Алексей Катков: «Мы доказали свою конкурентоспособность в технологиях»
«Паллада» видит все: как будут развиваться космические технологии
— В 2022 году вы рассчитывали не только развивать технологии Sitronics Group для космоса и морской логистики, но и заявить о своем присутствии в новых нишах. Насколько удалось? Какие результаты назвали бы ключевыми по итогам 2022 года?
— Важный результат этого года — участие нашей компании в успешном кластерном запуске десяти космических аппаратов программы Space Pi в августе. С точки зрения технической реализации для нас это был вызов: производство платформ и одновременный запуск такого количества космических аппаратов с разными полезными нагрузками, ввод в эксплуатацию на орбите и прием сигналов в наш центр управления полетами.
Благодаря сотрудничеству с нашими партнерами, которые разрабатывали полезную нагрузку для наших спутников, в нашей стране заработали первые экспериментальные спутники автоматической идентификационной системы (АИС) для мониторинга судоходства, что особенно важно сейчас, когда многие аналогичные сервисы становятся недоступными. Мы уже начали тестовую эксплуатацию платформы визуализации АИС-данных — по сути, сервиса для конечных потребителей, и проводим эксперименты с нашими партнерами — будущими потребителями наших сервисов.
— Планируете ли в будущем году пополнять свой космический «парк»?
— Одним из основных мировых трендов в сфере спутниковых технологий является миниатюризация — проектирование и создание малых космических аппаратов. С 2012 года началось активное развитие форм-фактора CubeSat, что связано в первую очередь с бурным ростом микроэлектроники. Это позволило в небольшой объем поместить серьезную полезную нагрузку и конкурировать с крупными спутниками. Сейчас мы создаем небольшие аппараты весом от 3 до 300 кг со сроком создания от 6 до 18 месяцев.
В 2023 году рассчитываем запустить более десяти аппаратов — и АИС, и спутники дистанционного зондирования Земли. До 2025 года планируем довести общее число спутников до полноценной группировки в 70 аппаратов АИС — она позволит обеспечивать контроль безопасности судоходства, отслеживать тоннаж судов и их местоположение в Мировом океане, — а также запустить группировку спутников ДЗЗ для съемки земной поверхности с высокой периодичностью. Кроме того, в течение нескольких лет мы планируем вывести на орбиту ряд спутников на базе платформы «Паллада» со сверхвысоким разрешением 80 сантиметров. Клиенты очень заинтересованы в сервисах на базе этих отечественных данных, сопоставимых по качеству и цене с зарубежными аналогами. Мы способны их создать.
— Кто основной покупатель этих данных?
— В России это федеральные и региональные органы государственной власти, которым важно получать космические данные для поддержки своих систем мониторинга, контрольно-надзорной деятельности. Ну и, конечно же, коммерческие компании, которые ранее пользовались зарубежными источниками информации. Мы также работаем на экспорт. Сейчас во всем мире наметился тренд на «космический суверенитет», и поэтому зарубежных заказчиков, которые хотят иметь свои собственные группировки, становится все больше. Технологии для космоса — наш самый большой прорыв, ответственный и грандиозный проект для всей команды. И мы будем двигаться еще дальше.
— Например, в каком направлении?
— Сегодня у нашей страны нет собственных радарных спутников. Радарная съемка отличается от оптической тем, что она не зависит от облачности и времени суток, что особенно важно для территории РФ. Радарные спутники в первую очередь нужны для обеспечения проводки судов в акватории Северного морского пути, определения смещений земной поверхности для предотвращения потенциальных катастроф. Для многих зарубежных предприятий постоянный мониторинг собственных активов — это уже практически стандарт, радует, что и российские компании постепенно внедряют такие технологии в своей деятельности. К 2025–2027 годам мы планируем запустить несколько радарных аппаратов, сейчас проводится большой объем научных экспериментов для разработки локатора и платформы для таких спутников.
Очевидно, что чем больше спутников находится на орбите, тем чаще они передают данные, что, в свою очередь, способствует принятию правильных решений, помогает эффективно решать различные экономические задачи.
— С государством и бизнесом все понятно, но среди ваших спутниковых проектов есть и образовательные — кем они востребованы?
— Это очень интересная история. В 2021 году мы приобрели компанию по разработке и производству нано- и микроспутников «СПУТНИКС», которая, помимо космических аппаратов, создавала учебные конструкторы спутников и стенды. Компания участвовала в образовательной программе центра «Сириус» в городе Сочи, где работала с одаренными детьми над учебными космическими проектами. Позже появилась идея сделать для «Сириуса» специальный спутник.
