К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Надежда Оберемок, Сбер Бизнес Софт: «Наша IT-платформа меняет бизнес»

Надежда Оберемок, Сбер Бизнес Софт: «Наша IT-платформа меняет бизнес»
Последние годы отмечены активным импортозамещением IТ-технологий для бизнеса. Один из ведущих разработчиков отечественных решений — Сбер Бизнес Софт, чьими облачными сервисами для автоматизации бизнес-процессов и продуктами на основе технологий искусственного интеллекта пользуются уже тысячи бизнесов в разных отраслях, от торговли до госсектора. О том, чем отличаются передовые IТ-разработки для бизнеса, каков реальный процесс их внедрения и как сделать сложные технологии удобными для ежедневных задач, поделилась в интервью Надежда Оберемок, генеральный директор Сбер Бизнес Софт.

«Мы обеспечили высокую масштабируемость решений»

— Надежда, у вас обширный опыт работы в Сбере. Расскажите, пожалуйста, как он привел вас к руководству IТ-компанией Сбер Бизнес Софт?

— Еще в студенчестве я заинтересовалась высокотехнологичными темами. Конечно, пришлось пройти определенный путь к инновационной деятельности: сначала я руководила обслуживанием частных клиентов в одном банке, потом в другом работала с корпоративными клиентами, затем перешла в Сбербанк. Развитие моей карьеры было связано с работой в разных направлениях. Это и операционная деятельность, и продажи с сервисной поддержкой, и развитие бизнеса, для эффективной работы которых необходимо было ускорять и совершенствовать бизнес-процессы, постоянно расширять автоматизацию, внедрять инновационные технологии.

Сбербанк, будучи одним из самых высокотехнологичных банков в Европе и мире, уже много лет назад начал переход к разработке собственного ПО и цифровых платформ для обеспечения эффективности собственных процессов. Уже в 2017 году 85% всех продуктов, которые использовал банк, создавались внутри Сбера.

Одной из таких платформ стала SberCRM, созданная внутри Сбера для оптимизации процессов и управления взаимоотношениями с корпоративными клиентами банка и партнерами. Основной целью новой платформы было вывести на качественно новый уровень клиентский опыт, процесс ведения продаж, ускорить и упростить взаимодействия с клиентами. Требования к CRM-системе были высокие: это и обеспечение безопасного хранения данных, и высочайшая ежедневная нагрузка, и принцип микросервисной архитектуры для доработки системы под нужды разных подразделений, и автоматизация сквозных процессов для работы со сделками, и интеграции с разными каналами коммуникации для единого сбора обращений клиентов. 

Надежда Оберемок
Надежда Оберемок
генеральный директор Сбер Бизнес Софт

Понимая, какой эффект платформа оказывает на все критически важные для бизнеса процессы, мы захотели поделиться своей экспертизой с рынком. Ведь у бизнеса похожие задачи — привлекать и удерживать клиентов, предлагать им наиболее востребованные товары и услуги, повышать финансовые показатели, структурировать работу команды и снижать операционные издержки. Все это можно эффективно реализовать с помощью CRM, но, к сожалению, проникновение таких систем в России, по разным оценкам, всего порядка 20%, тогда как в ряде других стран этот показатель достигает 85%. Именно поэтому одной из наших целей было продемонстрировать аудитории возможные бизнес-решения и показать их преимущества. В связи с уходом зарубежных CRM-систем и сервисов многие компании начали поиск альтернативы среди российских разработчиков. Мы очень горды тем, что наши готовые цифровые решения постепенно становятся достойной заменой ушедших сервисов и помогают сделать бизнес наших клиентов еще более успешным. 

Так была создана IТ-компания Сбер Бизнес Софт, где мы реализуем на практике идею разработки инновационного ПО и его внедрения в российских компаниях любого масштаба и предприятиях госсектора по всей России. Выйти на конкурентный рынок CRM-систем и начать воплощать в жизнь порой узкоспециализированные запросы клиентов в первую очередь помогла наша команда, которая формировалась и наращивала свои интеллектуальные мощности в области искусственного интеллекта и IТ-разработок в течение многих лет. 

