На фоне текущей экономической ситуации российские клиенты, имеющие свободные средства, стараются продуманно и практично совершать крупные покупки, особенно в сфере недвижимости. За рубежом по этому направлению достаточно большой выбор предложений, в лидеры вышли Объединенные Арабские Эмираты и Турция. Так, в октябре 2022 года среди иностранцев — покупателей домов и квартир в Турции первое место заняли россияне (37,6% от общего количества сделок). Но при этом иностранцы в целом приобрели на 8,8% меньше единиц жилья по сравнению с октябрем 2021 года. Уже одна эта цифра показывает, что перспективы этого рынка не безграничны и ажиотажный интерес, вероятно, снижается.
С точки зрения инвестиций прирост цен на недвижимость за границей значительно уступает российским реалиям, поэтому покупатели обращают пристальное внимание на внутренний рынок. По оценке Knight Frank, в Москве на первичном рынке жилой недвижимости бизнес-класса средняя цена продаж квадратного метра в III квартале 2022 года выросла на 14% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Аналогичный показатель на первичном рынке элитной жилой недвижимости составил 8%.
Примечательно, что квартиры в клубных домах и других объектах элитной недвижимости, построенных в 1990–2010-х годах, больше не обеспечивают должного уровня комфорта, а высокий ценник снижает их инвестиционную привлекательность. Судя по данным Knight Frank, на вторичном рынке элитной недвижимости средневзвешенная цена квадратного метра сейчас находится на уровне III квартала 2020 года. В такой ситуации новостройки в премиальном сегменте выглядят более интересными с точки зрения потенциала роста стоимости. Благодаря выводу на рынок новых проектов и субсидируемым ипотечным программам они также привлекают клиентов, которые ранее рассматривали покупку недвижимости в бизнес-классе.
Современные технологии строительства позволяют реализовать проекты, соответствующие эпохе цифровых технологий. Виртуальные системы безопасности, умные лифты, которые идентифицируют резидентов и отвозят на их этаж, временные QR-коды для гостей и зарядки для электрокаров на подземном паркинге, почтовые ячейки, открывающиеся с помощью BLE-меток, аналитика расходов энергоресурсов — эти инновации уже доступны в ряде московских новостроек премиум-класса. Одним из примеров наиболее удачной интеграции сложных инженерных решений можно назвать жилой квартал «Прайм Парк». Здесь наряду с высокими технологиями комфорт резидентов обеспечивают премиальные сервисы, воспользоваться которыми можно с помощью мобильного приложения. Оно позволяет держать круглосуточную связь с консьержами и беллменами, предусмотрена кнопка вызова группы быстрого реагирования и заказ широкого набора услуг. Вызвать клининговую службу, специалиста по ремонту, дог-ситтера, передать вещи в химчистку, организовать доставку подарков к празднику, получить помощь в подборе домашнего персонала или бронировании билетов — это далеко не полный список опций, которыми могут воспользоваться резиденты.
О перспективности диджитализации и расширения сервисной составляющей в сфере недвижимости говорят и мировые тенденции. Диапазон внедрения цифровых технологий очень широк: от автоматизации управления объектами и сокращения расходов на обслуживание за счет внедрения виртуальных диспетчерских до создания VR-туров по недвижимости и организации онлайн-продаж. О востребованности проектов с масштабной сервисной диджитализацией говорит пример «Прайм Парка». По итогам первой половины 2022 года наш квартал занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых новостроек премиум-класса Москвы по версии агентства «Метриум». Четыре башни (из запланированных девяти) уже полностью заселены, в пятой и шестой квартиры продаются в строящемся формате. Экономическая реальность диктует свои условия, но факт остается фактом: в любых условиях успешны те проекты, которые не просто улавливают, а полноценно воплощают актуальные тренды.
* С проектной декларацией можно ознакомиться на сайте.