Правильный диагноз: роль консалтинга в решении налоговых проблем
— C какими наиболее распространенными налоговыми проблемами сталкиваются предприятия и как вы помогаете им справиться с этими проблемами?
— В первую очередь это вызовы в налоговые инспекции на рабочие встречи, темой которых являются налоговые разрывы по НДС. Зачастую организации вступают во взаимоотношения с контрагентами, которые впоследствии определяются налоговым органом как технические компании, то есть не осуществляющие реальной деятельности. Суть претензий сводится к тому, что прямые контрагенты клиента либо, и это наиболее распространенные случаи, компании на последующих звеньях цепочки не уплачивают НДС, что приводит к потерям бюджета. Какие-то организации вступают во взаимоотношения с «техничками» случайно, не проявив должной осмотрительности при выборе контрагента, какие-то — намеренно, с целью снизить свою налоговую нагрузку.
— Как налоговая служба определяет такие случаи?
— Системой налоговой службы (АСК НДС-2) в автоматическом режиме выявляются разрывы по НДС. Как правило, какое-то техническое звено не задекларировало начисления налога или декларация была обнулена. Далее сначала также в автоматическом режиме, а затем уже вручную определяется выгодоприобретатель — по сути, первое живое лицо по цепочке из дерева связей, с которого имеется реальная возможность взыскать налоги. Такой налогоплательщик вызывается на рабочую встречу, где ему предлагают добровольно уточнить обязательства по НДС, отказавшись от вычетов по сомнительному контрагенту. В противном случае налоговики угрожают проведением выездной проверки и даже привлечением к уголовной ответственности за неуплату налогов.
— Что вы делаете в этой ситуации?
— Наша задача на данном этапе — собрать максимально возможную информацию о взаимоотношениях клиента с контрагентом, оценить перспективы потенциального спора и риски назначения выездной налоговой проверки. Мы подробно излагаем клиенту свое видение ситуации, помогая принять решение: отстаивать свои права на вычет дальше или целесообразнее согласиться на уточнение.
Наша практика показывает, что в большинстве случаев угрозы назначения выездной проверки остаются только угрозами. Но важно понимать и чувствовать момент, когда потенциальная угроза может перерасти в реальную — наш опыт в этом сильно помогает. Если целесообразнее все-таки отказаться от сомнительных вычетов, мы помогаем клиентам получить наиболее выгодные условия по рассрочке уплаты налогов. Клиенты ценят такие моменты, поскольку рассрочки зачастую позволяют избежать кассовых разрывов.
— Что, если проверка все же назначена?
— Это стресс для бизнесменов. Продолжительность проверки с момента ее назначения до момента вынесения итогового решения обычно составляет год-полтора. Оставаться на такой длительный период времени один на один с проблемой, пытаясь решить ее своими силами, не самая удачная идея. Заключая договор с нами, клиент снимает с себя массу проблем, начиная от выбора тактики защиты и заканчивая постоянным вовлечением в контрольные мероприятия, сбором и анализом документов и информации. С момента привлечения нашей команды у клиента появляется профессиональный защитник во взаимоотношениях с налоговиками. Ведь всегда спокойнее иметь защиту, даже когда считаешь, что ни в чем не виноват.
При сопровождении налоговой проверки наша задача состоит в том, чтобы вывести все общение с налоговиками в конструктивное русло, выявить моменты, которые наиболее интересуют проверяющих, подготовить соответствующую доказательственную базу для защиты клиента. Немаловажным фактором успешного исхода проверки является объективная оценка ситуации. К сожалению, многие организации не понимают текущих реалий по налоговым спорам и передают все вопросы на разрешение суда. Часто это ошибка. В текущих реалиях, когда большинство судебных дел разрешается в пользу налоговиков, важно получить максимально возможный эффект по снижению доначислений на досудебной стадии. Иногда выгоднее согласиться с какими-то претензиями инспекции в обмен на то, что по иным эпизодам доначислений не будет.
— Какую роль играют консалтинговые компании в защите бизнеса от налоговых проблем?