Так участники космической смены «Сириуса» получили возможность поучаствовать в создании настоящих космических аппаратов, запустить их в космос, изучать движение по орбите, получать с них научную информацию, анализировать ее. Опыт «Сириуса» вдохновил и другие образовательные учреждения открыть у себя космические направления: сегодня оборудованием компании оснащено уже более 50 различных учебных центров и заведений в десятках городов в России и за рубежом, запущен на орбиту целый ряд научно-образовательных космических аппаратов. Поскольку мы производим, помимо спутников, еще и наземные станции, софт, можно сказать, что поставляем своего рода мини-ЦУП. Супернаучных задач с его помощью, конечно, не решить, но сделать первый шаг по направлению к науке можно.
— Как планируете развивать «космическое» направление в будущем году?
— В 2023 году планируем быть максимально активными в направлении производства и запуска спутников. К реализации этой цели мы уже приступили. Так, «СПУТНИКС» является резидентом Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы», который создается на территории Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова при участии АФК «Система» и других компаний и вошел в список резидентов Инновационного научно-технологического центра «Композитная долина» — на его базе будет вестись разработка полимерных композитов и изготовление конструкций спутников. Реализация этого проекта позволит снизить массу космических аппаратов и стоимость их выведения на орбиту. В первую очередь речь идет о сверхкомпактных спутниках для работы системы АИС, аппаратах для оптического и радарного дистанционного зондирования Земли высокого и сверхвысокого разрешения и всепогодной съемки. Все это — суперприоритетные задачи для нашей компании.
— А какие конкретные преимущества «космический» проект способен дать государству и бизнесу?
— Успешная реализация проекта создания группировок решит проблемы гражданской промышленности — контроль развития территорий, инфраструктуры, недропользования, а также в сферах морской и авиационной навигации, картографии, сельского хозяйства, позволит успешно реализовать проекты по созданию цифровых двойников регионов. Также проект решает проблему с покрытием территорий и промышленных объектов интернетом вещей там, где нет покрытия мобильной связью. Кроме того, нами прорабатывается решение по созданию орбитальной группировки малых космических аппаратов, способных осуществлять мониторинг выбросов парниковых газов. Эта проблема с каждым годом становится все более и более актуальной. Наше решение позволит осуществлять мониторинг как для контрольно-надзорных органов, так и для самих предприятий, которые смогут оперативно и регулярно отслеживать выбросы. Одним словом, это широчайший спектр задач, которые в перспективе нами могут быть выполнены.
Виртуализация для открытого рынка
— Крупные инвестиции — 500 млн рублей — были вложены в проект разработки и локализации производства серверов под собственной торговой маркой. Какие результаты дал этот проект?
— Действительно, в 2021 году мы запустили производство собственного «железа» в Новосибирске, в том числе для виртуализации хранилищ и вычислений — очень правильное направление. Этот год показал, что инвестиции в проект были своевременными, сегодня сервера пользуются на рынке большим спросом. Кроме того, есть и вполне конкретные результаты в создании собственного ПО для решения задач виртуализации.
Платформа виртуализации — программное обеспечение, позволяющее эффективно управлять разделением физических ресурсов сервера и вычислительного комплекса между несколькими логически изолированными друг от друга виртуальными машинами. Продукт создан с учетом потребностей заказчиков, соответствует стандартам лидеров рынка и требованиям регулятора для решения задач импортозамещения.
Виртуализация значительно повышает эффективность использования аппаратных мощностей. В текущих рыночных условиях такая оптимизация является одним из наилучших решений, позволяет закрыть целый ряд вопросов российским предприятиям. Особенно, если речь идет о технологической независимости и легком переходе на российское ПО. При создании продукта учитывались преимущества лучших решений по функциональности, производительности, надежности и удобству использования. Уже сейчас платформа виртуализации успешно пилотируется у нескольких крупных клиентов.
«В перспективе планируем «покрыть» нашими системами всю отечественную индустрию судовождения»
— С софтом все понятно, а как заканчивается год для вашего «водного» направления — решений и систем, призванных обеспечивать эффективность и безопасность при речных и морских перевозках?
— В этом году Sitronics Group разработала и сертифицировала ряд импортозамещающих решений для судоходной отрасли. В частности, это система управления движением судов, других аналогов российской системы на текущий момент нет.
СУДС — система управления движением судов — программно-аппаратный комплекс, необходимый для мониторинга судоходства в акваториях с активным грузовым и пассажирским судоходством. Включает в себя радиолокационное, диспетчерское оборудование и специальное программное обеспечение. Система устанавливается на берегу или на стационарных морских объектах, чтобы получать позиционные данные судов, их скорость, курс и положение. Основные задачи — безопасное расхождение объектов, контроль за их движением и положением на якорных стоянках, мониторинг проливов и районов, которые прилегают к нефтегазодобывающим платформам.
