Диплом из дома: как устроены онлайн-программы бакалавриата и магистратуры ВШЭ
В режиме реального времени
В конце апреля 2022 года должность менеджера по управлению организационными изменениями одной из компаний «Большой четверки» впервые заняла 26-летняя Наталья Мусорина, выпускница Высшей школы экономики: знакомые с рынком консалтинга знают, что в таком возрасте максимум обычно занимают позицию старшего консультанта. Одна из причин стремительного карьерного трека — эффективное образование в «Вышке», позволившее девушке еще до получения диплома устроиться в штат одной из крупнейших IT-компаний, а сразу после завершения учебы получить должность аналитика. И Наталья, и ее однокурсники по офлайн-обучению на факультете бизнес-информатики одними из первых опробовали возможность онлайн-образования, хотя в те годы этот формат еще только формировался.
«Мы изучали на Coursera обязательный онлайн-курс «Теория игр», отдельный раздел математической статистики. Как оказалось, учиться онлайн было намного интереснее — это глубоко проработанные знания, структурированные и максимально эффективно поданные, — вспоминает Наталья. — После курса я осознала, что подобный формат открывает массу возможностей и для карьеры, и для образования — за этим будущее».
Так, еще в 2013 году ВШЭ стала одним из трех российских вузов, который начал внедрять в учебный процесс MOOC (Massive Open Online Course), онлайн-версии курсов. «Мы делали их для наших текущих студентов, поэтому могли изучить и понять, на что существует спрос — у большинства курсов были и внешние слушатели. Так мы осваивали технологию обучения наших студентов в онлайн-формате, постепенно понимая, какие именно направления можно там развивать», — рассказывает проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
В итоге руководство вуза приняло решение, что в дальнейшем программы и курсы получат свою цифровую версию. Разработка онлайн-программ двух ступеней высшего образования — бакалавриата и магистратуры — стартовала в 2018 году.
В целом же масштабному запуску онлайн-формата предшествовала почти 10-летняя подготовка и апробация цифровых инструментов ВШЭ в режиме реального времени и на реальных студентах.
При проектировании онлайн-магистратур и бакалавриата прежде всего учитывались мнения и пожелания целевой аудитории и рынка труда. «Мы всегда шли «от рынка» и строили дизайн любой нашей программы с учетом ожиданий целевой аудитории. Поэтому наши онлайн-программы очень реалистичные, нацеленные на трудоустройство», — говорит директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова.
Образовательные платформы и 21 стратегия успеха
21 программа высшего образования онлайн в университетском формате — это много или мало? На самом деле это самая большая цифра среди российских вузов. «Вышка Онлайн» сегодня — это 18 программ магистратур и три программы бакалавриата, разработанные специально для онлайн-формата факультетами университета. В этом году самыми востребованными стали программы от факультета компьютерных наук, Высшей школы бизнеса, Школы дизайна и факультета экономических наук.
У магистрантов пользуется спросом все, что связано с «цифрой», компьютерными науками, менеджментом в IT-среде, дизайном, а также классическими направлениями — финансы, инвестиции. Онлайн-формат сразу погружает студента полностью в цифровую среду, подготавливая его к работе по специальности. Востребованность программ по управленческим компетенциям и финансам уже связана с репутацией самой «Вышки» как одного из самых сильных российских вузов по экономике и смежным с ней дисциплинам.
Есть и инновационные междисциплинарные направления, которые очень любит «Вышка». Так, инновационной программой, где сочетаются юриспруденция и новые технологии, стала магистратура «ЛигалТех» (LegalTech). В ней изучаются юридические аспекты права в «цифре» и IT. Выпускники могут рассчитывать на то, что полученные знания сделают их редкими специалистами и повысят их востребованность на рынке.
Флагманская программа «Вышки» — магистратура на английском языке Master of Data Science, с которой началось внедрение в учебный процесс онлайн-формата. В этом году на программу зачислили рекордное количество студентов — почти 250 человек.
«Вышка Онлайн»: опыт магистранта
Юлия Аминова, 31 год, студентка 2-го курса магистратуры Master of Business Analytics
«У меня уже есть диплом бакалавра, и еще в 2014 году я окончила специалитет. При этом всегда мечтала обучаться в ВШЭ — для меня это сильный бренд на международном рынке.
Онлайн-программу выбрала, потому что формат ежедневной учебы плюс суббота я не смогла бы совмещать с работой в банке и с материнством. Выбрала из двух программ ту, где больше понравились преподаватели, — я послушала с ними вебинары.
Моя будущая специальность связана с текущей областью работы, но в ней есть и IT-составляющая. Думаю, что я смогу, помимо сферы финансов, перейти к бизнес-аналитике, что повысит мою стоимость на рынке как специалиста».
