К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Искусство видеть: «Джейн глазами Шарлотты»

Искусство видеть: «Джейн глазами Шарлотты»
18 августа в онлайн-кинопрокат выходит документальный фильм Шарлотты Генсбур о своей матери Джейн Биркин. Режиссерский дебют актрисы — погружение в интимную сферу взаимоотношений между самыми близкими людьми. Мама и дочь обсуждают принятие себя, своего возраста, отношения с мужчинами, воспитание детей, амбиции и карьеру. Какой отклик нашел фильм у наиболее успешных женщин российской киноиндустрии?

«Я задумала посмотреть на тебя так, как никогда не смотрела и не осмеливалась посмотреть», — говорит Шарлотта Генсбур своей маме Джейн Биркин в начале картины. «Джейн глазами Шарлотты» — фильм-воспоминание, баллада и притча одновременно. Знаменитая дочь смотрит на ставшую легендой мать свежим взглядом — ведь обеим предстоит узнать друг о друге что-то совершенно новое. Шарлотта пытается нащупать, принять и осознать ту связь с матерью, от которой так старалась оторваться, будучи юной. Фильм о границах любви, о том, как призрачны и красота, и признание.

Документальную картину выпустило в прокат творческое объединение Arthouse, компании и сегодня удается привозить в Россию западное фестивальное кино и кинематографистов. Онлайн-премьера «Джейн глазами Шарлотты» состоится 18 августа на видеосервисе Wink.

На фоне трогательного любования Шарлотты своей мамой невольно приобщается к их диалогам и зритель — как будто бы встраивается в беседу и сам начинает рефлексировать на те же темы, что и Джейн с Шарлоттой. И пусть в фильме нет той многогранности личности Биркин, которая удалась режиссеру Аньес Варда, снявшей 35 лет назад картину «Джейн Б. глазами Аньес В.», фильм превращается в искренний и медитативный диалог двух очень близких друг другу людей. «Джейн глазами Шарлотты» открывает для зрителей легенд своей индустрии с совершенно другой стороны. У нас есть возможность «подглядеть» за внутренней, скрытой от посторонних глаз, жизнью и бытом двух популярнейших женщин своей эпохи.

 

Мы попросили порефлексировать над темами из картины успешных женщин из сферы кинобизнеса. Как они ощущают свою роль в семье, в компании, в отношениях с родными? Как меняются их взгляды? Четыре мини-интервью с четырьмя женщинами-лидерами российской киноиндустрии — это своеобразный отклик на «Джейн глазами Шарлотты», не менее искренний и глубокий, чем сам фильм.

«В work balance не верю, только во временные приоритеты»
Ольга Зинякова, президент сети кинотеатров КАРО

— Понятие «женский бизнес» — как относитесь к самому наличию такой градации? Или бизнес есть бизнес?

 

— На восьмом месяце беременности я в каске по ночам руководила группой строителей, которые должны были успеть за несколько недель сделать ремонт и открыть кинотеатр к Новому году. Большинство женщин эта история не удивит. Потому что разделение на «женские» и «неженские» бизнесы точно придумано не женщинами. Нам бы просто не пришло это в голову.

— Могут ли женщины что-то из того, что не могут мужчины, реализуя себя в бизнесе?

— Женщины лучше видят риски и быстрее адаптируются, а также реже страдают от ощущения собственного величия, которое может погубить даже самый стойкий бизнес. 

 

— Насколько важно использовать в карьере и в бизнесе женские качества? Какие именно «подключаете» вы, если того требует ситуация? 

— Женское, как и мужское, это не что-то неизменное. Наши качества и роли в обществе все время трансформируются под влиянием внешних обстоятельств. Но качество, которое я наблюдаю преимущественно у женщин, это мультизадачность. Вот эта обусловленная природой способность держать в голове большое количество проектов и быстро переключаться делает женщин очень сильными в такие времена, как сейчас.

Фото: Екатерина Алагич

— Как бы мы ни говорили о том, что все успеваем, делать карьеру без ущерба для близких очень сложно. Как бы вы отнеслись к тому, что ваша дочь захотела посвятить бы себя бизнесу? 

— Она точно не про бизнес, она творческая единица. На самом деле неважно, в какой сфере вы реализуете себя. Самый ценный совет, который когда-то дали мне: «Окружай себя людьми, которые умнее и талантливее тебя. Вместе с ними ты будешь всегда расти». А в work balance я не верю, только во временные приоритеты. Меня каждый раз накрывает с головой то, что я делаю.

