Николай Пожидаев, Sitronics Group: «Наши технологии повышают эффективность бизнеса»
Locus в фокусе: от IT-разработки к DeepTech-решениям
— Sitronics Group активно позиционирует себя на IT-рынке как оператора цифровой трансформации, импортозамещения и DeepTech. Как оцениваете ход этой стратегии по результатам 2022 года?
— Стратегию превращения компании в разработчика и вендора отечественных решений мы сформулировали еще два года назад. И когда у нас в стране изменилась ситуация с иностранными вендорами в части программного обеспечения и «железа», мы уже смогли начать их замещать. Таким образом, в актуальных условиях реализация этой стратегии сыграла для нас в большой плюс.
— И все-таки как повлиял на ваш бизнес уход из России иностранных вендоров?
— Кроме того, что мы основательно продвинулись в направлении замещения иностранных решений собственными разработками в области софта и «железа», у нас появились новые ключевые клиенты среди госкорпораций и крупных частных компаний. В этом году мы ожидаем дальнейший рост клиентской базы этого сегмента.
Есть еще один стратегически важный аспект: если раньше мы продавали софт, разработанный под запросы конкретного клиента, то сегодня планируем вывести на рынок и готовые «коробочные» решения для целых отраслей. В частности, это будут системы управления процессами, обеспечения безопасности персонала, решения на основе видеоаналитики и компьютерного зрения, интернета вещей IoT.
Так, в этом году мы уже запустили ряд проектов для промышленности, связанных с точным позиционированием и контролем за производственными процессами. Например, Sitronics Locus, позволяющем в онлайн-режиме контролировать местоположение персонала в любом помещении, или разработки на основе видеоаналитики для контроля деятельности и процессов, вплоть до того, забивает ли сотрудник гвоздь или вкручивает гайку.
— Как вы оцениваете коммерческий интерес к подобным разработкам?
— Мы наблюдаем довольно высокую заинтересованность заказчиков, и это неудивительно: благодаря этим решениям клиент, к примеру, четко понимает, насколько эффективно сотрудники используют рабочее время. Полученную информацию можно отправлять в HR-систему, которая в онлайн-режиме определит производительность труда. То есть наши решения клиенты рассматривают как серьезную оптимизацию затрат и снижение рисков.
— Какие еще направления в области импортозамещения планируется реализовать в этом году?
— В первую очередь мы продолжаем развивать линейку собственных разработок для IT-инфраструктуры — от серверов до облачных решений. Например, наша платформа виртуализации уже прошла первые тесты в госструктурах и зарегистрирована в реестре отечественного ПО.
— С теми направлениями, которые вы продолжаете развивать, все понятно. Планируется ли разработка и вывод на рынок собственного софта для новых отраслей?
— Для нас это своего рода вызов. Мы планируем обеспечить нашими разработками систему управления для нефтегазовых предприятий. В этом году запустим проект, который «покроет» нашим ПО полностью весь процесс — от получения лицензии на добычу до сдачи товарной нефти покупателю. Мы делаем базовый слой на основе знаний законов природы и технологий, с учетом законодательства, производственных методов и многих других важнейших параметров, а затем дорабатываем продукт под конкретные пожелания клиента. Ключевая цель — сделать так, чтобы наши технологии повышали эффективность ведения бизнеса.
DeepTech - глобальные технологические решения, работающие на стыке разных дисциплин. Решают фундаментальные проблемы общества и экономики, отличаются научной и технологической новизной, ориентированы не только на работу с IT, но и на создание физического продукта.
— Подобные решения есть и у западных вендоров, в чем заключаются ключевые преимущества ваших разработок?
— Есть различные решения, которые описывают конкретный процесс, например, бурение или какие-то другие технологические этапы. В целом же в нефтегазовой сфере используется несколько сотен программных продуктов. Впоследствии все они «сшиваются» при помощи различных инструментов. Уникальность же нашего продукта заключается в том, что он покрывает полностью весь процесс, который реализуется на стороне клиента, что максимально удобно для предприятий нефтегазовой отрасли.
— На какой экономический эффект они могут рассчитывать?
— Пока мы не можем сказать, какой эффект будет на всем горизонте процесса, но, например, в оптимизации затрат труда результат может достигать 20%. Это достаточно серьезная цифра.
Глубокое погружение: как идет освоение космоса
— Технологии промышленного IоT Sitronics Group планирует использовать и для космоса. В каких именно сценариях?
— Прежде всего, с помощью промышленного IoT можно решать вопросы связи внутри проектов. У нас огромное количество предприятий в стране расположено на удаленных территориях со сложным ландшафтом, где отсутствует связь стандартов GSM или LTE и затруднено использование альтернативных средств связи. Данные IоT из космоса позволяют передавать информацию о состоянии оборудования или производственном процессе в режиме, близком к онлайн, в диспетчерские или управленческие службы предприятия. Наша основная задача — сделать так, чтобы датчик с земли мог «достучаться» до аппарата, который летает на высоте 500 километров от Земли. Именно ее мы сейчас и решаем. В течение текущего года планируем сделать спутник-демонстратор, чтобы убедиться в том, что наше решение работает.
