На главную
Как отказаться от импортных материалов, перестроить мебельное производство и увеличить объем бизнеса на 50% в год
6 лет
присутствие компании на рынке
Ситников Андрей Федорович
Владелец ООО «Бонвуд»
С 2018 года производит мебель для российского рынка
50%
рост объема бизнеса в год
Компания Бонвуд производит корпусную мебель с 2018 года. За шесть лет бизнес дважды сменил ассортимент, но остался в рамках товарного сегмента и продолжает успешную деятельность. Эксперты Альфа-Лизинга выяснили, как компании удается сохранять стабильный рост.
Как кризис подтолкнул к смене ниши
Владелец Бонвуда Андрей Ситников — предприниматель и менеджер с большим стажем. Шесть лет назад он основал фабрику по производству мебели из массива. Разработал несколько коллекций, вдохновившись продукцией итальянских коллег. Стремился создать максимально качественные товары из импортного сырья и комплектующих.

В 2018 году Бонвуд начал работать с крупными торговыми площадками Москвы, но развить сотрудничество не удалось. С ростом курсов валют приобретать импортное сырье у зарубежных партнеров стало невыгодно. Кроме того, снизилась покупательная способность населения — мебель из массива перестала пользоваться спросом. В итоге заработать компания не успела. «Были только инвестиции. Мы начали продажи, и почти сразу пришлось перестраиваться на производство корпусной мебели из плитных материалов — МДФ, ЛДСП. Эта мебель дешевле и проще в изготовлении», — комментирует Андрей Ситников.
Мы рекомендуем при запуске продукта в новой нише обратить внимание на потребности и боли целевой аудитории, ответы на которые будут транслироваться в коммуникациях. Это позволит бренду выделиться среди конкурентов и привлечь клиентов.

Кроме того, сокращать траты на продвижение в кризис не лучшая стратегия, хоть и самая распространенная. При сниженной конкуренции легче привлечь внимание потребителя. Когда кризис закончится и бренды начнут возвращаться, у бизнеса будет значимое преимущество в виде доли рынка и лояльности клиентов.
Мария Габуния, руководитель отдела маркетинга Альфа-Лизинга:
Предприниматель добавляет, что тогда принял решение продать все традиционные столярные станки и купить обрабатывающие центры для плитных материалов и программное обеспечение для проектирования. Переоснащение производства обошлось в 20 млн рублей. Собственник вложил свои средства и кредиты не использовал. После перестройки объем бизнеса, по словам Андрея Ситникова, начал увеличиваться на 50% в год.
Рынок мебели в России идет на подъем. В последние годы потребители все больше обращаются к отечественным производителям. Российские мебельные компании предлагают более гибкий подход, чем зарубежные, и максимально учитывают пожелания заказчиков. Например, могут изготовить мебель нестандартных размеров, регулируют сроки производства без ущерба качеству.

В целом столярные изделия и изделия из плитного материала мы в России научились делать намного лучше западных стран. Это стало возможно благодаря использованию передовых технологий и оборудования.
Илья Витушко, генеральный директор ООО «Лухтэйн», торговая марка LUHTEIN в России:
Развитие Бонвуда также потребовало современного оснащения. Андрей Ситников рассматривал возможность приобрести станки в лизинг. Но в последний момент передумал, так как на счету предприятия оказалось достаточно средств для их оплаты из собственных ресурсов.

Предпринимателю удается вести дела не только без заемных средств, но и без собственного автопарка для перевозки продукции партнерам. «Автомобили нужно содержать, где-то парковать, выделять бюджет на топливо, зарплату водителям и другие расходы. Это неудобно. Мы с комфортом пользуемся транспортными компаниями, плюс заказчики сами отправляют транспорт, а поставщики обеспечивают доставку заказов», — поясняет Ситников.
Развитие без заемных средств актуально не для всех компаний. Например, при перезапуске бизнеса невозможно гарантировать успех, поэтому покупать технику на свои средства рискованно. В случае неудачи продать ее будет сложно.