В январе 2020 года на международной образовательной платформе Coursera была запущена первая магистерская программа Master of Data Science, обучение велось на английском языке. Этот формат сразу показал высокий спрос и за пределами России. По словам проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина, это помогло позиционированию ВШЭ как университета, который может быть востребован и конкурентоспособен и на глобальном рынке образовательных услуг. «И у нас есть все основания для такой популярности — например, наш факультет фундаментальной математики, который существует с 2007 года, обошел в последнем Шанхайском рейтинге вузов мехмат МГУ», — говорит Сергей Рощин.
Проверка на прочность всей системы онлайн-образования случилась в марте 2020 года, когда интернет стал единственной средой для обучения. По словам Сергея Рощина, в пандемию «Вышка» вошла самым подготовленным российским вузом, причем сразу по двум направлениям: технологическому и методологическому. Во-первых, уже работала цифровая образовательная платформа университета с необходимым для обучения инструментарием. Во-вторых, был создан цифровой задел базы знаний.
Пока коллеги из других вузов спешно осваивали сторонние платформы, сотрудники ВШЭ могли проводить занятия без использования других ресурсов, а также тестировать возможность внедрения в цифровой среде всех преподаваемых в университете дисциплин и предметов. Онлайн-студентами стали все учащиеся «Вышки».
Пандемия доказала, что онлайн-формат универсален и подходит как совсем молодым студентам, которые пошли учиться сразу после школы на бакалавриат, так и уже взрослым работающим людям, поступающим в магистратуру.
В динамике такой стресс-драйв сказался на «Вышке Онлайн» только положительно.
В 2021 году появилось два онлайн-бакалавриата и уже девять магистерских программ. В 2022-м общее количество онлайн программ было 16. С апреля по сентябрь 2023-го набирали уже на 21 программу полноценного высшего образования.
«Две трети онлайн-программ — это оригинальные образовательные продукты»
Безусловный плюс онлайн-формата в сравнении с очным — большое количество образовательных инструментов и технологий при равном количестве контактных часов с преподавателями, кураторами и тьюторами. В «Вышке Онлайн» преподаватели по обеим программам часто совпадают.
«Одна из проблем вечернего и заочного отделений в высшем образовании — упор на самоподготовку и малое количество аудиторных часов. В нашем кампусе такой проблемы нет, мы практикуем равное количество часов с дневным форматом. Только в случае с очным форматом инструмент один — это только аудиторные лекции. Виртуальное обучение дает возможность преподавателю использовать параллельно на вебинаре дополнительные цифровые инструменты для погружения в материал», — объясняет проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
В онлайне есть два способа обучения — асинхронный и синхронный. Асинхронный — это предзаписанные материалы для самостоятельной работы: лекции, видеоролики, тесты для самопроверки и другие материалы. Это база для дальнейшего контакта с преподавателем. Когда работать с этими материалами, студент выбирает сам.
Второй формат — синхронный — подразумевает уже контакт с преподавателем в режиме онлайн. Синхронный цифровой формат используется для обсуждения и реализации различных учебных проектов в виртуальных проектных лабораториях, где студенты могут решать практические кейсы или задачи. Лекции также могут проходить в синхронном режиме и впоследствии будут доступны для повторного просмотра.
Каждая программа «Вышки Онлайн» разрабатывалась с учетом инструментов этих двух способов. «Поэтому мы не дублируем один в один наши очные программы, это и не нужно. Две трети онлайн-программ — это оригинальные образовательные продукты», — говорит проректор Сергей Рощин.
Пропорции обоих способов зависят и от уровня обучения. Для бакалавров, которые чаще всего пришли сразу после школы, преобладает синхронный формат — контакт с преподавателем в онлайн. Это помогает сохранить вовлеченность студентов в образовательный процесс.
У магистрантов, как уже имеющих опыт получения высшего образования, больше асинхронного формата и самостоятельной работы. Однако все индивидуально и зависит от дизайна каждой конкретной образовательной программы.
«Вышка Онлайн»: опыт выпускника
Данила Конарев, 23 года, выпускник магистратуры, факультет бизнес-информатики, специальность «Управление цифровым продуктом»
«Я выбрал магистратуру ВШЭ из-за направления, которое связано с продакт-менеджментом.
До нее я учился в Финансовом университете на дневном отделении и тогда же понял, что мне интересно создавать IT-продукты. Начал погружаться в тему и решил пойти учиться в магистратуру. Мне понравилось, что этот формат считается очной формой, хотя учились мы полностью онлайн. Тут практикуется удобное разделение на записанные лекции (смотришь, когда можешь и захочешь) и семинары с практиками, к которым надо готовиться по лекциям. Еще подкупило то, что наши преподаватели — это практики из крупнейших компаний, их интересно слушать — они умеют совмещать теорию и реальные кейсы.
Во время учебы через отдел карьеры я попал на стажировку в «Лента.Онлайн». После ее окончания меня взяли в штат, и сейчас я дорос до той должности, на которую учился, — product manager направления «чекаут».
