Правительство решило повысить штрафы за нарушение правил дорожного движения
Правительство уже с 1 января 2025 года может повысить штрафы за нарушение ряда правил дорожного движения. Поправки в КоАП предлагают также снизить скидку при досрочной оплате штрафа с 50% до 25%, при этом повысив сам срок льготной оплаты с 20 до 30 дней. Источник «Ведомостей», близкий к правительству, напомнил, что штрафы в России не повышались с 2013 года. И заверил, что часть собранных средств пойдет на ремонт дорог в регионах
В России с 1 января 2025 года могут увеличить размеры штрафов за некоторые нарушения правил дорожного движения (ПДД), сообщили «Ведомости» со ссылкой на проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые разрабатываются в правительстве, и сопроводительные документы. Материалы, по данным издания, рассмотрит правительственная комиссия по законопроектной деятельности 18 ноября.
Штраф за нарушение правил использования ремней безопасности предлагается увеличить с 1000 до 1500 рублей, за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, передачу прав на его управление пьяному водителю, отказ от медосвидетельствования — с 30 000 до 45 000 рублей. Вилка штрафов за превышение скорости, а также за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки может вырасти с нынешних 500–5000 рублей до 750–7500 рублей. Причинение легкого вреда здоровью при нарушении ПДД предлагается наказывать штрафом в 3700–7500 рублей (вместо нынешних 2500–5000 рублей), а среднего вреда здоровью — в 15 000–30 000 рублей (вместо действующих 10 000–20 000 рублей).
Предлагаемые ко второму чтению поправки изменят также сроки возможной уплаты штрафов «со скидкой». Сейчас за нарушение большинства ПДД автовладелец в течение 20 дней может заплатить 50% штрафа. После вступления поправок в силу придется платить 75% штрафа, при этом срок льготной оплаты вырастет до 30 дней. Источник, близкий к правительству, объяснил изданию, что «культура оплаты штрафа «со скидкой» и в электронном виде уже достаточно глубоко укоренилась» и своих целей достигла.
Он отметил, что штрафы предлагается повысить за самые распространенные нарушения ПДД, уточнив, что сейчас на штрафы в 500 рублей за превышение скорости на 20–40 км/ч приходится 73% из них. Он напомнил, ссылаясь на международный опыт, что на решение нарушать или нет ПДД влияет два фактора: неотвратимость наказания и величина ответственности. Первый компонент уже реализуется за счет средств фото- и видеофиксации, а вот размер штрафов не повышался с 2013 года.
На фоне инфляции в 70% (с 2013 по 2024 год) сумма штрафов за многие нарушения с учетом скидок в 50% «становится настолько малой, что не вызывает серьезных последствий для нарушителей», подчеркнул доцент Финансового университета при правительстве Петр Щербаченко.
Доцент базовой кафедры управления государственным и муниципальным имуществом ИГСУ РАНХиГС Александр Бородин напомнил, что почти 75% собранных за нарушение ПДД штрафов попадают в бюджеты регионов. Собеседник, близкий к правительству, заверил, что часть этих денег планируется вкладывать в развитие дорожной инфраструктуры.