— В своих интервью вы отмечали, что, оказываясь на руководящей должности, периодически сталкивались с сексизмом. Как советуете действовать в таких случаях? 

 

— Я очень рано начала работать, поэтому скорее сталкивалась с эйджизмом. Постарайтесь держаться подальше от тех, кто оценивает вас по полу, возрасту, религии и политическим убеждениям. Будьте сосредоточены на том, что делаете, а люди вокруг все равно будут постоянно менять свое мнение о вас.

Фото: Екатерина Алагич

— Какое влияние на ваши представления о жизненных целях и счастье женщины оказало общение с мамой? А с подрастающей дочерью?

— Мама с детства мне говорила, что я дитя большой любви, что они с отцом очень хотели ребенка и очень меня ждали. Это самые главные слова, которые родители могут сказать, потому что ты сразу обретаешь почву под ногами. Я не знаю, как это работает, но когда мне сложно, всегда их вспоминаю и сразу нахожу в себе силы. Я очень часто говорю эти слова своей дочке. Ей это ужасно нравится. Моя мама и моя дочь невероятно похожи, они лучшие друзья. Забавно, но только с появлением ребенка я поняла, что мама знает меня гораздо лучше, чем я сама себя знаю.

— Шарлотта Генсбур и Джейн Биркин затрагивают в фильме такие сложные темы, как смерть, одиночество, отношения с мужчинами. Их откровенное обсуждение со взрослеющими дочерьми — это must be?

 

— Для меня да. Ведь отношения с мамой — это проекция отношений с миром. Мы с самого раннего детства говорили открыто, что для нашего поколения было чем-то новым. Степень откровенности и рождает глубинное доверие с обеих сторон. Моя мама вообще очень свободный и независимый человек, она поступает и говорит так, как чувствует, и хоть это не всегда легко принять, зато она всегда была честна со мной, умела объяснить мне, что происходит в семье, что она чувствует, почему поступает именно так. Это требует смелости. Прямота может быть неприятна, но это оборотная сторона доверия. Ты должен быть готов услышать то, что тебе не понравится, это все же лучше, чем чувствовать ложь и фальшь от самого близкого человека.

«Главное,
что я хотела бы пожелать дочери, — верить в себя и уважать людей независимо от
их должности и статуса»






Елена Захарова, директор по репертуарному планированию сети кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино»

— Согласитесь, сегодня не лучшие времена для российской индустрии кинотеатров. Или что-то внушает вам оптимизм?

— В первую очередь моя команда. В экстремальных условиях важно включить критическое мышление, быстро принимать решения и быть многозадачным. Мы сплотились и работали как единое целое еще в пандемию. Но тогда было проще: мы понимали, что ковид рано или поздно закончится. В начале марта ушел Голливуд, который давал российской киноиндустрии 80% выручки, и у нас сейчас, конечно, острая нехватка контента. Стопроцентное импортозамещение в нашей индустрии невозможно. Но мы ищем разный контент, в том числе и не кино. Хочется донести до зрителей, что кинотеатры по-прежнему работают. У нас сейчас в репертуаре около 50 фильмов — российских, европейских, фестивальных. Мы также проводим трансляции спортивных матчей. В конце мая полностью продали по два-три зала в кинотеатрах на финал Лиги чемпионов УЕФА. В августе добавим трансляции лучших боев. В планах также показы других спортивных мероприятий. Да, времена для индустрии тяжелые, но без присутствия хотя бы доли оптимизма спасать бизнес нереально. 

Фото: Екатерина Алагич

— Случалось ли вам сталкиваться с предвзятым отношением к женщине в бизнесе?

 

— Сегодня женщина топ-менеджер или владелица бизнеса — это норма, а не редкость. Но иногда принадлежность к женскому полу может создать определенные проблемы: например, если тебе важно договориться о новом проекте на твоих условиях, а в партнерах — мужчина со скептическим отношением к женщине в бизнесе. Тут все зависит от предпринимательского таланта. Если ты грамотно и структурированно объясняешь и можешь доказать все потенциальные плюсы сотрудничества, мужчины обычно меняют свое мнение. Среди моих бизнес-партнеров больше мужчин, и со многими из них выстроены настоящие партнерские отношения, основанные на уважении, доверии и поддержке.

