Российский фондовый рынок переживает бум размещений. После вынужденной паузы в 2022 году, когда состоялось только одно IPO, в 2023 году на биржу вышло 7 компаний. Второй результат за всю историю современной России: в 2021 году на бирже было проведено сразу 10 первичных размещений. По оценкам Московской биржи и Минэкономразвития, до конца 2025 года на IPO могут выйти еще около 40 компаний. Растет и количество частных инвесторов. Только на Московской бирже суммарный объем вложений частных инвесторов вырос в январе 2024 года на 18% по сравнению с январем 2023 года и составил 63,4 млрд рублей.
Рост аппетита со стороны инвесторов и эмитентов продиктован эффектом отложенного спроса в 2022 году, сокращением возможностей для инвестирования за рубежом и высокой ставкой ЦБ, стимулирующей активность эмитентов на первичном долевом рынке. При этом компании продолжают свое развитие, в рамках которого есть потребность и в долговом капитале, — органический процесс, отразившийся в данных Банка России, согласно которым объем выпусков корпоративных бондов в 2023 году вырос на 5 трлн рублей, или 26,5%, — этот прирост стал самым значительным за 10 лет. Частные инвесторы вложили в этот инструмент в 2023 году до 514,8 млрд рублей. Для сравнения: годом ранее — всего 251,2 млрд рублей. Такая ситуация предъявляет особые требования и к площадкам, и к организаторам размещений.
Индивидуальный подход
Организатор должен обладать полнотой информации о всех возможных инструментах и вариантах работы и на бирже, и на внебиржевом рынке, уметь подобрать необходимую опцию в зависимости от конкретных потребностей клиента.
«Мы сделали особый акцент на первичном рынке, как долевом, так и долговом, — рассказывает генеральный директор ИФК «Солид» Павел Гоцев. — Сегодня мы предлагаем комплексные решения по привлечению капитала для юридических лиц и с удовольствием знакомим с ними эмитентов». Примером такого подхода стало первичное размещение привилегированных акций ПАО «Светофор Групп» на Санкт-Петербургской Валютной Бирже (АО СПВБ).
Санкт-Петербургская Валютная Биржа была выбрана как площадка с максимальным количеством лицензий и большим количеством сервисов, включая брокерское обслуживание, депозитарий, расчетный депозитарий, собственный клиринг.
«Выбор этой биржи обусловлен ее стремлением поддерживать компании малой и средней капитализации, а также задачами и высокими амбициями конкурировать в секторе ценных бумаг. Нас подкупили технологичность СПВБ, оперативность принятия решений, гибкий подход в работе с клиентами и лояльные требования к эмитентам», — говорит Александр Студенский, руководитель управления рынков акционерного капитала «Солид Брокер».
Для «Светофора» был выбран совершенно новый путь размещения ценных бумаг путем предоставления доступа к приобретению привилегированных акций через брокера. 24 мая 2024 года на Санкт-Петербургской Валютной Бирже начались торги привилегированными акциями ПАО «Светофор Групп». Было обработано более 100 заявок, результат которых составил 110% спроса.
«Мы предложили вариант реализации сделки с дебютным размещением на площадке СПВБ, — отмечает Александр Студенский. — Ранее подобных сделок не совершалось, конечно, это был вызов и для нас, и для эмитента, но опыт показал, что спрос на такое размещение есть». Эмитенты получили еще одну возможность для привлечения средств на рынке, а инвесторы — новую бумагу.
Грядущие перспективы
Успешное размещение привилегированных акций ПАО «Светофор Групп» — проект, который стал очередным шагом в реализации стратегии «Солид Брокер», направленной на развитие инструментов финансирования для компаний малой и средней капитализации, рассказывает Александр Студенский.
«Возможность размещения ценных бумаг должна быть доступна всем компаниям, которые стремятся расти и быть открытыми с инвесторами», — уверен эксперт. До размещения «Светофора» у «Солид» уже был опыт организации первичного размещения акций, в частности компаний: «Кармани» и «Мосгорломбард». «Но каждый случай индивидуален, каждое из размещений не похоже на предыдущее», — уточняет Павел Гоцев.
Новые размещения важны в первую очередь для развития экономики и для эмитентов, которые получают доступ к новым инструментам и новым возможностям. Организаторы и брокеры, используя инфраструктуру финансового рынка, предлагают своим клиентам широкий спектр решений, точно отвечающих потребностям компании-эмитента. С другой стороны, «инвестору важна возможность выбора, доходности, удобства», утверждают в «Солид Брокер».
По словам Гоцева, в планах компании новые продукты: ЦФА, различные варианты облигаций. В «Солид» видят потенциал в новых инструментах.
«К сожалению, часто эмитенты не могут качественно развиваться в силу сложностей самостоятельной организации процесса по привлечению капитала. В итоге компании своевременно не привлекают необходимые им ресурсы, рост замедляется или прекращается. Цель организатора при участии эмитента — решить эту задачу», — объясняет Павел Гоцев. Пример «Светофора» показывает, что компетентный организатор может найти решение, которое поможет в зависимости от конкретной ситуации.
Ознакомиться с информацией, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законодательством, а также с условиями управления активами, получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, и иную информацию можно на сайте solidbroker.ru