СУДС является базовым элементом для цифровизации грузопотока и цифровой трансформации портов, которых в нашей стране несколько десятков. Программно-аппаратный комплекс Sitronics Group является полностью российским, относится к классу критической инфраструктуры и помогает решать задачу достижения технологического суверенитета страны. СУДС уже прошла испытания, сертифицирована и может быть внедрена.
Также необходимую сертификацию получила и разработанная в группе компаний электронная картографическая навигационная информационная система «Беринг» — теперь она может эффективно заменять зарубежные системы. Сегодня мы единственные, у кого есть решения такого уровня.
ЭКНИС «Беринг» — программно-аппаратный комплекс для широкого круга навигационных задач и обеспечения навигационной безопасности плавания. Система позволяет работать со всеми современными электронными картами, обеспечивает отображение радарного видео и изображения с камер видеонаблюдения, а также автоматический мониторинг технических средств судна.
Программно-аппаратный комплекс написан на отечественном стеке и работает под управлением операционной системы Astra Linux. Все компоненты разработаны с учетом использования сервисов электронной навигации. Унификация программных компонентов позволяет интегрировать систему в любой тип судов с минимальными затратами для судовладельцев.
В предстоящий период навигации мы планируем оснастить несколько портов нашей СУДС. Переговоры с потенциальными клиентами уже ведутся. А в перспективе планируем «покрыть» нашими системами всю отечественную индустрию судовождения.
— Осенью Sitronics Group запустила тестовую эксплуатацию платформы визуализации данных АИС, с ее помощью можно определить габариты, курс и другие данные судов. Когда предполагается перейти от тестовой эксплуатации к предоставлению реальных сервисов?
— Мы уже сегодня можем отслеживать актуальное местоположение судов, в том числе в Мировом океане и на СМП. А с запуском 70 космических аппаратов с приемной аппаратурой АИС к 2025 году мы будем уже полномасштабно обеспечивать работу этого сервиса для мониторинга и безопасности судоходства. Основные клиенты сервиса — государство, надзорные органы, ведомства и сами судовладельцы.
«В 2023 году мы протестируем автономное судовождение на речных судах»
— Еще одно направление, которое активно развивает Sitronics Group, — система автономной навигации собственной разработки, позволяющая управлять судном с берега или переводить его в полностью автономный режим. Система проходила опытную эксплуатацию в реальных условиях на море. Готова ли она к коммерческому внедрению?
— На данный момент вполне. Мы создали техническую и программную части комплекса систем для автономного судовождения, и они успешно работают: за год было проведено 28 рейсов для испытания разработки.
Мы заключили контракт на оснащение системами автономного судовождения паромов «Росморпорта» маршрута Усть-Луга — Калининград, это суда «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский». Всем этим паромам будет присвоен класс «морское автономное или дистанционно управляемое судно» (МАНС). Безопасность таких судов выше, чем тех, что управляются только при помощи экипажа, — снижается влияние человеческого фактора.
Потенциально эта технология интересна и для развития федерального проекта «Северный морской путь» для обеспечения безопасного судовождения.
Пока речь шла о грузовых морских судах, но мы дорабатываем технологию и для рек. Так, успешно прошли испытания нашей системы дистанционного управления судном «Газпромнефть-Снабжение» на реке Томь. Дальнейшие совместные испытания планируется провести в навигационном сезоне 2023 года с переводом управления речными судами в полностью автономный режим.
Со временем в речных акваториях также будут активно развиваться и пассажирские перевозки на автономных судах.
— К слову об этом. В этом году Sitronics Group приобрела более 50% единственной в России компании — серийного производителя электрических судов Emperium. Sitronics Group планирует запустить проект по развитию беспилотного электрического транспорта. На какой стадии он находится сегодня и каковы перспективы?
— Одно электрическое судно от Emperium — на 130 пассажиров — уже пришвартовано в Красноярске. Это большой двухпалубный катамаран — бесшумный, максимально комфортный и эстетичный. В следующем году с началом навигации электросуда начнут ходить по Москве-реке, в Красноярском крае по Енисею, появятся в Нижнем Новгороде на Волге. Также в следующем году Sitronics Group планирует протестировать создаваемую технологию автономного безэкипажного судовождения и на производимых речных электросудах. Соответствующие договоренности с заказчиками уже есть.
В Москве частота движения очень большая, поэтому чем меньше человеческого фактора, чем больше электроники и контроля при помощи ИИ, тем выше уровень безопасности.
Тем более у нас есть целый комплекс решений для безопасности судоходной отрасли: собственный АИС и «Беринг», СУДС и беспилотная навигация.
Мы уверены, что все эти решения займут свою нишу на рынке и в структуре выручки покажут довольно большую долю. Кроме того, благодаря нашей компании в 2023 году Россия сможет заявить о том, что у нее появился собственный электрический флот и страна сможет претендовать на мировое лидерство в этом направлении.