С одной стороны, платформа SberCRM позволяет импортозамещать Microsoft Dynamics CRM, Salesforce, Oracle Siebel и другие западные системы, что актуально для крупнейших предприятий. В то же время для малого бизнеса в SberCRM есть коробочная облачная версия, а для предприятий среднего размера возможна кастомизация платформы под потребности конкретного бизнеса.

— В первую очередь Сбер Бизнес Софт занялся функциональностью CRM. Но очень быстро вы пошли дальше — к каким результатам удалось прийти?

— Глубоко понимая потребности клиентов и благодаря партнерству с банком, мы постепенно пришли к развитию отраслевых решений и созданию дополнительных сервисов на единой платформе. Наращивая опыт, все глубже погружаясь в особенности отраслевой специфики бизнеса, а также анализируя запросы от потенциальных клиентов, мы стали создавать продукты, адаптированные или уже «преднастроенные» для ключевых отраслей российского бизнеса. Например, сейчас у нас четыре нишевых SberCRM — для сферы услуг, оптовой торговли, недвижимости и даже для сбора дикоросов. 


Наша платформа — это не только стандартная CRM для коммерческих подразделений. SberCRM — это пространство для организации совместной работы ключевых внутренних служб, например, для юристов, логистов, маркетологов, финансистов: с его помощью можно выставлять и оплачивать счета, отслеживать согласование договоров, графики загрузки менеджеров, оптимизировать маркетинговые кампании, планировать ресурсы предприятия (ERP). Использование базовых инструментов автоматизации позволяет сокращать порядка 50% (а с применением технологий искусственного интеллекта еще больше) времени на рутину, а также значительно повышать успешность сделок, так что затраты на CRM быстро окупаются.


В SberCRM, помимо классического функционала, уже встроены или могут быть интегрированы дополнительные сервисы, в том числе продукты на базе технологий ИИ. Например, конструктор для создания AI-ассистентов СберБизнесБот, который способен вывести клиентский сервис на абсолютно новый уровень. Это готовое коробочное решение, которое можно подключить к своим процессам и настроить, применив конкретные профильные сценарии, буквально за час. У AI-ассистента есть преднастроенные сценарии для любых отраслей и самых разных клиентов — он работает в рознице, медицине, госсекторе, где есть огромная потребность в работе с входящими обращениями. Или, например, рекомендательная система СберЛид, которая быстро интегрируется, адаптируется под специфику бизнеса и позволяет настраивать и выводить товарные рекомендации в разные каналы без дополнительной доработки сайта. 

Наши партнеры с удовольствием делятся своими достижениями — это и значительный рост интереса клиентов ко всей линейке продуктов или сервисов компании, и повышение конверсии в покупку до 15%, и упрощение работы с документацией в десятки раз. Главный результат для нас именно в этом: тысячи клиентов работают в наших сервисах каждый день, и это вдохновляет команду непрерывно улучшать их, расширять функционал и максимально соответствовать самым высоким ожиданиям.

СберЛид — платформа для персонализации сайта, которая приводит к значительному повышению уровня конверсии в продажу за счет создания индивидуальных товарных рекомендаций, триггерных рассылок и всплывающих окон. На рынке онлайн-продаж даже повышение на 3–4% — очень серьезный результат, а у клиентов СберЛид рост может достигать 14% и выше.

— О каких основных технологиях идет речь? 

SberCRM является одной из передовых цифровых платформ, для создания которой мы вдохновлялись лучшими примерами мировых систем такого класса. Во всех наших решениях — актуальный и надежный технологический стек, который делает работу особенно удобной, бесперебойной и безопасной.

Наши продукты можно развернуть как в облаке, так и на собственной инфраструктуре клиентов (on-premise) или же в гибридном варианте. Все зависит от потребностей клиента и особенностей инфраструктуры. В приоритете мы чаще предлагаем рассматривать реализацию в «облаке», поскольку это удобно, выгодно и, что очень важно, — безопасно, так как вендор обеспечивает соответствующий уровень защиты. Наш отдел внедрения полностью сопровождает клиентов и помогает им переносить данные, настраивать процессы, интегрировать их с другими системами.

