Все эти вопросы постарались затронуть создатели документального фильма «Новая этика», который выйдет 15 сентября.
Черепки древней Греции
Давайте для начала вспомним, с чего начиналась культура отмены? Она пришла с понятием «кэнселинг» (от англ. canceling — отмена) — публичное бойкотирование человека или целой компании. Выражение you’re cancelled («ты отменен») впервые стали употреблять в соцсетях по отношению к обидчикам. Со временем пользователи начали объединяться в группы, требуя «отмены» и исключения провинившегося из общества.
Поскольку «обвиняемый», как правило, человек публичный, он молниеносно лишался контрактов, поддержки брендов, оставался один на один с волной критики. Часто пользователи просили закрыть аккаунты неугодного в соцсетях. Таким образом, человек больше никогда уже не мог высказаться в свою защиту.
Такой деплатформинг можно сравнить с остракизмом. Это как раз понятие из Древней Греции. Так называли процесс изгнания опасных для государства граждан. Община решала на тайном голосовании с помощью глиняных черепков — остраконов (отсюда и название), на которых писали имена претендентов, кто же пойдет на выход. Цифровые платформы заменили черепки, но суть во многом осталась прежней.
Публичная казнь
Еще одна параллель: «кэнселинг» похож на публичную казнь. И здесь смерть принимает метафорическое значение: умереть можно не только физически, но и в глазах общества. Некоторые современные философы сравнивают новую этику с инквизицией. Публичная казнь — срежиссированное показательное действо, где у виновника есть и роль, и сцена.
Вот, например, возьмем звезду N, которую безосновательно обвинили в домогательствах. Общественность обсуждает голословные, но растиражированные СМИ обвинения в соцсетях.
По сценарию новой этики у героя есть два варианта: гнуть свою линию или повиниться перед всем миром. Вот это раскаяние и будет сродни публичной казни. Редко кто в этом случае выбирает гнуть свою линию. Надеемся, что N повезло оправдать свое честное имя в затяжных судах, как это случилось совсем недавно у другого знаменитого актера в реальной жизни. Но до настоящего, не инквизиционного, суда, согласитесь, дело доходит редко.
Двойной эксперимент
Вот почему дискуссии о новой этике так остры. Во-первых, непонятно, это изменение социальных норм или мы возвращаемся к хорошо забытому старому? Во-вторых, где честный судебный процесс?
Дебютный документальный фильм режиссера Сергея Янтаря «Новая этика» посвящен исследованию этих вопросов. Фильм представляет собой социальный эксперимент: 30 респондентам предложили в режиме реального времени отменить выдуманных персонажей, реальные предметы и бренды, не соответствующие современным представлениям о правильном поведении.
Сергей Янтарь объясняет, чем привлекла его идея концептуализации новой этики: «Важно было понять, что благодаря технологиям мы можем иначе взглянуть на изменения, которые безостановочно происходят в обществе. В фильме хотелось не просто собрать хронику, а воссоздать подобный процесс в миниатюре, поэтому мы решили провести социальный эксперимент. Его участники — главные герои проекта. Они были с нами в зале, принимали решения, открыто общались и объясняли свою позицию. Это дорогого стоит».
На первом этапе испытуемые принимали решение, зная лишь часть информации. Участникам эксперимента показывали выдуманных персонажей, сгенерированных нейросетью. Они должны были нажать на красную кнопку, что означало «отменить», либо на зеленую, что означало «оставить». Например, среди персонажей был мужчина, избивающий женщину; певица, отказавшаяся работать с гримершей-иммигранткой; блогер, осуждающая полных людей. Также участникам эксперимента были предложены для вынесения вердикта сексистская цитата, модные кроссовки, книга для девочек и т. д.
На втором этапе эксперимента участникам была раскрыта дополнительная информация о людях и вещах, которые они отменили или не отменили. В итоге половина респондентов вернули мужчину, который избил женщину, — выяснилось, что происходило это во время BDSM-сессии; певицу, отказавшуюся работать с иммигранткой, поскольку та украла у нее драгоценности; блогера, которая плохо отзывалась о людях с лишним весом, поскольку оказалось, что она сама больна. Сексистская цитата тоже была оправдана после установления автора — Льва Толстого.
Менялось мнение и в обратную сторону. Например, кроссовки в итоге отменились из-за новых вводных об использовании рабского труда при их производстве, а картина Поля Гогена «Когда свадьба?» — из-за фактов о недостойном поведении художника на Гаити.
Упрощение и кликбейт
Эксперимент проходил под руководством Лилии Земнуховой, президента Санкт-Петербургской ассоциации социологов (СПАС), научного сотрудника Центра исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге, старшего научного сотрудника Социологического института РАН. «Вся сложность и проблематичность концепции отмены в том, что у каждого есть свои мотивации по поводу принятия тех или иных решений», — высказалась она в фильме.
Эксперимент показал, что культура отмены базируется на таких социальных явлениях, как пропаганда и упрощение социальной информации. Иногда все сводится к кликбейт-заголовку, на который можно вестись или нет, отмечает Лилия Земнухова. Сами участники эксперимента тоже признавались, что из-за отсутствия информации у них не было полной картины, некоторые решения на эмоциях были приняты поспешно.
Фильм «Новая этика» не дает окончательных ответов на нравственные вопросы, которые сегодня стоят перед обществом. Но это повод задуматься перед нажатием условной красной кнопки для отмены кого-то или чего-то в следующий раз.
* Информационная поддержка