— Как говорится, хорошую информацию трудно добыть, а сделать с ней что-нибудь — еще труднее. Компании, подобные Defense Solutions, позволяют в первую очередь получить объективную и независимую оценку сложившейся ситуации. Правильно поставленный диагноз — половина успеха. Налоговые специалисты, исходя из своего опыта и актуальной судебной практики, предложат возможные и наиболее эффективные пути решения проблемы. Своевременная консультация специалиста, как правило, экономит значительные суммы.
— Какие тенденции вы видите на рынке?
— Четко заметен тренд на «пробюджетный» подход при рассмотрении налоговых споров в суде. Поэтому мы рекомендуем клиентам быть максимально активными при возникновении спорных вопросов с налоговиками, не зарывать голову в песок. При первых признаках проблемы, таких как получение требований или вызовов на допрос, нужно глубоко проанализировать складывающуюся ситуацию и при необходимости запастись внушительными доказательствами в свою защиту. Как ни крути, в налоговой службе работают люди, и, если они увидят, что налогоплательщик намерен активно и обоснованно защищаться, а сами претензии не являются стопроцентными, вероятность доначислений значительно снижается.
— Как бизнесу минимизировать риск проверок или штрафов?
— В первую очередь необходимо грамотно подходить к вопросам налоговой оптимизации. Стараться избегать агрессивных способов, например, таких как бумажный НДС. Во-вторых, периодически консультироваться с налоговыми специалистами по вопросам своей текущей деятельности, особенно при совершении крупных или нетиповых операций. Профилактика возможных нарушений — лучшее средство от доначислений. Иногда быстрый или удобный вариант совершения какого-то действия может привести к неожиданным налоговым последствиям, о которых бизнесмены даже не задумываются. Ну, и в-третьих, бизнесу не нужно выглядеть белой вороной на фоне своих отраслевых коллег — при возможности придерживаться соблюдения средней налоговой нагрузки для отрасли, которая публикуется на сайте ФНС. Если же в каком-то периоде имеет место существенное отклонение от среднеотраслевой нагрузки, лучше заранее проанализировать причины и подготовить мотивированное объяснение на случай возникновения вопросов.
— Можете ли вы привести пример, когда вы успешно помогли бизнесу решить сложную налоговую проблему, и какие стратегии или подходы вы применили?
— Несколько месяцев назад у компании-клиента была проведена выездная проверка. Нас привлекли на этапе получения акта, когда все контрольные мероприятия инспекцией были проведены. Общая сумма претензий составляла порядка 80 млн рублей НДС и налога на прибыль. Основание доначислений банальное — взаимодействие с 15 техническими организациями. Проанализировав собранные инспекцией доказательства, стало понятно, что далеко не все из 15 организаций являются техническими. Были подготовлены внушительные письменные возражения на акт проверки, собраны доказательства реальности осуществления деятельности контрагентами. Дополнительно мы указали на сущностные и технические ошибки, допущенные инспекцией при составлении акта.
Указанные действия вынудили инспекцию провести дополнительные мероприятия налогового контроля — процедура, предусмотренная Налоговым кодексом, для сбора дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих указанные в акте нарушения. В комплексе мои коллеги провели активную работу по взаимодействию с контрагентами, получили нужные показания на допросах, получили подтверждающие закупку товаров документы. По части организаций у нас было определенное понимание, что инспекция, вероятно, была права и данные компании действительно являлись техническими — ими прикрывался настоящий поставщик товаров, который работал без НДС. По ним были представлены доказательства о реальной закупке товара и раскрыт настоящий поставщик, это позволило сохранить право на учет расходов по налогу на прибыль. Итогом работы стало существенное снижение доначисленных сумм, в решении по результатам проверки вместо 80 млн рублей было доначислено около 17 млн рублей, что позволило избежать банкротства налогоплательщика. Стоит отметить, что подобные ситуации у нас не единичны.
— Как вы сотрудничаете с другими специалистами, такими как бухгалтеры или финансовые директора, чтобы предоставлять комплексные консультации по вопросам налогообложения и планирования для бизнеса?
— Бухгалтеры и финансовые директора — наши прямые партнеры и по факту самые заинтересованные лица в описываемых ситуациях, ведь именно им мы в первую очередь помогаем справиться со стрессовыми ситуациями в работе, их мы, как правило, консультируем и именно их защищаем от нападок налоговиков.
