не получится.

Взять нашу сеть Pride Fitness — сегодня это спортивное пространство для всей семьи, чтобы даже при плотной занятости родителей в будни, семья могла вместе проводить время с пользой для здоровья. И эту ценность понимает и взрослый, и ребенок. Вообще семья мотивирует работать как можно лучше. Но при этом мы не упускаем, что фитнес-клубы как бизнес-продукт плотно завязаны на спортивных, бытовых привычках человека: на его силах — воле, дисциплине, самоорганизации; и на его слабостях — цейтноте, недомогании, больших расстояниях, иной приоритетности. И здесь бизнес простраивается как опора, вне трендов, вне политики, а именно как спортивная среда и инфраструктура рядом с домом. «Спорт есть здоровье» — это ядро маркетинга в нашем случае.

Наконец, третий и крайне важный момент: проект не будет успешен, если не сформировать команду профессионалов, которой можно делегировать задачи и быть уверенным в решении этих задач в нужный срок и на должном уровне. То есть профессионалов не только исполнительных, но и самостоятельных, инициативных — в этом и заключается компетентность. Лично мне с командами повезло.

— Если возвращаться к юридической практике, верно ли, что такая интеграция знаний и опыта повышает точность и результативность инвестиций?

— Здоровый бизнес может существовать только в партнерстве. Мое присоединение к известной и опытной коллегии адвокатов как раз об этом. Крупный бизнес требует надежного инвестиционного плеча, чтобы сделка состоялась и была выгодным приобретением, а не обременением для ее бенефициара. Все чаще у владельцев бизнеса возникают вопросы: нужно ли допускать нового инвестора в состав акционеров или выгоднее продать бизнес третьему лицу, а может быть привлечь кредитное финансирование. Никто не хочет совершить ошибку ценою собственной доли в компании — а это реальный риск, о котором нужно помнить. В коллегии на правах руководителя практики инвестиционно-финансового консалтинга я помогаю доверителям в лице акционеров или собственников подобрать стратегию по сохранению, масштабированию его бизнеса, либо по его продаже.

— Что бы вы могли посоветовать, исходя из своего опыта: как выстраивать отношения с деловыми партнерами?

— Сейчас в стране вновь появилось окно возможностей, которое возникает после или во время кризиса. Воспользоваться им смогут только те, кто научился строить партнерские отношения. И здесь возникает довольно болезненный для российского предпринимателя фактор доверия. Тяжело российскому бизнесу перестраиваться от договоренностей на словах к детальной проработке условий на бумаге. Увы, «честное купеческое слово» более не страховка компаньону по бизнесу, поэтому партнерам нужно проговаривать, прорабатывать свои деловые отношения. Так или иначе, этому придется научиться.


Реклама
ИП Каганский Максим Евгеньевич

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+