— Карьера требует больших ресурсов, и сделать ее без ущерба для близких сложно. Если ваша дочь захочет попробовать себя в бизнесе, как к этому отнесетесь?

— В свои 14 лет дочь уже планирует освоить профессию в кинопроизводстве. Говорит, что хочет пойти по моим стопам и добиться высот, которых добилась я. Моя главная задача — поддержать ее выбор, но важно мягко донести, что киноиндустрия и шоу-бизнес в целом это «не праздник каждый день», как кажется, и не каждый фильм становится блокбастером. Еще я посоветую ей учиться отделять личную жизнь от работы. Находить баланс между работой и семьей непросто, но этот навык приходит с опытом.

Фото: Екатерина Алагич

— То есть вы, как Джейн Биркин с Шарлоттой Генсбур, стараетесь говорить со своей дочерью откровенно обо всем?

 

Я поставила себе такую задачу, когда у дочери начался подростковый период. Вообще детей важно уметь слушать и слышать, показывать им, что их жизнь интересна родителям. Я стараюсь чаще разговаривать, обсуждать разные темы, приводить примеры плохого и хорошего, выстраивать двустороннее доверие, ведь отношения с детьми мы проносим через всю свою жизнь. И я бы очень хотела, чтобы спустя много лет мы с дочкой могли бы так же доверять друг другу, как героини фильма. 

Всегда пытаюсь подробно объяснять ей, как лучше поступить в той или иной ситуации, какая может быть ответственность за ее решения, но в то же время позволяю действовать по-своему. Главное, что я хотела бы ей пожелать, — верить в себя и уважать людей независимо от их должности и социального статуса.

«Опытная и мудрая женщина способна привести к успеху переговоры с любым жестким бизнес-партнером независимо от пола»
Анастасия Корчагина, коммерческий директор по контенту IVI

— Есть ли у россиян особый взгляд на женщин, который нужно учитывать при адаптации иностранных шоу?

— Конечно. Лет 15 назад, когда я занималась продажей латиноамериканских форматов на российский рынок, я продала формат колумбийского сериала «Не родись красивой», главную героиню изменили под российские реалии. В колумбийской версии она в большей степени пацанка, даже когда становится модной девушкой. Российский персонаж получился более женственным. Даже если сравнивать с любой европейкой, образ русской женщины более мягкий, добрый, теплый. Эти качества вкладываются в женский персонаж при адаптации.

 
Фото: Екатерина Алагич

— И у вас, и у вашей сестры успешная карьера в медиаиндустрии. Каким образом так сложилось?

— В наше воспитание и формирование вложились оба родителя. Их роли в семье сформировались по классической модели: папа всегда был увлечен карьерой и работой, а мама ему в этом помогала. Но я никогда не думала, что роль женщины ограничена семьей. С детства папа учил меня, что нужно добиваться своего, нужно не просто учиться, но получать хорошие оценки. Если нужно что-то сделать вовремя, например выйти через пять минут, значит, я должна собраться за пять минут. Благодаря отцу у меня есть воля и целеустремленность, которые считаются мужскими качествами и необходимы в бизнесе. А мама передала мне мудрость и рассудительность, научила слушать других, быть лояльной и гибкой. Так что я сформировалась под влиянием обоих родителей, которые заодно привили мне культ семьи: муж, родители, бабушка и сестра имеют для меня большое значение.

— Какие женские качества можно и нужно использовать в бизнесе?

— Я уверена, что в некоторых ситуациях женщина может добиться большего, чем мужчина. Опытная и мудрая женщина способна привести к успеху переговоры с любым жестким бизнес-партнером независимо от пола. У женщин обычно хорошо развиты коммуникативные способности, они умеют подстроиться под собеседника, разрядить атмосферу и добиться своего. Мне кажется, последние лет 20 женщины оказывают не меньшее влияние на бизнес и общество, чем мужчины.

 
Фото: Екатерина Алагич

— Не слишком ли откровенные для российского зрителя разговоры матери и дочери о смерти или отношениях с мужчинами в фильме «Джейн глазами Шарлотты»?

— Уверена, что откровенные разговоры — это очень важный этап в отношениях матери и дочери в любой стране. На протяжении жизни эти отношения меняются. В тинейджерском возрасте они обычно сложные. Я помню, что не готова была делиться с мамой чем-то важным, рассказать, например, о первой любви. Мне казалось, она оценит неверным образом. Это непросто для обеих — заговорить на равных, как подруги, а не мать с ребенком. До откровенных разговоров с мамой я доросла только в 26 лет, а кому-то это не удается и в 40.