Мы мотивируем клиентов работать в облаке, потому что это дешевле, эффективнее, быстрее и удобнее с точки зрения адаптации под потребности бизнеса, развертывания системы, ее обновления и сопровождения.

Вторая особенность SberCRM — это low-code («низкий код») и no-code (без кода) подходы. Благодаря гибкости и легкой адаптации системы для отдельной компании нужные изменения в систему можно вносить без помощи программиста. Представим, что заказчик хочет добавить в воронку продаж несколько специфичных для него этапов — согласование с юристами и/или финансистами, несколько видов коммерческих предложений. Раньше это могло бы потребовать привлечения профильных специалистов и увеличилось бы время разработки, а благодаря гибкости платформы мы можем моментально сконструировать процесс любой сложности. 

Раньше IТ-системы, как правило, были монолитными, фронтальные сценарии в них были жестко связаны с моделями данных. Чтобы что-нибудь изменить или внедрить дополнительный модуль, требовалось полноценное программирование. Изначально в технологическую основу SberCRM был заложен принцип микросервисной архитектуры, система состоит из множества независимо разрабатываемых модулей с современным гибким технологическим стеком, базой и моделью данных. В результате систему легко развивать и обогащать, адаптировать под потребности бизнеса, снижая временные и финансовые затраты на ее доработку, повышая отказоустойчивость. 

Также мы используем технологию открытого API (интерфейс прикладного программирования), которая помогает без привлечения разработчиков интегрировать CRM, например, с сайтом, ERP-системой клиента и любым другим автоматизированным решением. Конструктор интеграции позволяет делать это без сложного технического задания, без предпроектного обследования и долгих месяцев проектирования. 

Хочется также отметить, что мы активно занимаемся внедрением ИИ-сервисов на нашу платформу CRM. С их помощью, например, клиенты прогнозируют успешность сделок, что помогает фокусироваться только на клиентах, которым с наибольшей вероятностью будет интересна покупка, и экономить ресурсы. На основе знаний о потенциальной успешности сделок ИИ может спрогнозировать объемы выручки за любой отчетный период, например, за квартал или за год. ИИ берет на себя аналитику для разных задач — помогает менеджерам составлять планы продаж, выявлять товары, пополнение которых необходимо на складе, или определять те, которые наиболее популярны у клиентов. Так, например, можно отслеживать изменение спроса «в моменте» и готовить оптимальные предложения для клиентов в зависимости от сезонности, активности конкурентов и других внешних факторов.

Среди других технических особенностей нашего софта — передовые языки программирования, а также мультитенантность, которая позволяет моментально масштабировать решение на миллионы дополнительных клиентских профилей. 

«Мы помогаем рынку изучать и использовать ИИ-технологии»

— Как ваш опыт в сфере искусственного интеллекта отражается на рынке? Для каких целей вы используете ИИ в собственных продуктах?

— В группе Сбер мы занимаемся разработкой готовых продуктов для бизнеса на базе искусственного интеллекта. Наши решения основаны на передовых ИИ-технологиях: предиктивных моделях, компьютерном зрении, обработке естественного языка и других методах. Это прикладные ИИ-продукты, которые нужно лишь адаптировать к отрасли и конкретным бизнес-задачам, в чем клиентам и помогает наша команда. 

Наша компания также занимается развитием и поддержкой партнерских программ с представителями рынка, которые создают продукты и сервисы для ИИ в России. В рамках программы Russia AI Transformation (RAIT, Трансформация России в области искусственного интеллекта), которая призвана помогать масштабированию продуктов ИИ во всех отраслях — как в частном бизнесе, так и в госсекторе, Сбер Бизнес Софт активно взаимодействует с федеральным и региональным бизнесом и госорганами и помогает осваивать ИИ-технологии и применять их в бизнес-задачах. Например, предотвратить дефекты оборудования на производстве, спрогнозировать цены на объекты недвижимости или предсказать спрос на товары в ретейле. Мы делимся экспертизой, выступая идеологами процесса, а также предлагаем собственные продукты с ИИ, которые на практике уже доказали свою экономическую эффективность.