— Космическое направление в этом году позиционируется как важный вектор развития Sitronics Group. Какие именно проекты планируется реализовать?
— С помощью запускаемых в этом году космических аппаратов будут решаться целые блоки задач: дистанционное зонирование Земли (ДЗЗ) в оптике, мониторинг водного и воздушного пространства в судоходстве и гражданской авиации (AIS/ADS-B), развитие «космического» интернета вещей. Чем глубже мы погружаемся в это направление, тем больше понимаем его потенциал.
— Как выглядит коммерческий потенциал космического направления?
— Возможности коммерциализации наших разработок сегодня активно обсуждаются. Для предоставления клиентам АИС-данных у нас уже есть платформа по их визуализации и передачи в IT-системы заказчиков через API. Также мы создаем маркетплейс космических данных — «витрину» продаж. С ее помощью мы будем предоставлять данные и сервисы на их основе . К нам приходят самые разные запросы от заказчиков. Так, на базе наших данных ДЗЗ прошлым летом подготовили прогнозный анализ пожаров вокруг одного из крупных регионов.
Кстати, сфера мониторинга все больше уходит в область компьютерного зрения и предиктивной аналитики. И мы предоставляем решения на их основе. Например, в одном из наших проектов при помощи дронов для одной крупной энергетической компании мы обследуем степень изношенности оборудования. В ходе проекта кратно сокращается период его остановки на время дефектовки, и это очень значимый результат, учитывая важность отрасли деятельности предприятия.
— Насколько заказчик готов платить за все эти новые для него сервисы? Часть из них — например, данные со спутников — раньше он мог получить бесплатно. А без части сервисов большинство клиентов эффективно работали и до их появления.
— Это хороший вопрос. Но, знаете, мы умеем работать с заказчиками самых разных типов. Чаще всего готовность заказчиков зависит от насущности и серьезности проблем. Если компания делает, к примеру, свою геоинформационную систему с интеграцией ряда сервисов, построенных на данных, то мы можем оперативно их предоставить, ведь у нас есть спутники, и их число увеличивается. Клиент получает достоверные данные и сервисы, с помощью которых может решить целый комплекс задач.
— Недавно стало известно о разработке Sitronics Group судна на водородных топливных элементах. Насколько реалистичен этот проект?
— Водородная энергетика является альтернативой традиционной, это самый экологически чистый вид топлива, и сегодня мы cовместно с Центром водородных технологий АФК «Система» отрабатываем ряд гипотез — насколько судно будет более эффективно и экономично в эксплуатации. Пока в нашей стране крайне мал реальный опыт применения водорода, и нам предстоит решить много вопросов, причем не только технологических, но и, к примеру, связанных с нормативной базой.
Мы ожидаем, что наше первое судно на водородном топливе отправится в плавание уже этим летом. Это двухпалубный катамаран вместимостью до 60 пассажиров. На данный момент именно на нем мы и отрабатываем все технологические нюансы, чтобы доказать, что технология не только имеет право на существование, но и обладает значительными параметрами эффективности.
— К слову об электрических судах. Как вы оцениваете этап, на котором сейчас находится развитие этого направления?
— Можно сказать, что инвестиции в строительство электрических кораблей для Sitronics Group были инвестициями в энергетику в целом. На рынке электрозарядной инфраструктуры для сухопутного электротранспорта по итогам года мы уже стали значимым игроком. Следующая наша цель не менее амбициозна — постепенная замена отечественного флота на электрические суда, как на более эффективный и экологичный вид транспорта. При этом и сами электросуда, и инженерные решения по оптимизации использования заряда аккумуляторов конкурентоспособны на мировом уровне.
— Какими примерами вы можете это подтвердить?
— Интерес к нашим электрическим судам проявляют не только российские, но и зарубежные заказчики, к примеру, из стран Юго-Восточной Азии. И сегодня мы готовимся к кратному увеличению мощностей по производству судов.
«Ренессанс» российского IT-рынка
— Как бы охарактеризовали дальнейшие перспективы цифровой трансформации в актуальных условиях?
— С нашей точки зрения, перспективы выглядят достаточно позитивно. Мы видим ряд усилий со стороны государства: выделяются реальные средства и субсидии, появились эффективно работающие институты поддержки и развития, которыми пользуемся и мы, и наши коллеги. Выросла конкуренция на рынке разработки отечественных решений. Все это не может не радовать, ведь это своего рода «ренессанс» для российского IT-рынка.