В остальном же студенты онлайн-формата ничем не отличаются от обучающихся на дневном отделении. Специфика онлайн-обучения освобождает от необходимости физического присутствия, оставляя при этом все остальные преимущества студенческой жизни в ВШЭ. Они могут посещать кампусы в городах присутствия ВШЭ. Более того, в их распоряжении остаются все те же сервисы университета и льготы, доступные студентам-очникам: социальные карты и отсрочка от службы в армии.
«Вышка в цифре»
В 2023 году на онлайн-программы было принято уже более 1750 студентов. В прошлом году было около тысячи. Из 52 000 студентов более 2800 обучаются онлайн.
«Сегодня выигрывает тот, кто выигрывает время»
У онлайн бакалавров и магистров разная добавочная стоимость к полученным знаниям. Для бакалавров это возможность сразу оказаться в цифровой среде, понять, как она работает, в чем ее особенности, и возможность создать себе крепкую базу по профессиональным компетенциям.
«Вышка Онлайн»: опыт студента
Дмитрий Рамусь, 20 лет, студент 3-го бакалавриата факультета компьютерных наук, «Компьютерные науки и анализ данных»
«В школе я участвовал в олимпиадах по информатике и еще в 9-м классе задумывался о поступлении в сильный вуз по Computer Science. Выбирал между ВШЭ и МФТИ. О факультете «Вышки» мне много рассказал брат — он учился на прикладной математике и информатике. Мне понравился современный подход к обучению, похожий на европейские и американские вузы, где можно гибко построить свое обучение с фокусом на интересующую сферу, что отличает «Вышку» от других российских университетов. В «Вышке» очень сильный преподавательский состав. Уже в 11-м классе, после ковида, я узнал, что в вузе открылась новая онлайн-программа, которая включала практически все, что есть на очной программе, куда я хотел поступать.
Я долго размышлял, какую программу выбрать, потому что у обеих есть преимущества и недостатки. Мне понравилось, что 90% времени вживую общаешься с однокурсниками и преподавателями. Для меня социализация где бы то ни было — важный аспект жизни. Но за это приходится платить временем на дорогу до кампуса и стоимостью обучения. Еще я хотел начать карьеру на старших курсах, и тогда совмещать с качественной офлайн-учебой и личной жизнью, думаю, было бы максимально трудно.
По прошествии двух курсов онлайн я не жалею о своем выборе. Своим трудом и успехами в учебе получил скидку на следующий курс, прошел стажировку и работаю в штате в большой российской IT-компании по своему направлению. Тайм-менеджмент на онлайн-программе дал толчок моей карьере раньше, чем это могло быть. А друзей я смог найти и онлайн, и офлайн, и на других факультетах «Вышки».
«Для магистрантов — людей уже взрослых и работающих, которые приходят за рабочим «апгрейдом», — онлайн удобен, прежде всего, своей структурностью и экономией времени, которое у взрослых работающих людей всегда в дефиците, — говорит директор по онлайн-обучению ВШЭ Юлия Ремезова. — Сегодня выигрывает тот, кто выигрывает время». Она описывает ключевые характеристики студента онлайн: самодисциплина, нацеленность на результат и уже простроенный карьерный трек. «К нам приходят те, кто уже знает, зачем им нужно это образование. Это очень целеустремленные, деловые люди», — говорит Ремезова.
Одно из ключевых опасений при переходе на онлайн — отсутствие прямого физического контакта со средой. Эту проблему решает принятая в «Вышке» культура сообществ, которая формирует ту самую профессиональная среду и помогает устанавливать горизонтальные связи, чтобы начать строить карьеру еще в университете. По мнению Юлии Ремезовой, нужный эффект студенты смогут почувствовать если не в момент обучения, то уже спустя год после выпуска, когда возникает необходимость сторонней экспертизы или смены места работы и можно обратиться за помощью к бывшим сокурсникам.
В городах присутствия ВШЭ — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми — организуются неформальные очные встречи студентов, а потом и выпускников. «Эти контакты и сама среда могут быть даже ценнее, чем база знаний», — говорит Ремезова.
«Вышка» как образовательная Метавселенная
Собираться теперь можно и онлайн. Этой весной был открыт онлайн-кампус НИУ ВШЭ, а летом на VK Fest состоялся показ VR-квеста в Метавселенной. Логика в этом есть — у ВШЭ пять учебных кампусов расположились в городах присутствия: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Онлайн-кампус стал пятым, зафиксировав ВШЭ уже в виртуальном пространстве и объединив внутри все онлайн-продукты.
С этого года в новом кампусе на всех онлайн-программах будут обучаться более 2800 студентов. «Мы используем кампус как агрегатор всего того, что мы уже делаем в «цифре», говорит Сергей Рощин. — Открытие кампуса — это наш «аватар» в цифровом мире и доказательство, как мы осваиваем новую цифровую территорию в учебном процессе и вне его».