Упаковать успех: как работает франшиза детских центров Wow!Land
Дмитрий Кургуз по образованию судомеханик и начинал карьеру в море. Затем несколько лет посвятил развитию в сетевом маркетинге — именно там он научился ключевому для построения бизнеса навыку продаж. В 2019 году Дмитрий открыл первый собственный парк развлечений для детей в Севастополе, в 2021 году — первую точку по франшизе. Сегодня сеть насчитывает 55 партнерских точек в России, Казахстане, Молдове и Азербайджане, а в плане на 2024 год расширить сеть до 80 развлекательных центров по всему миру.
Детский праздник с помощью технологий: что предлагают центры WOW!Land
Интерактивные комнаты внутри центров WOW!Land представляют собой то пространство, где гости — как взрослые, так и дети — с помощью касаний могут менять окружающую среду: оживлять свои рисунки, сражаться подушками с динозаврами и зомби, проходить через лазерный лабиринт, быть героями мультфильма или игры, бегать по лаве или играть в футбол виртуальным мячом.
Одними из оснований для перспективности ниши являются как число детей, так и развитая культура праздновать дни рождения вне дома — в развлекательных центрах и с привлечением аниматоров.
По данным Росстата на начало 2024 года, в России проживает порядка 17 млн детей в возрасте от 3 до 13 лет, и, по собственным подсчетам WOW!Land, емкость рынка детских праздников вне дома в России может составлять порядка 17 млрд рублей в год (при среднем бюджете на праздник порядка 9500 рублей).
По данным Franchiza.ru, в 2023 году франшизы с инвестициями в 1–3 млн рублей занимали 36% рынка, при этом число желающих инвестировать эту сумму в бизнес по франшизе выросло с 15 до 21%. Таким образом, франшиза WOW!Land развивается в высококонкурентном сегменте рынка: порог входа составляет 2,5 млн рублей при окупаемости в среднем за год; роялти составляет 7%, паушальный взнос — от 500 000 до 700 000 рублей в зависимости от численности населения города, где открывается точка сети. При этом 90% будущих франчайзи не имеют предпринимательского опыта. Прибыль с одной точки WOW!Land составляет до 600 000 рублей. Средняя чистая прибыль у партнера — 297 000 рублей в месяц.
Таким образом, WOW!Land, соединив стремительно развивающиеся компьютерные технологии и собственную бизнес-систему, сформировала услугу, за которой дети и родители возвращаются снова и снова, некоторые до 8 раз за год. «Более 1 млн счастливых детей за год — одна из наших целей на 2025 год», — говорит основатель WOW!Land Дмитрий Кургуз и делится базовыми признаками франшизы, которая работает.
1. Убедиться, что у франчайзера есть работающая система в основе бизнес-модели
Второй собственный парк развлечений для детей Дмитрий целенаправленно открыл в другом городе — Симферополе. Так он учился строить систему, которая обеспечит устойчивость точек без необходимости быть все время рядом.
С успехом собственных парков — проводилось до 98 праздников в месяц, более трех в день — пришло понимание построения системы в бизнесе и то, что львиную часть задач в нем можно делегировать.
Кургуз продал свои точки и начал масштабирование по франчайзингу. Предприниматель принимал непосредственное участие в запуске порядка 20 первых точек партнеров — самостоятельно помогал с наймом персонала, маркетингом, продажами и проведением праздников, что позволяло видеть все слабые и сильные места бизнес-процессов и сразу улучшать систему.
«Идея сама по себе не обеспечит успех бизнеса, важно качество ее реализации. Если коротко: система важнее, чем продукт. Франшиза WOW!Land строится так, что мы передаем весь свой опыт и опыт партнерской сети, оформляя его в пошаговое обучение, контролируем, даем обратную связь и снова контролируем, при этом не находясь в системе партнера, — рассказывает Дмитрий Кургуз. — Это позволяет партнеру расти, так как он сам принимает решения, и мы можем с каждым более качественно и плотно сотрудничать».
