Почему визионерское мышление — фундамент создания сообществ, способных на большие прорывы

Автор
Александра Шадюк
Рубрика
Кейсы
Сyberdom

Развитие сообществ становится сегодня главной задачей для большого бизнеса — для движения к большим результатам необходимо развивать визионерское мышление.

О том, почему экспертам так важна принадлежность к группе единомышленников и что дает надкорпоративное объединение усилий индустрии, — в колонке Александры Шадюк, заместителя генерального директора Кибердома.

Последние несколько лет российский бизнес стал активнее выстраивать вокруг себя комьюнити — сообщества энтузиастов, которые неформально взаимодействуют с бизнесом, расширяя горизонты не только имиджа и бренда, но и технологического прогресса. Такие сообщества сегодня выстраивают крупнейшие IT-компании, банки, девелоперы, маркетплейсы, инвестиционные и бизнес-клубы. Тренд на усиление работы с рынком и развитие продуктов коснулся и компаний, работающих в сфере кибербезопасности.

Создание и поддержка сильного сообщества экспертов помогает компаниям не только разрабатывать новые продукты, но и влиять на стандарты индустрии.

Прорывные задачи, а таких перед российской экономикой в текущих условиях стоит много, все чаще становятся результатом объединения усилий всех сторон. Поэтому стране крайне необходимы бизнесы, внутри которых есть визионерская составляющая. Компании и люди, понимающие не только коммерческие, но и социально-индустриальные задачи, вклад в которые является ключевым аспектом прорыва всей индустрии.

Одна из важнейших для страны задач — суверенность, невозможность нанесения критического ущерба экономике и гражданам, в текущих условиях выходит на первый план. Кибербезопасность насквозь пронизывает всю структуру экономики: от построения защищенности КИИ и ключевых бизнесов, каждого конкретного предприятия в сфере любого бизнеса, до конечных граждан, которые, находясь в стремительно развивающейся цифровой среде, становятся заложниками ее теневой незащищенной стороны. 

Потенциал российской экспертизы

Рынок кибербезопасности в России ежегодно растет примерно от 30% и выше, это рынок крайне высокого спроса. Его индустриальный потенциал на мировой арене еще не до конца оценен, хотя на протяжении десятилетий, со времен СССР, в нашей стране на базе физико-математической образовательной основы формировалась сильная среда — от российского белого хакерства до предпринимательских заслуг в сфере IT, хайтека и кибербезопасности. Эта среда, объединенная общими чертами российской ментальности, стремительно развивалась по принципам комьюнити, выводя на рынок продукты, получившие мировую известность.

Популярную игру «Тетрис» от советского программиста Алексея Пажитнова, собравшую культовое сообщество фанатов, знают во всем мире — число загрузок только мобильной официальной версии игры в 2020 году превысило 100 млн. Мессенджером Telegram от Павла Дурова, использовавшим в том числе открытый код и развитие за счет национальных комьюнити программистов и пользователей, пользуются больше 900 млн человек по всему миру. Язык программирования Kotlin, собравший вокруг себя международное сообщество, созданный российскими разработчиками Сергеем Дмитриевым, Евгением Беляевым и Валентином Кипятковым, Google считает приоритетным для разработки приложений на Android.

Лаборатория Касперского стала не просто одной из самых известных IT-компаний в мире — в режиме плотной работы с комьюнити техспециалистов были созданы сотни антивирусных алгоритмов. А стремительный рост и капитализация Positive Technologies на бирже — во многом заслуга нестандартного подхода компании в работе с комьюнити частных инвесторов, превышающим уже сотни тысяч человек, что помогает популяризировать отрасль кибербезопасности в целом.

Российское экспертное сообщество в этой сфере может претендовать на статус одного из сильнейших в мире. Менталитет страны, ДНК мышления исторически всегда можно было назвать своего рода «хакерским» — российские изобретатели, ученые и бизнесмены подходили к любым прикладным задачам довольно нестандартно. Кроме того, работа в отрасли кибербезопасности — это уже объединение людей, которые выбрали для себя ежедневную «борьбу со злом», что часто стоит выше личных амбиций или узких коммерческих задач.

Cyberdom

Так, запущенный в 2023 году индустриальный проект Кибердом стал одной из важных ступеней создания идейной среды для взаимодействия экспертов по информационной безопасности и IT, бизнеса, государства и молодежи, кадрового потенциала и образования.

