Не только «верить в себя»: почему бизнес-образование становится точкой роста в кризис
Выпускник Высшей школы менеджмента СПбГУ Борис Каптелов работал в Boston Consulting Group и Foodpanda Group, был исполнительным директором Delivery Club, операционным директором сервиса «Юла». С 2020 года Борис занимает должность заместитель вице-президента по рекламным технологиям VK — одной из крупнейших IT-корпораций России. Весной 2023 года он решил, что ему нужно еще поучиться. «Для топ-менеджеров дополнительное образование — это шанс со стороны посмотреть на себя, свою карьеру и бизнес, — объясняет Каптелов. — Вместе с экспертами, коллегами и собственниками бизнеса разобрать лучшие практики российского и глобального рынков и достроить недостающие элементы в рабочих процессах и собственной экспертизе. Понять, что кризисы — это новая норма. И главное — выйти за рамки своего опыта, чтобы получить новый источник вдохновения и мотивации».
Предсказать будущее нельзя, но его можно понимать и создавать, уверен Алексей Калинин, академический директор программы SKOLKOVO Executive MBA (ЕМВА) в Школе управления СКОЛКОВО. Управленческое образование, нацеленное на проактивность, помогает выйти из привычных рамок, воспринимать внешние перемены как возможности, находить способы влиять на ход событий и преобразовывать угрозы в перспективы. Так ли это? Мы поговорили с тремя предпринимателями и топ-менеджерами, которые, несмотря на накопленный опыт, пошли за новыми знаниями и проверили их на практике в турбулентные времена.
«Системное видение — главный инструмент, который я получил в бизнес-школе»
Кризис — отличное время, чтобы задуматься, насколько ты и твои личные качества соответствуют изменившимся реалиям. Сама среда подталкивает тебя к работе над собой и эффективностью своего бизнеса. С первым серьезным кризисом я впервые столкнулся в 2008 году, когда занимался девелопментом жилой и нежилой недвижимости: стоимость обслуживания валютных кредитов выросла многократно, а залоговая стоимость нашей недвижимости и поток арендаторов, наоборот, кратно уменьшились. Мне пришлось управлять бизнесом в режиме «здесь и сейчас». Но одновременно требовался zoom-out, чтобы взглянуть на бизнес со стороны и увидеть пути выхода из ситуации. Когда ты погружен в операционную рутину, крайне сложно увидеть главное в море второстепенной информации. С этим запросом я и пришел на первый поток первой программы ЕМВА Школы управления СКОЛКОВО.
Как говорил Рене Декарт, знание немногих принципов освобождает от знания многих фактов. И в Школе СКОЛКОВО мне дали понимание бизнес-принципов, которые позволяют сразу концентрироваться на главном, не тратя ресурсов на второстепенные задачи. Я начал видеть систему за разрозненными фактами. Например, заметил, что у нас рассинхронизированна система мотивации менеджеров, зарабатывающих на процессе, и акционеров, заинтересованных в результате. Мы пересмотрели систему мотивации. Потом пришлось заменить сотрудников, не готовых работать по новым правилам. Это привело к новым изменениям. Бизнес по своей сути — турбулентная среда, которая постоянно требует умения вычислять значимую информацию и проектировать решения, без системности здесь не обойтись.
Этот подход не просто помог мне разрешить проблемы во всех проектах, которыми я тогда занимался. Я понял, что полученные в СКОЛКОВО знания позволяют не ограничиваться рамками одной индустрии. Это стало началом моей трансформации из коммерсанта в серийного предпринимателя. С 2013 по 2015 год (напомню, это было время нового экономического кризиса) я запустил более десятка проектов в разных сферах, от образовательных проектов и IT-решений для управления недвижимостью до сетевых фитнес-клубов и судебного финансирования. В некотором смысле кризис, точнее смена задач и правил действий, стал постоянным спутником моей предпринимательской активности.
Одновременно с бизнесом я занимался развитием деловых сообществ. Началось все с участия в создании первых сколковских клубов, ставших частью сообщества выпускников бизнес-школы. Потом, в 2017 году, вместе с коллегами из «Сбера» я основал «Клуб Первых», на сегодня объединяющий почти 1000 лидеров бизнеса из десятков стран. В 2018 году — Деловое сообщество клуба «Эльбрус», куда входят победители конкурса «Лидеры России». Меня фантастически вдохновляет, когда на клубных мероприятиях, в личном общении, в клубных приложениях я вижу, как бизнесмены, даже конкуренты, не просто общаются друг с другом, но и формируют пространство взаимного доверия, заключая партнерства, обмениваясь опытом и ресурсами, помогая друг другу выходить на международные рынки. В определенном смысле это «отзеркаливает» тот нетворкинг, что я увидел на программе Executive MBA. Системное видение — главный инструмент, который я получил в бизнес-школе. Я часто вспоминаю высказывание Курта Левина, основоположника социальной психологии: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».
«Образовательные программы — прекрасная возможность пересобрать себя на новом уровне»
Каждый вызов, каждая сложная задача, с которой удается справиться, помогает быстрее и лучше адаптироваться к новым кризисным условиям. Для меня своего рода подготовкой к вызовам пандемийного времени стало слияние сетей «М.Видео» и «Эльдорадо», где я активно участвовала. А успешно справиться с этой работой мне, в свою очередь, помогла программа EMBA.
