Альтернатива вкладам: в какие физические активы инвестировать деньги
Интерес к физическим активам остается высоким со второй половины этого года. «Золото традиционно воспринимается как актив, в который вкладывают во время политической или экономической нестабильности. Кроме того, в условиях внешних ограничений золото сохраняет деньги, изымает их из финансовой сферы — доллара и рубля», — объясняет директор по инвестиционному консультированию «Открытие Privatе Banking» Андрей Шенк.
Риски инвестирования в золото обычные для физических активов. «Золото могут украсть, профессиональное хранение требует затрат, которые могут сократить инвестиционный доход. Плюс рыночные риски: котировки волатильны и зависят от баланса спроса и предложения на глобальном рынке. И есть системный структурный риск обесценивания, если золото перестанет быть единственным активом, который выполняет функцию альтернативы денег», — перечисляет Андрей Шенк. Сейчас золото абсолютно понятно и востребовано, потому что его можно продать в любой точке мира по прогнозируемой цене. Правда, из-за санкций золото, купленное в России и промаркированное соответствующим образом, может быть сложно продать за рубежом, пока санкции действуют
Инвесторов интересуют и драгоценные камни, но спрос на них несравним с золотом. Причина в понятном ценообразовании металла, стоимость которого привязана к доллару. С камнями ясности меньше, а также у них более строгие режимы транспортировки и налогов. Кроме того, российские алмазы под санкциями, у них нет международных сертификатов, поэтому продать их за границей непросто.
Реализуются отраслевые риски, связанные с общим падением платежеспособности. «Весной был всплеск на рынке недвижимости, затем он стабилизировался, а сейчас объем сделок сокращается, цены на недвижимость внутри РФ не растут, застройщики предлагают скидки. Недвижимость интересна тем, кто в первую очередь думает о сохранности капитала, а не о его диверсификации и релокации, и сейчас инвесторы предпочитают коммерческую недвижимость, что видно по притокам средств в ЗПИФы», — объясняет Андрей Шенк.
Если вынести золото за скобки, рынок альтернативных инвестиций в России не в лучшей форме. «Альтернативные инвестиции попадают в рисковую часть портфеля. Сейчас аппетит к риску снижен. Кроме этого, альтернативные инвестиции долгие. Никто не инвестирует в коллекционное вино на месяцы, обычно на годы. А инвестиционный горизонт в условиях непрогнозируемых событий в российской и мировой экономиках заметно сократился», — рассуждает Шенк.
Например, сегмент коллекционного вина в России пока в зачаточном состоянии. В стране запрещена вторичная продажа вина — выставлять его на рынок могут только дистрибьюторы. К картинам у широкого круга инвесторов тоже не было устойчивого интереса.
Спрос на «классические» альтернативные инструменты — структурные ноты западных эмитентов, Pre-IPO, покупка доли в компаниях на ранних или поздних стадиях подготовки к размещению на бирже — стал глубоко несущественным по сравнению с ситуацией до февраля 2022 года. «Сейчас все заморожено. 90% интереса инвесторов приходится на золото, 10% — на остальное», — оценивает Андрей Шенк.
На наличие и отсутствие альтернативных инвестиций в портфеле в первую очередь влияет готовность клиента рассматривать что-то за пределами того, к чему он привык. По мнению Андрея Шенка, с этой точки зрения альтернативными могут быть даже депозиты, просто потому, что клиент привык к другим инструментам. На втором месте по влиянию цели и срок инвестирования. Если задачи тактические, например, генерировать денежный поток, а не прирост капитала, с горизонтом инвестирования до трех лет, едва ли в портфеле будут альтернативные инвестиции. «Но доходность не всегда является целью альтернативных инвестиций. Иногда цель — сбережение. В этом случае важны ликвидность и защита от рисков. Например, доходность золота на длинном горизонте сопоставима с инфляцией, а на коротком вообще не рассматривается. Но у него есть два хороших свойства: быстрая ликвидность и простота», — говорит Андрей Шенк.
На альтернативную часть обычно приходится 10–15%, она должна быть частью баланса «Общий портфель». Отдельный портфель полностью из альтернативных активов — редкость. Кроме того, альтернативная часть инвестиционного портфеля не всегда попадает под мандат управляющего и может быть выведена за периметр его ответственности. «Если человек хочет купить картины, финансовый консультант может посоветовать, какую часть капитала выделить на этот инструмент, чтобы не нарушить баланс долгосрочного финансового планирования. Но детальные рекомендации, поиск объекта на аукционах, торги имеет смысл обсуждать с профессиональным консультантом», — приводит пример Андрей Шенк. Финансовые альтернативные инвестиции подходят под мандат управляющего, но в совокупности на них приходится не более 30% портфеля.
Когда и общество, и экономика начнут возвращаться к равновесному состоянию, снова возникнет потребность в диверсификации, ребалансировке портфелей, тогда вернется активный спрос на альтернативные инвестиции. «Ажиотаж на камни и золото упадет, этот рынок будет скорее стабильным, но в любом случае более объемным, чем до февраля этого года. На фоне структурной перестройки экономики и перераспределения капитала могут появиться новые возможности в private equity внутри России», — считает Андрей Шенк.