После объединения ресурсов индустрии, главным вызовом проекта стали совместные инструменты для помощи российскому бизнесу в создании результативных систем безопасности и повышении уровня киберграмотности, продвижении российских технологий за рубежом, решение общих для отрасли задач и привлечение молодых кадров в индустрию. А ключевой миссией — сделать российский кибербез национальной гордостью и открывать такие кибердома по всему миру, помогая дружественным странам строить собственный суверенитет за счет развития национальных ИБ-продуктов благодаря российской экспертизе.

Классические подходы в построении и развитии комьюнити, которые обычно были применимы в разных сферах бизнеса, для решения таких задач стали неактуальны. Созрела необходимость создавать новый подход, при котором эксперты и компании смогут видеть надкорпоративные задачи, свои собственные большие миссии и вклад, который поможет всей индустрии совместно сделать еще больший скачок вперед.

Cyberdom

Почему классические сообщества не работают на прорывы

Сегодня существует несколько путей построения сообществ, и зачастую они строятся вокруг решения коммерческих задач отдельных компаний или за счет наличия в индустрии сильно тормозящих развитие проблем.

Например, конкуренты могут временно объединяться, чтобы решить общую проблему, которая существенно мешает развивать бизнес каждому. Это может быть вопрос чрезмерного регулирования в отрасли, монополии, влияние черного рынка, который тормозит развитие всего сектора.

Другой пример часто недолговечных сообществ — это синдром кастовости, когда сообщество создается по принципу отсечки дохода, влияния и возможностей или условного экспертного авторитета. Безусловно, людям гораздо интереснее общаться в кругу «своих», но у таких комьюнити нет миссии или идеи, вокруг которой будет строиться совместная работа, а беседы или обмен опытом довольно быстро иссякнут. Так же, как и у сообществ, выстроенных вокруг определенной личности, если она ограничивается интересом, лежащим в сфере задач своего бизнеса и личного развития.

Также сообщества могут создаваться с целью вовлечения амбассадоров, которые возьмут на себя ключевую роль в маркетинге. Такие комьюнити развивают компании и бренды, а не каждого отдельного эксперта или рынок в целом. Они не объединяют конкурентов, они создают объединения внутри каждого конкурента для развития его бренда.

Создать доверительную среду, которая отвечает запросам представителей сообщества так, чтобы каждый получал от этого максимум пользы, — самый главный вызов.

Такими путями создаются надкорпоративные сообщества, которые работают над реализацией больших целей, внутри которых личностный толчок и развитие получает каждый эксперт или каждая компания, не мешая друг другу продолжать конкурировать.

Главный инструмент создания таких сообществ, способных совершать большие прорывы, — построение партнерств и win-win-стратегий в направлении, которое не мешает естественно развиваться конкуренции, не ограничивает каждую компанию и осмысленно тратит ценное время экспертов для расширения возможностей всего рынка, всей индустрии, открывая новые горизонты достижений.

Главный вопрос визионеров

В чем же основной аспект популярности сообществ и того, почему человеку так важно принадлежать к какой-либо профессиональной группе? Такая принадлежность в первую очередь раскрывает внутренние намерения, личностную миссию и то, чем специалист выделяется среди остальных. Согласно данным исследования «Привлечение, вовлечение и удержание эффективных команд. Тренды 2024–2027 гг.», проведенного московским университетом Community University, средний возраст менеджмента в нашей стране 45,6 лет — это период, когда у человека происходит переоценка жизненных ценностей.

Человек начинает искать нечто более ценное для него, чем деньги или известность, — это и есть путь к визионерству и вкладу в большее, в том числе и в бизнесе. Именно эта «надкорпоративная» настройка заставляет эксперта, топ-менеджера или владельца компании задуматься над тем, какой вклад он оставит в индустрии. Способен ли он сделать что-то значимое для развития отрасли, для обеспечения прорыва? Такое визионерское мышление — основной фундамент построения сильных сообществ, альянсов и партнерств, которые способны привносить в индустрию ключевые изменения.

Cyberdom

Что же нужно для достижения этой цели? Предложить сделать большой шаг в сторону социально-индустриальных или личностных задач, собрать единомышленников под флагом общих идей, дать им инструменты для реализации и уверенность в том, что они смогут себя реализовать, выстроить доверие — это главный инструментарий, способный помочь реализации больших прорывов.

Уникальные технологии, экспертиза, масштабируемая в другие страны, создание суверенитета без насаждения зависимости, альтернативные варианты развития цифрового будущего, стандарты, по которым будут безопасно жить не только компании, но и наше подрастающее поколение, — все эти задачи под силу тем, кто задумывается. Ведь важно не только ответить на вопросы «что» и «как», но и на главный вопрос визионеров — «почему».