К 2016 году я уже хорошо знала, что такое реальный бизнес. После вуза мне повезло сразу попасть в компанию «М.Видео», которая первой на российском рынке внедряла многие инновации. Я развивалась вместе с компанией, пройдя путь от оператора кол-центра в 1996 году до директора по управлению поставками, дистрибуцией и логистикой. Мне немного не хватало так называемой executive maturity — управленческой зрелости, чтобы занять топовую позицию. Поэтому я решила получить ее через обучение с другими бизнес-лидерами.
На Executive MBA пришло понимание, что бизнес — это управление парадоксами: ты занимаешься развитием и одновременно сокращением трат, нацелен на результат и в то же время на отношения, работаешь в глубину функции, но не можешь не думать кросс-функционально. Есть мнение, что масштаб лидера можно измерить по масштабу, длительности и сложности проекта. Еще во время моего обучения началось слияние сетей «М.Видео» и «Эльдорадо». Это была огромная работа: компании крупные, со своей сложившейся системой. Важно было не потерять клиентов каждой, объединив бэк-функции, и добиться нужных финансовых результатов. Если, например, что-то пойдет не так с объединением систем ERP, сразу нарушится цепочка поставок — это прямой удар по клиентам. Только в логистике за два года мы решили порядка 150 задач по организации слияния. Мне удалось выдержать напряжение и найти в каждом случае win-win. Без осознания своей силы успех не случился бы.
Хорошо помню задание в СКОЛКОВО, по которому мне пришлось управлять командой мужчин-предпринимателей. Это оказались мощные лидеры, которые жестко конкурировали не только друг с другом, но и со мной. Сначала я ужаснулась, но потом успокоилась, настроилась, и мы пришли к очень хорошему командному результату. Тогда у меня появилось чувство, что я могу справиться с любой ситуацией даже в самой жесткой конкурентной среде. Это чувство меня не раз поддержало во время слияния сетей, и именно мне предложили возглавить объединенную по новой модели команду.
Общение с бизнес-лидерами сильно расширяет представления о мире, ты начинаешь его видеть гораздо более разнообразным и интересным. Это имеет и прикладное значение во время следующих кризисов. Я подружилась со многими сокурсниками — это дает энергию, эмоции и большую поддержку в разных ситуациях. Когда у меня наступило выгорание после пандемии и обновления команды, я снова пошла учиться в Школу СКОЛКОВО — сначала на программу женского лидерства FLOW, а после на «Executive коучинг и менторинг» — и приняла решение сменить профиль деятельности: с операционного менеджера в корпорации на коучинг и консалтинг. Теперь я работаю с небольшими компаниями, помогаю диагностировать и строить надежную базу для развития бизнеса и сопровождаю команды и лидеров на пути к новому уровню сотрудничества и достижения результатов.
Мы все регулярно оказываемся в кризисных ситуациях. И речь не только о внешних кризисах, которые в последние годы идут один за одним, но и о неизбежных внутренних. Образовательные и коучинговые программы — прекрасная возможность взглянуть на себя и «пересобрать» на новом уровне. Главное — не убегать от себя, а искать, как реализоваться в новых условиях.
«Для меня EMBA — это возможность подумать, что и как я могу делать по-другому»
О спокойном времени с возможностью строить точные прогнозы в бизнесе я только слышал. Опыт показывает, что кризисы происходят все чаще, они быстрее разгоняются и заканчиваются или сменяются новыми. Адаптироваться под них помогает концепция lifelong learning, которой многие из нас и так стараются придерживаться. Я окончил Высшую школу менеджмента СПбГУ, получил сертификат CFA. А к 37 годам осознал, что мой карьерный трек прошел через несколько разных индустрий и вторую его половину я хочу провести более осмысленно и осознанно. Для меня EMBA — это возможность в комфортной среде профессионалов подумать, что и как я могу делать по-другому.
Мы еще в процессе обучения, но уже удалось посмотреть на свой карьерный путь со стороны и более трезво оценить его. До сих пор я считал самым ценным опыт в IT, где работаю последние годы: сейчас занимаюсь рекламными технологиями, до этого работал с классифайдами и фудтехом. На программе стало понятно, что опыт в девелопменте и фитнес-стартапе (который я зря недооценивал) позволяет мне смотреть на IT в первую очередь как на бизнес, а не только как на создание технологий.
Я уже вижу практический эффект некоторых идей и подходов. Например, в коммуникациях. В основе любой крупной компании заложены разногласия и конфликты. Главное — не скатываться к обвинениям всех вокруг или, наоборот, не винить во всем себя. Понимание, что в разногласиях обе стороны виноваты примерно 50 на 50, ускоряет поиск конструктивных подходов. Если хотя бы в каждом десятом конфликте стороны будут находить компромиссный выход, а не переводить спор на новый круг обсуждений, скорость принятия решений и развития продуктов вырастет.
Самое ценное в EMBA — среда, в которой мы учимся. Половина из нас предприниматели, вторая — управленцы из крупных компаний. Это позволяет выйти за рамки стен офиса и увидеть, насколько по-разному люди реагируют на обстоятельства. Например, с какой скоростью собственники бизнеса готовы менять процессы, как они относятся к риску. Если в корпорациях отклонение показателей на 2% может вызвать панику, то предприниматель, у которого нет денег даже на обязательные платежи, спокойно планирует запуск нового проекта через месяц. Это вдохновляет и внушает оптимизм.
Средний возраст участников программы — 40–45 лет. Мы прошли уже половину карьерного трека, и финиш не так далеко, он прослеживается достаточно четко, никакого более удачного времени для обучения не будет. Сейчас отличный момент, не хуже и не лучше, чем будет завтра. Это понимание дает позитивное восприятие реальности и веру в то, что в итоге все сложится хорошо.