— Бывает ли и как часто, что при выполнении контрольных мероприятий налоговым органом привлекаются полицейские подразделения?
— В последнее время, несмотря на все послабления государства, связанные как с изменением тяжести налоговых проступков, так и со смягчением ответственности за их совершение, все чаще в налоговые проверки с самого начала включают подразделения экономической безопасности полиции соответствующего уровня. При этом последние довольно активно принимают участие, зачастую действуя в отрыве от инициаторов. Это бесспорно усиливает и без того имеющееся давление на предпринимателя, а также в разы увеличивает трудозатраты на подготовку ответов и участие в различных мероприятиях. Кроме того, сотрудники оперативных подразделений периодически действуют на грани злоупотребления своими должностными полномочиями, создавая максимально негативную обстановку при любом взаимодействии с налогоплательщиком.
— Какие стратегии или подходы вы используете, чтобы минимизировать подобное влияние налоговых проверок и полицейских расследований на бизнес?
— Основной стратегией в данном случае является предупреждение налоговых правонарушений, о методологии которого я подробно говорил выше. Тем не менее, учитывая, что клиенты приходят на различных этапах проверок и довольно часто уже запущенных, то, конечно, приходится работать в том числе и с подобными вопросами. Мы к этому относимся спокойно. Первым делом необходимо убрать негатив с обеих сторон и перевести все отношения в сугубо деловые. Сотрудники наших клиентов посещают правоохранителей только в присутствии адвокатов, что делает эти мероприятия для полицейских неэффективными, и давление постепенно снижается естественным образом. При этом основное внимание сразу уделяется снятию проблемы именно в налоговом органе, так как источник именно там.
Не могу сказать, что подобные ситуации у предпринимателей возникают на пустом месте. Конечно, практически всегда это связано либо с незаконной оптимизацией, либо с безграмотностью и легкомысленным отношением при выборе контрагентов. Поэтому в решении в большинстве случаев используется комплексный конструктивный подход, основанный на взаимных уступках. Клиент получает от нас рекомендации о позиции и судебных перспективах спора по тому или иному контрагенту либо целесообразности своевременного уточнения по нему налоговых обязательств на досудебной стадии. Именно такой подход представляется наиболее эффективным, а успех налогоплательщика неразрывно связан с его возможностью выполнения налоговых обязательств. В противном случае в современных реалиях даже участие самого грамотного специалиста проблемы не снимет.
— Есть ли какие-либо конкретные отрасли или виды бизнеса, в которых вы специализируетесь на защите от проблем, связанных с налогообложением? Если да, то чем отличается ваш подход к этим клиентам?
— Мы работаем с любыми налогоплательщиками. Есть, например, категории крупных сетевых организаций, у которых остро стоит вопрос с налогом на имущество ввиду большого количества основных средств на балансе. Мы анализируем группы имущества и определяем, относится ли конкретный объект к движимому или недвижимому имуществу, а соответственно, облагается он налогом или нет. Или другой отраслевой пример — строители, у которых зачастую возникают проблемы с распределением входящего НДС при строительстве комплексных объектов. Безусловно, в различных отраслях есть свои особенности, но в целом базовые принципы их решения схожи.
— C какими запросами к вам приходят физические лица?
— В основном это вопросы начислений НДФЛ при сделках с недвижимостью и вопросы отчетности по контролируемым иностранным компаниям (КИК).
Недавно мы разбирались в вопросе, когда человек не задекларировал продажу своей недвижимости и ему доначислили НДФЛ в размере 2,5 млн рублей, исходя из кадастровой стоимости, причем ошибочно завышенной в несколько раз. Скорее всего, при обмене информацией между Росреестром и ФНС произошел сбой, и, по данным налоговой, кадастровая стоимость недвижимости кратно превышала как рыночную, так и реальную кадастровую стоимость объекта. Нам удалось добиться отмены проведенных доначислений путем представления налоговой декларации с правильными данными, а также документов, подтверждающих настоящую кадастровую стоимость объекта и затраты налогоплательщика на его приобретение.
Также актуальным является запрос на перевод активов в Россию от подконтрольных иностранных компаний на российских бенефициаров. Используя предоставленные законодательством механизмы, мы помогаем нашим клиентам и в этом.