Ума палата: почему ЖК «Новые академики» продолжает традицию домов для интеллектуалов
«Новые академики» возводятся на улице Кржижановского — в районе, который можно назвать самым научным в Москве: восемь вузов, Российская академия наук, множество НИИ. Но название комплекса связано не только с локацией. Его концепция ориентирована на молодых представителей современных интеллектуальных профессий — тех же академиков, только с интернетом и нейросетями. Среди них как успешные специалисты из IT, высокотехнологичных и наукоемких производств, так и топ-менеджеры, выстраивающие глобальные процессы в международных компаниях.
Замысел авторов проекта — при всей суперсовременности (над проектом работала нидерландская UNStudio, известная своими футуристичными идеями) сохранить в планировках все ценное из примеров, обращаясь к традициям места и картинам жизни профессоров МГУ в их светлых «сталинках». По словам гендиректора компании «Главстрой» Андрея Васильева, в ЖК «Новые академики» лучшие образы классики соединяются с решениями будущего.
Академик Алексей Щусев, создавший многие знаменитые здания Москвы, считал, что подлинный стиль рождается из «сочетания новых конструктивных принципов с проработкой формы, питаясь насущными потребностями жизни». Один из его шедевров — Дом архитекторов на Ростовской набережной. Когда в 1934 году готовился проект ее застройки, то зданию была отведена главная роль в задуманной эффектной панораме. Щусев задался целью сочетать классические решения с идеями и потребностями нового времени — «с учетом органической связи внешней архитектуры с внутренним содержанием здания и помещений». В начале 1930-х в Советском Союзе разворачивалась индустриализация, преображались большие и малые города, и талантливых архитекторов ценили очень высоко. Их экспериментами в строительстве восхищались не только на родине, но и во всем мире. Моссовет выделил Союзу архитекторов СССР землю на территории бывшего Ростовского подворья. Сохранившаяся здесь церковь XVII века подсказала Щусеву идею полукруглого здания — он решил бережно «обойти» храм и для этого выбрал форму дуги. В 1939 году 11-этажный дом принял первых жильцов — в том числе лидеров советского конструктивизма братьев Весниных.
Он получился для своего времени стильным и практичным: лаконичный, но торжественный фасад, просторные квартиры внутри — по две на одной этажной площадке, что обеспечивало приватность. Спустя 20 лет обветшавшая церковь была снесена, а сам дом достроили по краям — сделали боковые крылья. До сих пор здесь живут архитекторы и дизайнеры. Это во многих смыслах выигрышная локация, не говоря уже о возможности любоваться фантастическими закатами по вечерам, а по утрам встречать такие же рассветы.
Еще один проект Щусева — Дом академиков, один из старейших образцов сталинского ампира, построен в форме гигантского трехгранника на пересечении Ленинского проспекта (бывшей Большой Калужской улицы) и улицы Академика Петровского. Трудно поверить, но когда-то тут была тихая столичная окраина. В 1934 году из Ленинграда в Москву переехала Академия наук СССР — и постепенно все изменилось. «Большая Калужская — это улица московских ученых, — сообщалось в книге «Точка на карте». — Здесь находятся многие институты и лаборатории АН СССР, жилые дома, в которых живут ученые. Окраины Москвы стали как бы воротами в город». Щусев планировал построить целый академгородок, но успел завершить только Дом академиков и здание Института генетики (застройка района продолжилась после его кончины).
С одной точки зрения 12-этажный кирпичный жилой дом кажется простым. С другой — изящным, благодаря элементам ар-деко в авторской интерпретации. «Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию», — считал Щусев. Готовые секции здания начали заселять в 1939 году, свой окончательный облик оно обрело в конце 1940-х. На 10 подъездов всего 145 квартир. Среди знаменитых жильцов были геолог Владимир Обручев, математик Иван Петровский, физик Сергей Капица, другие выдающиеся ученые и, разумеется, сам Алексей Щусев — дважды академик (Императорской Академии художеств и АН СССР).