Отдельно хочется отметить, что наши ИИ-технологии не только улучшают бизнес, но и влияют на качество жизни россиян и отвечают ESG-принципам (ESG — от англ. «экология, социальная политика и корпоративное управление»). Один из значимых кейсов в этом направлении мы реализуем вместе с Российским экологическим оператором (РЭО). Наши нейронные сети анализируют снимки со спутников и находят несанкционированные свалки в регионах. Тиражирование этого решения предполагается запустить по всей стране.

Миссия Сбер Бизнес Софт — масштабирование технологий ИИ в России для эффективного развития всех отраслей бизнеса и регионов, и всей экономики страны в целом. Мы работаем над прикладной пользой инноваций и их доступностью для бизнеса. Наши ИИ-продукты уже помогают сотрудникам производств не пропускать дефекты продукции, а агентам по недвижимости прогнозировать объемы удачных сделок. Мы уверены, что ИИ-технологии скоро станут стандартом ведения бизнеса любого масштаба.

— Расскажите про особенно значимые для вас кейсы внедрения?

— Мы всегда стараемся находить индивидуальные решения для наших клиентов, максимально отвечающие их запросам.

Приведу интересный пример проекта с нашим партнером — фармацевтической компанией «Панбио Фарм». Компания обратилась к нам с запросом на создание автоматизированной системы, которая бы не только импортозамещала западное решение, но и значительно улучшала клиентские пути за счет полной адаптации под специфику деятельности компании. За семь месяцев мы создали полноценную CRM-систему для фармацевтики, которой теперь пользуются медицинские представители «в полях» на смартфонах и планшетах. Даже без связи сотрудник может получить в программе полную информацию по любому лекарственному средству и запланированным активностям. Мы добавили в систему специфические модули планирования, отчетности и взаимодействия со смежными подразделениями. В этом кейсе особенно важно, что и при значительном росте количества пользователей и активностей система будет масштабироваться и развиваться, отвечая всем требованиям по надежности, бесперебойности и гибкости настройки нового функционала.

Один из примеров реализации и внедрения ИИ-технологий — это инновационная система прогнозирования спроса для группы компаний «Абрау-Дюрсо». Она позволяет динамически прогнозировать спрос и в зависимости от этого выстраивать внутренние процессы производства, логистики и транспортировки. Эффект от внедрения подобных систем виден практически сразу. Это и снижение объемов утилизируемой продукции, и более точные объемы поставок в магазины, и оптимизация использования складских помещений, и усиление производственных мощностей в сезон особого спроса. 

Одним из примеров отраслевых решений является сервис «Сезоны сбора». Это больше чем бизнес-решение — это комфортная для всех участников система для автоматизации процесса закупок и управления всеми этапами, от приема до переработки дикоросов: грибов, орехов, ягод и лекарственных растений. СRM помогает полностью перевести процессы из наличного, непрозрачного и непрогнозируемого оборота в цифровую цепочку, в которой находятся и сборщик, и посредник, и закупщик. 

— Что касается сектора малого бизнеса — насколько подходят для него ваши решения?

— Мы, можно сказать, рушим привычные представления о том, что современный софт стоит очень дорого и нужен только крупным компаниям. Для микро- и малого бизнеса, у которых нет значительных ресурсов, в большинстве случаев будет достаточно использовать наши коробочные решения, которые можно быстро и легко внедрить. Все наши сервисы, включая SberCRM, финансово доступны даже микробизнесу и самозанятым. Начать пользоваться облачными решениями можно в сжатые сроки, адаптация под специфику процессов занимает буквально несколько часов, а результат можно увидеть уже в первые недели использования. 