«Мне знакомо невероятное состояние драйва от любимого дела, и я хочу, чтобы мои дети тоже его испытали»
Мария Смирнова, директор по контенту KION

— Бизнес есть бизнес, независимо от того, кто им управляет — мужчина или женщина. Но разница в стратегии и принципах все же есть. Как бы вы ее оценили?

— На мой взгляд, женщины внимательнее и терпеливее мужчин, они шире мыслят и более философски относятся к соперничеству в переговорах. В силу своих природных качеств женщины обычно эффективные стратеги и чаще мужчин готовы, как фельдмаршал Михаил Кутузов, сдать Москву, чтобы выиграть войну. Мужчинам приходится с этим считаться, становиться гибче и в чем-то уступать. Чем больше становится женщин-руководителей, тем больше они влияют на правила ведения бизнеса в целом. 

 

Я уверена, что в любом партнерстве, будь то бизнес или семья, должны быть представлены разные точки зрения, тогда оно получается гармоничным. Когда превалирует одна точка зрения, маскулинная или феминистская, возможности для развития бизнеса сужаются.

— Успешная карьера — испытание не только для самой женщины, но и для всех ее близких. Если в будущем ваша дочь выберет этот путь, как к этому отнесетесь?

— Я буду только рада, потому что мне это близко и понятно. Но и любое другое ее решение я также поддержу, потому что меня главное — помочь ей найти то дело, которым она будет гореть. Мне знакомо невероятное состояние драйва от любимого дела, и я хочу, чтобы мои дети тоже его испытали. Дочери всего восемь лет, но уже видно, что у нее сильный характер. Это хорошо для нее, но нам, ее семье, уже сейчас приходится непросто.

Фото: Екатерина Алагич

— Возможно, ей бы хотелось больше времени проводить с мамой?

 

— Как и всем моим близким на самом деле. Но получая удовлетворение от того, что я делаю, и от того, как и что у меня получается, я могу дать семье гораздо больше позитивных эмоций, чем если бы приходила домой пораньше с ощущением недоделанной работы. Компромиссы всегда отражаются на психологическом состоянии человека и, как следствие, на его близких. Я не корю себя за то, что уделяю много времени работе, а дети воспринимают это как норму: они просто не знают другой жизни. Но если они нуждаются в моей заботе, я всегда рядом.

— Ваши дети пользуются платформой KION? Могут ли они, например, оценить ее функционал?

— Мне повезло работать в сфере, которая интересна даже маленьким детям. Когда дочери было чуть больше года, она уже умела выбирать и включать мультфильмы в смартфоне и планшете. Сегодня она делится своим личным опытом использования и других мультимедийных онлайн-платформ — например, говорит о том, какой там есть функционал, которого пока нет у KION. Этот бесценный фидбек я охотно использую в своей работе. 

Фото: Екатерина Алагич

— Общение с дочерью на профессиональные темы — это здорово. Когда дочь подрастет, хотели бы откровенно обсуждать с ней более личные темы, как это делают в фильме Джейн Биркин и Шарлотта Генсбур?

 

— Я никогда не считала, что с детьми нужно говорить «как с маленькими», всегда стараюсь говорить с ними честно, как со взрослыми людьми, может быть, более подробно что-то объясняю, подбирая понятные им слова. Любому родителю хочется оградить детей от грустной, пугающей информации, но доверительные отношения с ними для меня важнее. Пока дети приходят ко мне с любой темой, которая их волнует, и мне очень хотелось бы поддерживать такие отношения и в подростковом возрасте, и позже на протяжении всей жизни. Я понимаю, что это требует от меня большой работы. Дать своим детям прочную опору — без осуждения, какую всегда получала от своих родителей, — к этому я буду стремиться всегда.

— Какие представления о роли женщины в современном мире вам бы хотелось сформировать у дочери?

— Женщины устроены сложнее мужчин физически, эмоционально, духовно. Но ровно поэтому женщины способны придавать всему тому, чем они занимаются, большую глубину, безопасность, красоту не только дома, но и в бизнесе, в своей социальной группе. Мы формируем жизненное пространство вокруг себя и близких, в этом и заключается наша главная роль.


*Информационная поддержка
16+

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+