В подобных ситуациях я рекомендую рассматривать лизинг на необходимое оборудование с авансом 49% и на 12 месяцев — так плата за лизинг получится минимальной. А вычет НДС с полной суммы договора и уменьшение налогооблагаемой базы за счет лизинговых платежей помогут еще лучше оптимизировать траты. Оставшуюся сумму можно потратить на закупку сырья, маркетинг или использовать как резервный фонд на случай новых вызовов — приобретение земли, строительство офиса и других. По истечении срока договора технику можно выкупить или отказаться от выкупа — в зависимости от того, насколько успешным оказался новый бизнес.
Вадим Данилов, руководитель управления анализа данных и принятия решений Альфа-Лизинга:
Какие вызовы сейчас решает Бонвуд
В настоящее время фабрика располагается на арендованных заводских площадях. Завод недавно был продан, и помещение нужно освободить. Перевозить оборудование в другое место затратно и небезопасно — на своей площади сделать это было бы надежнее. Поэтому Андрей Ситников купил два гектара земли за 10 млн рублей в Калужской области и планирует постройку собственного цеха. На это потребуется еще 150 млн рублей.

Владелец Бонвуда также нацелен максимально автоматизировать фабрику. Имеющееся оборудование подходит для того, чтобы объединить в единую сеть работу подразделений. Но монтаж коммуникаций потребует больших затрат, и надежнее будет проводить его на собственных площадях. Уже ведутся предварительные переговоры с подрядчиками, есть перспективные предложения, но первым приоритетом предприниматель называет все же строительство цехов.
Пока идет строительство нового цеха, часть оборудования, возможно, будет простаивать. Для оптимизации процесса лучше сдать неиспользуемое оборудование в аренду либо продать. Если станки новые, то можно обратиться к возвратному лизингу. Он позволит сразу получить средства на строительство цеха и дальше пользоваться своим оборудованием.
Вадим Данилов, руководитель управления анализа данных и принятия решений Альфа-Лизинга:
В ближайшее время Ситников планирует расширить ассортимент с учетом новых производственных возможностей. После ухода иностранных игроков спрос на рынке будет распределяться между локальными предприятиями, а значит, Бонвуду нужно как можно скорее подстроиться под вкусы новых заказчиков, чтобы забрать себе этот спрос.

Пока предприниматель избегает конкретики относительно позиций в ассортименте, но отмечает, что полностью менять линейку не собирается, а дополнит ее в соответствии с покупательскими предпочтениями.
Есть решения, которые помогают бизнесу стабилизироваться и сохранить производство во время кризиса. Одна из возможностей — контрактное производство, которое позволяет размещать свои заказы на заводах партнеров. Маржинальность в этом случае ниже, но данный вариант позволяет заработать. Также партнерские программы с крупными игроками рынка помогут получать скидки и отсрочки платежей. В дополнение к этому отмечу, что Ассоциация мебельной и древесной промышленности России совместно с Минпромторгом разработала специальную программу поддержки предприятий мебельной отрасли.
Илья Витушко, генеральный директор ООО «Лухтэйн», торговая марка LUHTEIN в России:
Еще одной из значимых задач бизнеса Ситников считает планирование. Предпринимателю важно равномерно загружать производство без авралов и простоев. «Это самое сложное, потому что заказы приходят в том числе одновременно, часто срочные. Их приходится „растягивать“, чтобы и мощности были загружены, и клиент остался доволен», — объясняет Ситников.

Опыт компании Бонвуд показывает, что на рынке можно развиваться и без кредитных средств. Но такая стратегия подходит не всем. Компаниям, у которых недостаточно свободных денег, эксперты Альфа-Лизинга советуют изучить возможности разных финансовых продуктов, в том числе лизинга. Это довольно гибкий инструмент, который позволяет компаниям быстро адаптироваться к изменениям рынка.
Другие истории
Рогозин Артем Павлович
Владелец группы компаний PROXIMA
С 2016 года импортирует в Россию суперавтоматические кофемашины
Кнеллер Михаил Дмитриевич
Сооснователь проекта Sciencely
С 2013 года организует детские образовательные мероприятия
Совладелец ООО «Конкордия Авто»
С 2018 года импортирует в Россию транспортные средства со всего мира
Марсаков Александр Сергеевич