Сейчас мы работаем над расширением сервисов цифровой платформы SberCRM до функциональности ERP (планирования ресурсов предприятия). У нас уже сейчас большие наработки в этом направлении, в первую очередь для микробизнеса и малого бизнеса, которым важно получать такие сервисы на единой цифровой платформе. Сегменты средний и выше тоже очень заинтересованы в развитии сервисов ERP, поэтому мы в настоящее время очень активно с этим работаем. 

— В чем заключаются особенность и преимущества решений Сбер Бизнес Софт?

— Мы всегда ставим в особый приоритет сопровождение клиента на всех этапах сотрудничества, стараясь ответить на любые запросы и прийти на помощь в любой ситуации. Для нас очень важен персональный подход, независимо от размера бизнеса партнера, с которым мы работаем. Поэтому мы с радостью помогаем настраивать сервисы, если клиенты не хотят это делать самостоятельно, и использовать весь потенциал функционала по максимуму для решения своих задач. Мы не просто даем клиентам готовый продукт, мы консультируем их, обучаем, помогаем найти оптимальные решения для каждого конкретного запроса.

Работая с крупным бизнесом, мы используем комплексный подход, предлагаем проектное сопровождение, осуществляем бесшовное развертывание и миграцию из legacy (устаревших) систем на нашу. Эксперты Сбер Бизнес Софт помогают разобраться в бизнес-процессах, чтобы не просто зеркально перенести процессы, но и улучшить, оптимизировать их. Уже сейчас у нас много примеров быстрых внедрений по автоматизации в кратчайшие сроки. То, что раньше могло занимать месяцы, сегодня можно осуществить гораздо быстрее и качественнее. Работа с каждым проектом для клиента подразумевает конструирование бизнес-процессов абсолютно нового качества, что дает простор для новых внедрений и масштабирования бизнеса. 

Безусловно, мы сопровождаем все наши внедрения от начала до конца, «end to end». Но есть клиенты, которые самостоятельно полностью разбираются в системе, доступной на sbercrm.ru, и сами конструируют каркас решения либо привлекают нас на отдельных этапах внедрения. Есть те, кто формирует собственные команды и готов автоматизировать весь контур своих бизнес-процессов. В таких случаях мы с радостью обучаем их работе на нашей платформе.

— Не так давно все мы подводили итоги года. Какими они стали для вас как для руководителя?

— Мы очень гордимся тем, что нам доверяют десятки тысяч клиентов из разных сфер и отраслей абсолютно разного масштаба, тем, что они выбирают нашу платформу и с помощью нее успешно развивают бизнес. Приятно, что в этом году мы вышли на новый уровень, голос клиента был услышан, и мы получили несколько знаковых премий, в том числе премию CNEWS как лучшая CRM 2023 года. 

Также в прошлом году мы интегрировали в SberCRM финтех-сервисы Сбера. Это еще одна наша миссия вместе со всей группой Сбер — упростить для предпринимателей работу с критически важными для бизнеса процессами с помощью единой платформы. Связывая сервисы между собой в одном пространстве, мы даем клиентам качественно новый опыт. Например, в SberCRM можно выставить счет контрагенту непосредственно из системы без привлечения бухгалтера и перехода в интернет-банк. Таким образом, из одного рабочего пространства можно работать с договорами, актами, счетами, подписывать их в системе электронного документооборота, запрашивать оплату у контрагентов и в режиме онлайн получать информацию о поступивших платежах. Формировать управленческую отчетность на основании полученной информации, а также проводить интеграции с учетными системами. Мы создаем единое комфортное пространство для клиента, в котором он хочет оставаться, потому что это удобно и выгодно. 

Дальше — больше: мы ставим перед собой глобальную цель — развивать культуру использования цифровых технологий и прикладного искусственного интеллекта для любого бизнеса. Уже сейчас внедрение ИИ увеличивает такие показатели, как скорость, качество, экономическая эффективность, в 5–7 раз. Мы абсолютно убеждены, что применение таких технологий окажет мощнейшее влияние на конкурентоспособность, устойчивость и эффективность бизнеса и даст больше возможностей для его успешного развития. 


Реклама
ООО «СБЕР БИЗНЕС СОФТ»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+