«Прибыль наших партнеров может отличаться, но ключевым фактором является то, что они зарабатывают деньги», — говорит Кургуз.
2. Научиться продавать до старта бизнеса по франшизе
Продажи — навык, которому можно научиться и научить других. Продажи — то, что позволяет клиентам покупать, а партнерам-франчайзи зарабатывать. Все владельцы точек WOW!Land сдают экзамен по продажам и затем обучают своих администраторов.
«На первых этапах мы допускали ошибку, позволяя партнерам открываться и продавать праздники практически на любой стадии готовности бизнеса. Сейчас мы не разрешаем точке стартовать, пока нет хотя бы одного администратора, который будет качественно общаться с клиентами — совершать продажи», — поясняет Дмитрий Кургуз. Это позволяет собственнику с первых дней учиться управлять предприятием, а не увязать в операционке.
3. Разобраться в бизнесе самостоятельно
Владелец франшизы тщательно изучает потенциальных партнеров, чтобы сотрудничество имело шансы на успех. «Обучение потенциальных франчайзи я провожу лично. Изначально было предусмотрено офлайн-обучение, потом перешли в онлайн-формат. С осени мы планируем вернуться в формат «живых» встреч — они дают возможность быстрее получить представление о человеке, понять, подходит ли он по духу нашей команде», — отмечает Кургуз. И признается, что одобряет в среднем 3 из 10 потенциальных партнеров — если считает, что человек подходит по ценностям.
Каждому потенциальному партнеру очень важно разобраться в бизнесе, который он для себя рассматривает. Пообщаться с действующими партнерами, узнать, какие у них выручка и прибыль, получить обратную связь о работе управляющей компании, какая поддержка оказывается и т. п. В конце концов, пообщаться с основателем сети. Нужно понять, насколько вам откликается то, о чем говорят партнеры и основатель.
4. Не сдаваться, быть упорным, несмотря на трудности
Нередко предприниматели пасуют перед трудностями, не испробовав все возможные варианты.
«Не нужно поддаваться унынию и опускать руки, если что-то пошло не так. Когда я искал инвестора для открытия одной из первых точек, 28 переговоров были неуспешными, а 29-й инвестор дал согласие», — вспоминает основатель WOW!Land.
Дмитрий Кургуз убежден, что с помощью франшизы он передает свой навык предпринимательства и система компании настроена на то, чтобы партнер WOW!Land мог самостоятельно вести бизнес. Чтобы каждый партнер чувствовал себя спокойно, даже если в его городе работают конкуренты. Дмитрий и сотрудники управляющей компании еженедельно проводят встречи со всем пулом партнеров, на которых они оказывают консультационную поддержку как в практических бизнес-вопросах, так и в связанных с построением предпринимательского мышления — оно очень важно для устойчивости бизнеса. Помимо визионерских встреч, в компании практикуют разборы кейсов партнеров несколько раз в неделю, на них франчайзи делят на группы в зависимости от уровня оборота точки.
5. Развиваться не только как предприниматель, но и как личность
По мнению Дмитрия Кургуза, нередко предприниматели стагнируют из-за остановки в личностном росте. И тогда решению проблем в бизнесе способствует работа с собственным мышлением, освобождением от различных предубеждений, которые появляются у нас с самого детства. Он добавляет, что выступает для партнеров как наставник и в чем-то психолог, помогая со сложностями, через которые прошел сам.
Научить партнеров расти и развиваться самостоятельно Дмитрий Кургуз видит своей ключевой задачей в компании. Для него очень важно, чтобы партнер умел решать сложные вопросы, которые возникают в процессе управления бизнесом. «Если за ребенка все делать, не давать падать, пусть и расшибая коленки, все время держать на руках — он так и не научится ходить. В бизнесе все аналогично», — такого принципа придерживается основатель сети Дмитрий Кургуз.