Эволюция красоты: новые тенденции в области омоложения и гармонизации внешности
— Вы пришли в пластическую хирургию более 15 лет назад. Как за это время изменилась эта сфера, какие тренды вы сейчас наблюдаете?
— Изменения за последние 15 лет колоссальные. В первую очередь появились новые технологии, которые существенно расширили возможности врачей и пациентов, повысили безопасность процедур. Из трендов я бы выделил запрос на бьютификацию, наша клиника одной из первых в России ввела этот термин. Бьютификация — это отступление от шаблонного подхода к внешности в сторону гармонизации черт лица пациента с сохранением естественности, персональной изюминки. Я бы добавил, что это авторский взгляд хирурга, позволяющий подчеркнуть ваши достоинства, раскрыть потенциал. Наибольшим спросом бьютификация пользуется среди молодых людей, которые пока еще не думают об омоложении, но придают огромное значение вопросу самопрезентации.
— Как меняются запросы пациентов и их приоритеты при выборе процедур?
— Все меньше пациентов сегодня приходят с фотографиями моделей и говорят: «Хочу так же». Люди больше склоняются в сторону естественности, предпочитая кардинальным изменениям гармоничный подход к улучшению внешности. Многие устали от шаблонов, перестали бояться своих врожденных особенностей — напротив, стремятся выгодно их подчеркнуть.
В целом я бы выделил три важнейших запроса: на естественность, индивидуальность и функциональность. Один из самых распространенных, пожалуй, — желание восстановить «не уставший» вид. Поэтому сейчас так популярны блефаропластика и эндоскопические методики: принцип метода не в подтяжке кожи, а в перемещении тканей лицевой маски. В результате гармоничные черты лица появляются без деформации, влияния на мимику и каких-либо видимых следов хирургического вмешательства.
— Большинство решившихся на пластику людей, «идет на врача». На что стоит обращать внимание, выбирая «своего» хирурга, и насколько важен выбор клиники, в которой он работает?
— Выбирая «своего» хирурга, надо убедиться, что у вас совпадают представления о прекрасном. Это не менее значимый момент, чем опыт и квалификация специалиста. У каждого пластического хирурга свой уникальный почерк, и в ходе знакомства вы можете обнаружить, что по-разному видите конечный результат — это совершенно естественно.
Конечно, необходимо обращать внимание и на сервис, техническое оснащение клиники: вы должны как минимум испытывать психологический комфорт и не бояться процедур. Даже если на первичной консультации у пластического хирурга вы поймете, что между вами «не сложилась химия», он сможет посоветовать подходящего вам коллегу из той же клиники.
— Изменилось ли среди ваших пациентов соотношение между мужчинами и женщинами? Их запросы сильно различаются?
— Женщин среди пациентов по-прежнему больше, но мужчины в целом стали обращаться чаще. Многие из них уже не стесняются говорить, что прибегли к пластической операции по омоложению — сейчас эта тема не так табуирована, как 10–15 лет назад.
Самые популярные процедуры среди женщин — эндоскопические подтяжки, блефаропластика, ринопластика, абдоминопластика и маммопластика. Мужчины наряду с теми же блефаропластикой и ринопластикой часто интересуются исправлением дефицита проекции подбородка — мы видим растущий запрос на создание более маскулинного образа.
— Приезжают ли к вам пациенты из других стран? Как они вас находят и каким образом вы организуете процессы их сопровождения и реабилитации?
— Российская школа пластической хирургии — одна из сильнейших в мире, к нам приезжают не только из ближнего зарубежья, но и из США, Европы, Китая. Находят через сарафанное радио, благодаря нашим активностям, репутации клиники. Принципиальных отличий в подходе к зарубежным пациентам у нас нет. Мы точно так же предлагаем им полный спектр услуг, включая реабилитацию, — находимся с ними в контакте после выписки, координируем дальнейшее восстановление.
— Несколько лет назад Пушкинский музей и РНИМУ имени Пирогова проводили совместный образовательный проект для пластических хирургов — он включал лекции по искусству, базовые занятия по рисунку. Насколько, на ваш взгляд, важен художественный взгляд для пластического хирурга? Какими другими качествами он должен обладать?
— Конечный успех зависит от его внимания к деталям. А художественный взгляд как раз помогает замечать мельчайшие нюансы и создавать безупречные образы.
Другой важный момент — способность хирурга коммуницировать с пациентами, слышать их запросы, доходчиво доносить нюансы, чтобы у них складывалось корректное представление о результатах операции. Многие пациенты испытывают страх, дискомфорт. Хирург, как главный проводник на пути их преображения, должен быть с ними «на одной волне».
— Какой вы видите пластическую хирургию через 5–10 лет? Какие «технологии будущего» используете в клинике уже сегодня?
— Пластическая хирургия постоянно развивается, интегрируя новые технологии и научные достижения. В ближайшие годы можно ожидать процесс ее конвергенции с другими областями медицины, она еще больше сдвинется в сторону междисциплинарного подхода и однозначно будет безопаснее и эффективнее.
Жизнь хирургов, думаю, существенно облегчит искусственный интеллект — за счет сбора и систематизации огромных пластов информации и предоставления независимого мнения.