Переместимся на Ломоносовский проспект. Связь дома №14 с самым известным вузом страны видна сразу — башни с портиками, богатый декор, фронтоны, арки в подъездах и так далее. Дом преподавателей МГУ был построен в 1952–1954 годах по проекту Якова Белопольского — главного архитектора юго-западной планировочной зоны Москвы. Застройка этого района велась с учетом того, что здесь будут жить управленцы и интеллигенция. Здание на Ломоносовском проспекте вышло настолько передовым и эффектным, что писатель Николай Евдокимов выбрал его в герои своего рассказа: «Мотя любила сидеть на подоконнике и смотреть с восьмого этажа на просыпающуюся улицу. Отсюда, сверху, все казалось игрушечным, новым. Трава в сквере перед домом была ярко-зеленой, свежей; тротуары, только что политые дворниками, будто зеркальные, отражали и здания, и деревья, и людей... Мотя очень гордилась, что живет именно в этом доме. Даже остановка автобусов и троллейбусов называлась в честь Мотиного дома: «Дом преподавателей МГУ». Центральная часть здания насчитывает 14 этажей, крылья — по 10 этажей. Комфорт начинается с внутреннего двора. Квартиры — просторные, с высокими потолками и проходными комнатами, спланированные так, чтобы жильцы могли устроить себе и гостиную, и спальню, и рабочий кабинет.
Если у Дома преподавателей есть второе, неофициальное, имя — Дом с башнями, то у Дома атомщиков на Большой Тульской улице их несколько: дом-корабль, «Титаник», лежачий небоскреб — из-за длины почти в 400 метров. Он был создан по заказу Министерства среднего машиностроения СССР для работников атомной промышленности и энергетики. По стилю это так называемый советский модернизм: массивный, функциональный, воплощающий образ жизни большого города. Строительство дома началось в 1972 году, и его проект был едва ли не самым прогрессивным для того времени. На нижних этажах, между опорами-ножками, обеспечивающими проходы к подъездам на другой стороне, — полная инфраструктура: гастроном, сберкасса, почтовое отделение, ЖЭК, различные магазинчики и сервисы, от ремонта обуви и часов до изготовления ключей. Внутри — экспериментальная система вентиляции, продуманная шумо- и теплоизоляция, пожарная сигнализацияв каждой квартире.
На последних 12–13-х и 14–15-х этажах были обустроены двухуровневые квартиры — одни из первых в Москве. Архитектор Владимир Бабад ранее занимался сооружением атомных реакторов, что отразилось в жилом доме: здание имеет углы не 90 градусов, а 87 и 93, благодаря чему обладает повышенной устойчивостью. Строили его сразу с двух сторон: сначала южные и северные подъезды и только потом — центральные.Архитектурная эпопея на 1000 квартир завершилась в 1986 году. К тому моменту появилось ироничное название «Дом холостяка» — неженатым здесь выдавали маленькие однокомнатные квартиры, в которых завести семью было нереально.
Создатели жилого комплекса «Новые академики», наоборот, задумали сделать лучший дом для семей в Москве. Более того — дом, не спорящий со средой. «Архитектурное воплощение данной концепции стремится к гармоничному соединению современных жилых пространств с природным окружением, — дает свою оценку главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Конструкция строится вокруг ядра проекта — парка. Он становится не только ландшафтным акцентом, но и центральной точкой для общественных мероприятий, создавая уникальное сообщество в сердце города».
Два корпуса переменной высоты от 2 до 39 этажей будут объединены двухэтажной аркой и подземной парковкой на 475 машино-мест. Здесь появятся 71 000 кв. м жилья, собственный детский сад и поликлиника, каскадные террасы, лобби с комьюнити-зоной для жителей, фитнес-центр на верхних этажах с панорамными видами. «Концепция данного проекта поддерживает дух места, ценности и образ жизни интеллигенции и научного сообщества, оказавшие влияние на развитие района, сформировавшие его исторический контекст и атмосферу. При этом жилой комплекс наполнен современной инфраструктурой и умными сервисами», — поясняет гендиректор компании «Главстрой» Андрей Васильев. Квартирография более чем разнообразна: помимо традиционных квартир в неоклассической планировке, предлагаются квартиры с террасами, пентхаусы, лофты, двухэтажные квартиры. Жильцам, таким образом, будут обеспечены семейный комфорт и чувство гармонии — когда образ жизни совпадает с местом жизни. Тот же принцип, что и у академика Щусева: архитектура как оболочка жизни должна отражать ее формы.
С проектной декларацией можно ознакомиться на сайте.