«Передайте своим олигархам, что их здесь не ждут»: репортаж Forbes из Абхазии
За последние годы Абхазия внешне мало изменилась. Да, на побережье появились новые небольшие отели и рестораны, курорты стали выглядеть аккуратнее. Но не богаче. Здесь периодически пропадает электричество, республика живет на дотациях.
С 2008 года Абхазия получила от России более 115 млрд рублей. Эти деньги идут на зарплаты бюджетникам, пенсии, социальные проекты, в частности, восстановление разрушенных во время войны с Грузией объектов. Например, на табличке на здании Государственной хоровой капеллы в Сухуме прямо указано: «Данный объект восстановлен за счет средств финансовой помощи России». Дать голодному не рыбу, а удочку в Абхазии невозможно. Инвестировать на территории государства никто не рискует. Даже сравнительно дружественная Турция, имеющая большую абхазскую диаспору. В 2024 году «удочку» Абхазии решили вручить буквально принудительно.
Выход к морю
С 1 сентября 2024 года Россия приостановила выплаты абхазским бюджетникам, а заодно начала поставлять электроэнергию по рыночной цене. «Речь идет просто о том, чтобы соблюдался баланс этих обязательств, и наши абхазские друзья это прекрасно понимают», — прокомментировал это решение глава российского МИД Сергей Лавров. 30 октября 2024 года правительствами России и Абхазии было подписано Соглашение об осуществлении российскими юридическими лицами инвестиционных проектов на территории Республики Абхазия.
Документ предполагает составление реестра российских инвесторов, вкладывающих в республику от 2 млрд рублей. Им абхазская сторона обязуется предоставлять в пользование земельные участки, обеспечивать приоритетный доступ к энергомощностям, подключение к инженерным сетям и коммуникациям и множество других льгот, которыми не обладают местные предприниматели. В том числе, освобождение от уплаты налога на имущество и налога на прибыль организаций в течение восьми лет с даты ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Когда 12 ноября документ должен был ратифицировать абхазский парламент, в Абхазии начались протесты оппозиции. Голосование перенесли на 15 ноября. Рано утром правительственные здания и примыкающий к ним парламент уже был в плотном кольце автомобилей полиции и прочих силовиков, собранных из всех возможных ведомств.
Пришедший одним из первых к парламенту корреспондент Forbes тут же был остановлен для проверки документов и после обнаружения штампов о въезде в Грузию, был задержан на два часа для объяснений. Дело привычное, но в этот раз во время допроса угостили мандаринами — Абхазия же.
Ближе к началу заседания, в 11.00 у парламента собрались толпа протестующих. Не ожидая ничего хорошего, депутаты попытались и в этот раз отложить рассмотрение, но люди на улице потребовали принять решение: вообще снять законопроект (ратификацию) с повестки.
Как объяснил в интервью Forbes лидер оппозиции Адгур Ардзинба, если президент Абхазии Аслан Бжания на нем настаивает, то пусть включит ратификацию в свою предвыборную программу и попробует переизбраться с этим на второй срок на выборах в 2025 году. Узнав, что перед ним корреспондент российского Forbes, «журнала миллиардеров», один из протестующих заявил: «Передайте своим олигархам, что их здесь не ждут».
Возмущение вызвали не только налоговые льготы и прочие преференции, но допуск россиян в очень чувствительные для абхазов сферы деятельности, включая строительство отелей и так называемых «многофункциональных центров» — апартаментов. В случае вступления соглашения в силу, по мнению протестующих, рушится стена, до этого препятствующая «скупке республики российскими олигархами». «Мы маленькая республика, и по площади, и по населению, — объясняет пожилой сухумец. — Если сюда придет чужой капитал, нас не останется. Нам ничего не будет принадлежать, исчезнем. Будем медленно развиваться на внутренних ресурсах. Даже если останемся без российской помощи, все равно апартаменты не позволим».
«Не хотим, чтобы у нас тут творилось то же, что происходит в Сочи или Геленджике», — заявил корреспонденту Forbes лидер оппозиционной партии «Форум народного единства Абхазии» Аслан Барциц. Как объяснил в интервью Forbes председатель оппозиционной партии «Апсны» Виталий Габния, крупный российский бизнес получивший беспрецедентные преференции и лучшие земельные участки, лишит заработка местных предпринимателей. «Апартаменты не принесут в казну государства ровным счетом ничего, отнимут доход у семей живущих за счет туристического сезона, — рассказал он. — Силовики это тоже понимают, они же из народа, их семьи на том же живут».
Народное единство
Еще во время задержания абхазскими силовиками корреспондент Forbes понял, что местные правоохранительные органы полностью разделяют мнение оппозиции. Масса людей в погонах даже не предпринимала попыток как-то унять протестующих, которые в итоге снесли ограждение перед парламентом и прорвались в его здание. Как выяснилось, ограждение вокруг зданий правительства, администрации президента и парламента появилось сравнительно недавно. «У нас такие ограды просто не приняты — это неуважение к народу», — прокомментировала восстановление прежнего порядка местная активистка.
Абсолютно все выступавшие на площади заявляли, что протест не имеет антироссийского подтекста. В доказательство этого на площади рядом с абхазским развернули и российский флаг. Мол, инвесторы-олигархи — это не Россия.
Около 17.00 на крыльцо парламента вышел Адгур Ардзинба. И под двумя флагами, России и Абхазии, заявил: «Действующий президент пытается дезинформировать нашего стратегического партнера, что в Абхазии совершен госпереворот некими протурецкими силами, западными силами. Это абсолютная ложь! Сформирована группа депутатов, которых отправили к президенту с предложением отставки и новых выборов президента. Ждем их с переговоров с положительным результатом». Позже глава Абхазии Аслан Бжания заявил журналистам, что продолжит работать и призвал сограждан не поддаваться на провокации.